Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 12:10, реферат
Поставим вопрос: что мы понимаем под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему.
1. Понятие общества как системы. Общество и общественные отношения.
2. Понятие общественно-экономической формации.
3. Понятие цивилизации.
Почему произошла неолитическая революция? Согласно одной и, надо сказать, весьма правдоподобной гипотезе, она была выходом из тупика, в который попало первобытное общество в результате того, что хищнически уничтожило крупных животных, являвшихся основой питания людей в первобытную эпоху. Этому способствовало, видимо, и очередное оледенение, затронувшее места обитания архаического человека. Похоже, сравнительно немногочисленное тогда человечество находилось под угрозой полного исчезновения, а одомашнивание животных и культивирование растений позволили ему выжить.
Неолитическая революция связана с гигантским скачком в развитии человеческого духа: из архаической мифологии возникла религия; в самостоятельные сферы деятельности выделились искусство, философия; основополагающие технологические процедуры и трудовые операции отделились от ритуального действа, до тех пор соединявшего в себе два начала: с одной стороны, практически необходимое, полезное, ас другой стороны – духовное, устремленное к небу, к высшему.
История становления цивилизаций и их развития – это история вооруженного насилия и войн, история кровавых бунтов и не менее кровавого подавления их. Уже античные авторы отмечали, что массовые убийства во время войн между цивилизованными народами ничуть не уступали гибели людей от неустроенности доцивилизованного бытия (голод, холод, дикие звери, лесные пожары и т.д.)
Цивилизации, существующие всего несколько тысяч лет, не различаются между собой сколько-нибудь существенно с точки зрения характера и содержания социальных отношений. Не случайно многие социальные идеи древних, скажем, Платона и Аристотеля, Конфуция и Будды, актуальны и сегодня. Оказывается, не столь уж важно, осуществляется власть с помощью бронзового или железного меча, как во времена падения Трои или побед Александра Македонского, или с помощью танков, напалма, боевых вертолетов и самолетов, как в конце XX в., - насилие всегда остается насилием, а свобода свободой…5
Впрочем, среди многочисленных изучаемых историками цивилизаций существует одна, в которой находимся мы и глазами которой смотрим на всю историю. Это так называемая Новоевропейская цивилизация (разные авторы называют ее техногенной, индустриальной, либеральной и т.п.), возникшая в Западной Европе в XIV-XV вв. в эпоху Возрождения и охватившая к концу XX в. практически весь земной шар.
Последний период Новоевропейской цивилизации (периодизация ориентируется на начало первой мировой войны или на Октябрьскую революцию 1917 г. в России) называют Новейшим временем.
В отличие от Новоевропейской цивилизации, для которой основополагающей ценностью является социальный и научно-технический прогресс, все остальные цивилизации (греческая, римская, китайская, индийская и т.д.) именуются традиционными обществами. В них сохранение традиций, обеспечивающих жизнеспособность общества, его особую устойчивость, всегда оценивалось выше кардинальных революционных изменений, даже если эти изменения вели к лучшему.
Словом, если смотреть на Новоевропейскую цивилизацию изнутри, то она представляется вершиной человеческого развития. Однако к концу XX в. обнаружились некоторые грозные общемировые изменения, связанные не только с Новоевропейской цивилизацией, но и с самой идеей неполитической революции. Человечество постепенно осознает, что оно оказалось перед лицом угрозы глобальной экологической катастрофы.
Социальную
философию интересует, прежде всего,
цивилизации, т.е. тот отрезок времени,
который заключен между двумя теряющимися
во тьме прошлого и будущего неопределенностями
и составляет примерно 10 тысяч лет. Потому
что именно в этот период социальное пространство
(цивилизационный социум, общество) выступает
как сложное, многоплановое, развитое
целое, имеющее внутри самого себя причины
и источник своего развития, а человек
– как сознательный, владеющий многообразными
языками, и не только национальными, но
и культурными, техническими, научными
и т.п., и навыками, также относительно
автономный, предстающий в качестве неповторимой
индивидуальности (цивилизованный человек).
Литература