Общество. Основы философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:49, курс лекций

Описание работы

Раздел философии,кот-й изучает соц-е общество наз-я соц-ой философией.
Общество-та часть материального мира, которая относительно обособилась от природы и кот-я представляет собой исторически развивающиеся формы деятельности и взаимоотношения людей.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Общество. Основы философского анализа.

  1. Понятия общества.Основные концепции общественного развития.
  2. Природа и общество, их единство и развитие.
  3. Понятие обществ-х отношений, их виды.Общество как система общественных отношений.

1.Понятия общества

Раздел философии,кот-й изучает соц-е общество наз-я соц-ой философией.

Общество-та часть материального мира, которая относительно обособилась от природы и кот-я представляет собой исторически развивающиеся формы деятельности и взаимоотношения людей.

Специфика общества. В отличии от конкретных наук об обществе( история,демография и т.д.) соц-я фил-я стремится  объяснить сущность общества и ответить на самые общие вопросы: «Каковы движущие силы развития общества? Куда движется общество? Что является основой общества? От каких факторов зависит ход общественного развития? Какова роль личности в истории? Какова роль идей? Как соотносится материальное и духовное в развитии общества? Подчиняется ли общество объективным законам?

Центральным вопросом соц-й фил-ии является вопрос « Что считать основой общества и от каких факторов зависит ход его развития?»

Основные концепции общественного  развития

ИДЕАЛИСТЫ считают основой общества духовную сферу и определяющим фактором развития общества считают сознание.

Объективные идеалисты считают, что ход истории направляется Мировым разумом,а люди лишь тогда достигают своих целей,когда их субъективные личные намерения более-менее соответствуют высшим замыслам.

В такой идеалистической  форме Геккель  поставил вопрос о  том,что развитие челов-го общ-ва не может быть субъективным произволом; что в обществе действует истор-я закономерность.

Субъективные идеалисты считают , что главным определяющим фактором развития общества явл-ся сознание личности (главы,царя,лидера).

Пример: Распад СССР по вине Горбачева.

Ограниченность  субъективного идеализма

  1. недооценивались объективные условия.
  2. считалось,что история – «линейка» случайностей.
  3. преувеличивалась роль личности,не учитывалась массовость.

Натуралистическая концепция

НАТУРАЛИСТЫ(метафизические материалисты)-считают,что главным фактором является природа.Они неправомерно отождествляют природу и общество и переносят закономерности природы в социальную сферу.

Разновидности натурализма

  1. географический детерменизм(причинная обослувленность явлений).Считают,что на развитие общества влияют и являются главными причинами факторы: климат,географическая среда,ритмы солнечной активности и т.д.(Ш.Монтескье,Мечников)
  2. социалдарвинизм
  3. росизм-вражда к другой расе.Природные различия людей (цвет кожи,разрез глаз и т.д.)-основной фактор.Одни расы-высшие,а другие-низшие.
  4. демографический детерменизм.Считали главным фактором-численность населения (рождаемость). «Численность населения растет в геометрической прогрессии,а продукты жизнедеятельности в арифметической»-Мальтус.

Неомальтузианцы сделали вывод,что для того,что бы уравновесить две прогрессии,благом для общества являются:войны,эпидемии,природные катаклизмы и т.д.

Диалектико-материалистическая концепция 

МАТЕРИАЛИСТЫ(Карл Маркс, Энгельс и др.)Считали основой общества- человеческий труд, материальное производство. Представители диалектического материализма не отрицают и роли субъективного фактора в истории (личность, сознание, идеи), но требует каждый раз рассматривать в каких объективных условиях действует та или иная историческая личность и как эти условия влияют на ее цели, намерения и т п.

Развитие человеческого  общества – естественно исторический процесс, т.е. с одной стороны подчиняется объективным законам(не зависящим от воли людей), но в обществе эти законы преломляются через сознательную деятельность людей.

2.Природа и общество.

Природа – весь материальный мир, включая и общество.

Природа -  та часть объективного мира,с которой взаимодействует человек,т.е. то, что называется природной средой (земля, раст и жив мир, вода).

Общество - та часть материального мира,которая в ходе труда относительно обособилась от природы и которая представляет собой исторически развивающиеся формы деятельности и взаимоотношения людей.

     Общество генетически связано с природой т.к. оно возникло в ходе ее эволюции. Оно не может существовать отдельно от природы:

  1. Природа дает обществу средства для сущ-я (пр ископаемые, воду,почву и т.д.)
  2. Природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики(плодородные почвы на Украине)
  3. Природа может ускорять или замедлять развитие производительных сил общества (стихийные бедствия)
  4. Природа и общество подчиняются действию объективных законов,но общество – это та часть объективной реальности, которая более  сложно организована, чем природа, т е общество, имеет свою специфику.

Различия между  природой и обществом

    1. В то время, как законы природы действуют стихийно, законы общественного развития реализуются через сознательную целенаправленную деятельность людей
    2. Если законы природы вечны(закон всемирного тяготения), то законы общества возникают вместе с ним, а некоторые из них действуют только на определенных этапах человеческой истории
    3. Если в природе действуют динамический и статистический законы, то в обществе – только статистические.

