Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:19, доклад
Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния (при наличии полной свободы и отсутствии защищенности) к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личную жизнь и собственность. Философский взгляд на общество неотделим от философии человека, хотя и не сводится к этой проблеме. Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». У ее истоков стояли Геродот и Фукидид. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости.
Введение……………………………………………………….………………3
1. Понятие общества…………………………………………….…………….4
2. Общество как предмет философского исследования…………….……....7
3. Общество в истории философии…………………………………....……..9
4. Понятие социальной системы. Социальные институты и их роль в жизни общества………………………………………………………………………13
5. Структура общества как системы………………………………….……..17
Заключение………………………………………………………….……….20
Список литературы…………………………………………………….……..21
Ресурсы……………………………………………………….……………….22
4.Понятие социальной системы. Социальные институты и их роль в жизни общества
Учёные по-разному
трактуют понятие “общество“. Это во
многом зависит от той школы или направления
в социологии, которые они представляют.
Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество
как надиндивидуальную духовную реальность,
основанную на коллективных представлениях.
По М. Веберу, общество – это взаимодействие
людей, являющееся продуктом социальных,
то есть ориентированных на других людей
действий. Крупный американский социолог
Толкотт Парсонс определял общество как
систему отношений между людьми, связующим
началом которой являются нормы и ценности.
С точки зрения К. Маркса, общество – это
исторически развивающаяся совокупность
отношений между людьми, складывающихся
в процессе их совместной деятельности.
Во всех этих определениях выражен подход
к обществу как к целостной системе элементов,
находящихся между собой в тесной взаимосвязи.
Такой подход к обществу называется системным.
Система – это определённым образом упорядоченное
множество элементов, взаимосвязанных
между собой и образующих некоторое целостное
единство.
Таким образом, социальная система
– это целостное образование, основными
элементами которого являются люди, их
связи, взаимодействия и отношения. Эти
связи, взаимодействия и отношения носят
устойчивый характер и воспроизводятся,
переходя из поколения в поколение.
Социальные институты (от лат.
Institutum – установление, учреждение) – это
исторически сложившиеся устойчивые формы
организации совместной деятельности
людей. Это – государство, политические
партии, армия, суд, семья, право, мораль,
религия, образование и др. Их возникновение
обусловлено объективной потребностью
общества в специальном регулировании
в сферах социальных отношений и социальной
деятельности.
Каждый более или менее оформленный
институт имеет свою цель, т.е. круг групповых
или общественных потребностей, на которые
направлена деятельность института.Многообразие
социальных институтов определяется дифференциацией
социальной деятельности на различные
виды: экономическую, политическую, идеологическую,
культурную и др. Отсюда в зависимости
от их социально-функциональной роли социальные
институты разделяют на типы:
• регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);
• воспитания, образования, обучения, производства;
• обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);
• регулирующие деятельность в сфере культуры.
По характеру организации различают формальные и неформальные институты.
Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.
Из каких элементов состоит социальный институт?
Каждый институт включает в себя:
- определённую сферу
- группу лиц, уполномоченных
для выполнения тех или иных
общественных, организационных или
управленческих функций на
- организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);
- материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1. Экономико-социальные
2. Политические институты
– государство, партии, профсоюзы
и другие общественные
3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
4. Нормативно-ориентирующие
– механизмы морально-
5. Нормативно-санкционирующие
– осуществляют социальную
6. Церемониально-символические
и ситуационно-
Нарушение нормативного
взаимодействия с социальной средой, в
качестве которого выступает общество
или сообщество, называется дисфункцией
социального института. Особенно остро
эта проблема возникает во времена революций
или быстрых социальных изменений, когда
многие традиционные общественные институты
либо прекращают свою деятельность, либо
адаптируются к решению новых социальных
задач. Но формирование общественных институтов
требует времени. В итоге люди сталкиваются
с серьёзными трудностями неурегулированности
возникающих новых социальных отношений
и поддержания общественного порядка
в традиционных областях жизни. Такие
переходные периоды, когда общество сталкивается
с дезорганизацией, Э. Дюркгейм назвал
аномией.
Институты любого общества
представляют собой сложную интегрированную
систему, обладающую собственной социальной
инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные
реформы, как правило, сталкиваются с серьёзными
трудностями и часто терпят неудачу. История
знает не так уж много примеров эффективного
и безболезненного реформирования общественных
институтов. Чаще такие реформы завершались
бурными революционными событиями. Таким
образом, внутренняя согласованность
в деятельности институтов является необходимым
условием нормального функционирования
всего общества.
