Общество как развивающаяся система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Ответ на этот вопрос предполагает раскрытие и объяснение основных этапов развития общества как обособившейся от природы исторически развивающейся формы жизнедеятельности людей. В истории философии существует многообразие воззрений на общество. В античном мире общество отождествлялось с государством и рассматривалось как результат естественного неравенства людей. В Средневековье господствовал религиозный взгляд на общество как результат его творения Бога.

Содержание работы

Введение
1 Генезис историко-философских воззрений на общество.
2 Субъекты и движущие силы исторического развития.
3 Различие формационной и цивилизационной концепций анализа общества.
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

готова кр.docx

— 29.32 Кб (Скачать файл)

     В заключение сделаем краткие замечания по поводу формационной и цивилизационной концепций развития общества.

     Формационный подход к пониманию исторического развития общества свойствен для философской концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, базирующейся на материалистическом понимании истории. Суть формационной теории заключается в признании того, что в основе развития общества лежит материальное производство, которое на различных исторических этапах имеет различный способ своего существования, складывающийся из определенного уровня развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Таким образом, способ производства или общественно-экономическая формация - это исторически конкретная форма общества на определенном этапе его развития, имеющая свою специфику функционирования. Особенностью формационного подхода является взгляд на историческое развитие как единый линейный мировой процесс смены общественно-экономических формаций.

     Формационному подходу противостоит цивилизационный, который выделяет в историческом развитии многообразие самобытных культурных миров (цивилизаций). Среди его создателей - О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Цивилизационный подход к пониманию общества, истории и культуры сформировался в конце XIX - середине ХХ вв. при создании теории локальных цивилизаций, которой чужд взгляд на историю как линейный процесс. Согласно этой теории все общества и культуры делятся на первичные (первобытные) и цивилизованные (время их существования - примерно 5-6 тысяч последних лет). По мнению авторов данной теории, за этот период сложилось около двух десятков самостоятельных, самобытных цивилизаций, не похожих друг на друга и имеющих свою историю. Из сохранившихся цивилизаций можно назвать китайскую, индийскую, исламскую, православную, западную.

Заключение

 

      Общество в своем развитии проходит качественно определённые этапы. На каждом из них действуют и общие законы, характеризующие именно повторяющееся, устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени и пространстве. Общие и особенные законы взаимосвязаны и должны изучаться в единстве, поскольку последние характеризуют качественную определенность каждой общест венно-экономической формации, показывая ее исторически пре ходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как бы невидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единое целое. А совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.

      Можно сказать, что анализ хода истории показывает, что он не противоречит едва ли не общепризнанной формуле единство мира в его многообразии. Развитию и эволюции общества присущи две противонаправленные тенденции движение к единству и движение к многообразию. Ученые спорят о том, являются ли эти две тенденции равноправными, но, как правило, сходятся во мнении, согласно которому общественная динамика привела к вызреванию новой планетарной цивилизации.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Философия: Учебник для  вузов  / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб.  и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.  (Серия              «Золотой фонд российских учебников»). С. 439-458. 

2. Философия.  В вопросах и  ответах. Учебн. пособие для  вузов /Лавриненко В.Н.,              Ратников В.П., Юдин В.В.; Под   ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА,  2003. С. 291-448.      

3. Барулин В.С. «Социальная философия»  Ч. 1 и П. М., 2002.

4. Канке В.А. Философия: Исторический  и систематический курс; Учебник  для              вузов. Изд. 5-е перераб.и доп.  – М.: Логос, 2005. Гл. 2, 4.

5. Тойнби А. Дж. Постижение истории.  – М.: 1991. Часть первая.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.  – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. Гл. 13-15.

7. Философский словарь  / Под  ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с. 

 


Информация о работе Общество как развивающаяся система