Динамические-действуют только в изолированной системе.На основании этих законов предугадывают будущее развитие событий.

Статистические – вероятностные законы.Предугадывают только тенденции будущего развития событий.

Статистические  законы действуют в более сложных системах, здесь следует учитывать множество случайных факторов.Законы общества познавать гораздо сложнее, чем природы.

  Главным отличием общества и природы является то,что общество изменяет природу в ходе трудовой деятельности .Благодаря труду произошло выделение общества от природы.

3.Общество  как система общественных отношений

Труд -источник, основное условие человеческого существования.

Труд и производство-общественная деятельность.Изменяя природу, люди изменяются сами. В ходе деятельности люди вступают в различные общественные отношения. Общественные отношения – разнообразные связи, возникающие между людьми, между соц-ми группами, а также внутри этих групп. Общ.отн-я связывают отдельных индивидов в единый, целостный соц-ый  организм- общество

Общество-система общественных отношений (семейные, супружеские, экономические, политические,производственные,социальные,научные и т.д.)

  1. Материальные (базисные) –те отношения,которые складываются между людьми,не проходя через их сознание.К ним относят: производственно-экономические отношения
  2. Духовные (идеалистич-е) – те отношения,которые прежде чем им сложиться проходят через сознание людей. К ним относятся: политические, моральные, эстетические и др

С точки зрения материалистов в обществе первичными(основными)являются материальные отношения,а духовные отношения-вторичные,в том смысле,что они зависят от материальных отношений,основываются на них.

Социологический закон Маркса -«Не сознание людей определяет их бытие,а наоборот бытие определяет сознание»

Л.Фейрбах -«Во дворцах мыслят иначе,чем в хижинах»

 

Общество  как саморазвивающаяся система.

  1. Понятие общественного производства.Духовное и материальное производство.Их взаимосвязь.
  2. Способ производства,его структура и роль в обществе.
  3. Понятие общественно-экономической формации,её структура.
  4. Понятие цивилизации.Формационный и йивилизационный анализ общества.

Понятие общественного производства.Духовное и материальное производство.Их взаимосвязь

Сущность диалектико-материалистического понимания истории состоит в том ,что основой общества явл-тся человеческий труд,производство.Без постоянного процесса производства,общество не только не может развиваться,но и существовать.

     Общественное производство- процесс освоения людьми окружающей природной реальности,в ходе которого люди создают все необходимые условия,средства для существования,а также формируют свою человеческую сущность.Любая человеческая деятельность носит общественный характер.

Структура общественного производства

  1. материальное производство-процесс трудовой деятельности,направленный на создание матер-х ценностей(пища,жилище и т.д.).
  2. духовное производство(производство идей,целей)или форм общественного сознания(мораль,искусство,наука,философия,религия)
  3. в ходе матер-го и дух-го производства люди вступают в общественные отношения друг с другом.Общ-е отн-я:материальные(производственно-экономические отн-я)и духовные (моральные,научные и т.д.)
  4. в ходе общ-го про-ва и общ-х отн-ний происходит формирование человека,как общ-го существа.Т.Е. общественное производство-производство людей.

С точки зрения диалектико-материалистического понимания  главным фактором явл-ся материальное производство.

Духовное прои-во,будучи неотъемлемой стороной общественной жизни,является вторичным.Однако меж мат-м и дух-м производством существует сложная взаимосвязь.Духовное производство может оказывать влияние на мат-ое про-во:  научные,политические,моральные идеи могут усорять мат-е прои-ство или замедлять его.

Способ  производства,его структура и роль в обществе.

Мат-е пр-о  существует в виде конкретного исторического  способа про-а(разный способ про-ва в разный период истории)

Способ  производства-конкретно историческое единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные  силы- отношение людей к природе,котоую они изменяют для удовлетворения своих потребностей.

Производственные  отношения-те отношения,в которые люди вступают в процессе производства

Способ производства-экономическая основа(фундамент общества)

 

Способ  производства- экономическая сфера общества,но в любом общ-ве есть: социальная сфера(семья,племя,род,классы,нации; шахтеры, металлурги, врачи ; дети, молодежь ,старики) ;

политическая сфера(суд,прокуратура,полит.партии,армия,проф.союзы,общественные движения)

духовная  сфера(искусство,мораль,идеи,философия)

     Закон Маркса

Анализируя  способ производства и его роль в  жизни общества Маркс сформулировал  закономрность: «Способ производства обуславливает социальный,политический и духовный процессы жизни общества»-это означает,что если происходит изменение в способе производства,то это ведет к изменениям в социальной,политической и духовной сферах.

ПРИМЕР: изменения,произошедшие в экономической сфере первобытного общества, повлекли за собой разделение его на классы,следовательно и образование государства.

 

 


Информация о работе Общество. Основы философского анализа