5.Структура общества как системы
Для социальной
философии марксизма общество оказывается
системой, где процесс производства рассматривается,
как субстанция, первооснова всех вторичных
(политических, правовых, идеологических,
нравственных, религиозных, художественных)
процессов. Именно в производстве люди
вступают во взаимоотношения по поводу
того, кому принадлежат орудия и средства
производства, — в отношения собственности.
Именно эти отношения определяют возникновение
других отношений — прежде всего политических,
отношений по поводу власти. Государство,
право вырастают из экономики для закрепления
соответствующих отношений собственности.
Эту же задачу, но по-своему решают и идеология,
мораль, религия и так далее.Человеческое
сознание, конечно, не устраняется полностью
из механизмов социальной детерминации,
оно их опосредствует, воплощает, но не
определяет. Напротив, процесс производства
исподволь определяет всю совокупность
жизненных интересов индивида, так что
последний смотрит на все окружающее сквозь
призму своего объективного, чаще всего
неосознанного экономического интереса.
Общество может рассматриваться и как
система общих структур человеческой
деятельности — как совокупность норм,
технологий, принципов, правил, образцов.
Иногда люди осознают этот общий каркас
своей деятельности, но чаще всего пользуются
им неосознанно. Экономика в данном случае
не занимает особого, привилегированного,
определяющего положения. Индивидуальное,
общее присутствует в любой сфере жизни
общества. Так, для основоположника французской
социологической школы, философа и психолога
Эмиля Дюркгейма (1858—1917) в центре науки
об обществе стоял «социальный факт»,
понимаемый как соединение общего и индивидуального.
Все происходящее в обществе имеет значение
в той мере, в какой является выражением
общих образцов. Существует некая особая
реальность, считал Э.Дюркгейм, которая
проявляется в поведении отдельного человека
в форме общих ожиданий, требований, принципов
морали.
Отдельный человек
становится рупором «коллективного бессознательного».
Другой видный представитель общей социальной
теории, немецкий философ, социолог, историк,
экономист Макс Вебер (1864—1920) также полагал,
что сущность социального есть способность
приобретения отдельным человеческим
действием достоинства всеобщности. Степень
соответствия отдельного действия общему
образцу есть степень рациональности.
Если в этом общем образце выражена суть
общественного интереса эпохи, то его
можно назвать идеальным типом. Попытку
создать интегральную теорию общества
как системы предпринял американский
философ и социолог русского происхождения
Питирим Сорокин (1889—1968). С его точки зрения,
общество («эмпирическая культура» в его
терминологии) всегда включает три компонента:
идеологический в широком смысле компонент
(основной); материальный (он вторичен,
является воплощением идеологии) и социальный.
Социальный компонент — люди с их страстями
— всегда неизменен, люди лишь меняют
системы духовной ориентации.
Идеологический компонент
иначе можно назвать «суперкультурой»,
определяющей системой ценностных ориентации.
Эмпирическая культура — это проявление
той или иной суперкультуры. Суперкультура
запредельна, трансцендентна. Выявить
тип суперкультуры можно, только исследовав
мотивы человеческих действий. Люди действуют,
подчиняясь трем факторам: бессознательным
(рефлексы), биосознательным (человеческие
потребности: голод, жажда, половое влечение)
и социосознательным (значения, нормы,
ценности). Только действия на основе норм
и ценностей связывают людей в единое
целое, что открывает возможности теоретического
исследования общества.
Ведущие исторические
типы культурно-ценностных систем («суперсистемы»)
формируются не произвольно, они не есть
результат сознательного решения. Однако
их особенности связаны с двойственной
природой человека как мыслящего и чувствующего
существа.
Ценности как бы «прилажены» к человеку.
Если в суперсистеме преобладает ориентация
на воображениеи разум, то складывается
религиозная культура, ориентированная
на идеационную суперсистему. В этот период
общество полно жизненных сил. Идеационная
сверхсистема господствовала в средние
века, в Греции между VI и IV веками до н.э.
Акцент на чувственной стороне человеческой
природы лежит в основе сенситивной суперсистемы.
Религия уступает место устремленности
к материальным ценностям, «материализму».
Это соответствует историческому периоду
с III века до н.э. по I век н.э.; с XVI века и
по наше время в Европе. Идеалистическая
суперсистема выражает баланс чувственных
и рациональных аспектов человеческого
внутреннего мира. Это переходный тип
культуры, ибо баланс обязательно нарушается.
Идеалистическая суперсистема была господствующей
с I века по V век н.э., в эпоху гибели Рима.
Идеалистическая суперсистема скоро опять
станет господствующей', по мнению Питирима
Сорокина.
Для П.Сорокина понятие
господствующей суперсистемы — системы
ценностей — является определяющим как
для понимания жизни общества, так и для
понимания мотивов поведения отдельного
индивида. Всю сложную социальную динамику,
взаимодействия социальных групп, процессы
стратификации, социальной мобильности
невозможно понять вне отнесения их к
господствующим системам ценностей —
суперсистемам. Своеобразным развитием
идей П.Сорокина является структурный
функционализм американского исследователя
Толкотта Парсонса (1902—1979). Для Парсонса
важна, прежде всего, идея «социального
порядка», стабильности всей сложной социальной
системы. Любая социальная система, по
мнению Парсонса, должна успешно справляться
с выполнением четырех функций.
Первая функция — адаптационная.
Любая социальная система должна обеспечить
получение ресурсов извне и распределить
их.
Вторая функция — функция
целедостижения. Система должна установить
иерархию социальных целей и мобилизовать
усилия для их достижения.
Третья функция —
функция интеграции, все отношения внутри
системы.
Четвертая функция — функция
удержания ценностного образца.
Необходимо, чтобы индивидуальная
мотивация соответствовала целям общественной
системы. Выполнение этих функций связано
с использованием «энергии действия»,
основанной на природных желаниях и потребностях
индивида, и с нормативным регулированием
всех человеческих действий, введением
в культурное русло хаоса человеческих
поступков. «Снизу» общество ограничено
природной средой, несущей огромный энергетический
потенциал, не контролируемый человеком.
«Сверху» общество ограничено некоей
трансцендентной (запредельной обществу)
высшей реальностью, лишенной физической
энергии, но обладающей огромными возможностями
организации и контроля над человеческой
деятельностью. Более высокий уровень
в социальной иерархии (соответственно,
«система поведения организма», «система
культуры») использует энергию, предоставленную
более низким уровнем, и подчиняется нормам,
правилам, образцам, содержащимся на более
высоких уровнях. Как только эта взаимная
зависимость нарушается, подсистема попадает
в зависимость от внешней среды.
ЗАКЛЮЧЕННИЕ
Общество —
это объективная реальность в том смысле,
что оно существует независимо от каждого
индивида и его сознания, но оно отнюдь
не существует обособленно и независимо
от существования всех людей. В той мере,
в какой общество существует только благодаря
живым людям, по способу своего бытия оно
остается реальностью субъективной, хотя
для каждого отдельного человека оно предстает
как реальность объективная, существующая
независимо от него. Отвлечение от конкретных
качеств живых людей является лишь исследовательским
приемом, фиксирующим различные измерения
или аспекты общественной жизни с целью
их изучения. Такие приемы составляют
промежуточные шаги в познании общества.
Они необходимы на пути к теоретическому
осмыслению социальной реальности в ее
многомерности и целостности.
Одна из важнейших задач
социальной философии состоит в том, чтобы
прояснить признаки необратимости социально-исторических
процессов. Случайные тенденции и процессы
обусловлены действием устойчивых, повторяющихся
и необходимых законов. В истории людей
также возможны и бывали состояния, которые
условно могут быть названы простым воспроизводством
общественной жизни. Такой характер процессов
воспроизводства общественной жизни порой
требовал максимального напряжения сил
и средств данного сообщества. Примером
здесь могли служить сравнительно элементарные
процессы воспроизводства сообщества
примитивными племенами или общинами,
жившими обособленно друг от друга на
протяжении столетий. Но и применительно
к таким примитивным сообществам допущение
их существования «вне истории» и «до
истории» является исторической фикцией.
На самом деле речь идет о разных формах
(вариантах) необратимого социально-исторического
процесса, выражавших конкретное сообщество
людей в конкретный момент времени.
Общество может рассматриваться
и как система общих структур человеческой
деятельности — как совокупность норм,
технологий, принципов, правил, образцов.
Иногда люди осознают этот общий каркас
своей деятельности, но чаще всего пользуются
им неосознанно. Экономика в данном случае
не занимает особого, привилегированного,
определяющего положения. Индивидуальное,
общее присутствует в любой сфере жизни
общества.
Список литературы
1.Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я.,
Яременко С.Н. Социология: Учебное пособие.-
Ростов н/Д: Феникс -2001.
2. Философия. Учебник под редакцией
В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, 3-е издание переработанное
и дополненное. – М: Гардарики, 2004 г.
3. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия.
Высшее образование.- М.: Философское общество
«Слово».
4. . Философия. Учебник (под редакцией
Э.Ф.Караева, Ю.М. Шилкова), - М.: Юрайт-издательство,
2004 г.