Общие тенденции развития философской мысли в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

XVII веке, была продолжена и развита в новых условиях. Происходит расширение понятия «рациональность» до идейно-теоретического течения, в котором научное знание становится достоянием широкой общественности, предметом обсуждения в светских салонах, художественных кругах, печати. Не случайно XVIII вошел в историю как век Просвещения.

Файлы: 1 файл

Философия. Реферат.docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

 Даламбера и Дидро", "Сон Даламбера" и другие.

 Ламетри Жюльен Оффрэ  (1709-1751) - выдающийся французский  философ- материалист, сыгравший  наряду с другими материалистами  и просветителями значительную  роль в идейной подготовке  французской буржуазной революции  конца XVIII в. По профессии Ламетри  был врачом. В своих материалистических  взглядах он опирался на естествознание. Как и другие французские материалисты, Ламетри развивал физику Декарта  и сенсуализм Локка. Под душой  он понимал способность человека  чувствовать и мыслить; чувства  являются надежным руководителем  в повседневной жизни. В понимании  общественных явлений Ламетри  был идеалистом; полагал, что общественная  жизнь определяется интересами  людей, интересы же людей зависят  от господствующих в обществе  идей.

 Мелье Жан (1664-1729) - французский  материалист и атеист, утопический  коммунист. Был сельским священником.  После смерти Мелье было обнаружено  его произведение в форме обращения  к прихожанам - ''Завещание', в котором  он выразил гневный протест  против религии, духовенства, дворянства и всего современного ему строя. Главное социальное зло Мелье видел непропорциональности распределения богатств между людьми, а причину этого зла - в частной собственности.

 Монтескье Шарль Луи  (1689-1755) - французский социолог, выразитель  политических настроений французской  буржуазии середины XVIII столетия.

 Монтескье был одним  из основоположников "географического  направления в социологии". Нравственный  облик народа, характер его законов  и образ правления обусловлены,  по Монтескье, климатом, почвой, размером  территории, на которой он живет.  Нет, таким образом, абсолютного,  разумного государственного строя,  религии, законов и нравов.

 Руссо Жан Жак (1712-1778) - выдающийся французский просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии,  один из идейных предшественников  якобинцев. В философских взглядах - деист. Наряду с существованием  бога признавал также существование  бессмертной души. В духе дуализма  Руссо учил о материи и духе  как двух извечно существующих  начала. Материю Руссо считал  пассивной и мертвой. В теории  познания Руссо стоял на позиции  сенсуализма, выводя все знания  из ощущений. Вместе с тем Руссо  признавал врожденность нравственных  идей. В работе "Рассуждение о  происхождении и основаниях неравенства  среди людей' (1754) Руссо выступил  с резкой критикой феодально-сословных  отношений и объявил причиной  неравенства появление и развитие  частной собственности. Вместе  с тем Руссо предлагал не  уничтожение частной собственности  как таковой, а замену крупной  собственности мелкой собственностью. Руссо идеализировал первобытный  строй, отрицал учение

 Гоббса о том, что  в первобытном обществе происходит  война всех против всех.

 Руссо утверждал, что  в "естественном состоянии"  все люди были равны и не  знали социального гнета, нищеты  и несправедливости. В своем главном  труде

"Общественный договор"  Руссо развил мысль о создании  государства в результате соглашения  между людьми и признал за  народом право на государственную  власть. В противоположность Гоббсу, который в своей теории общественного  договора оправдывал абсолютистское, монархическое государство, Руссо  высказывался за государство,  обеспечивающее буржуазно- демократические  права. В этом огромное преимущество  Руссо перед идеологами современной  буржуазии, которая выбросила  за борт знамя буржуазно- демократических  свобод. Вместе с тем идеальное  государство Руссо было всего  лишь идеализированным царством  буржуазии. В работе "Эмиль,  или о воспитании" Руссо резко  критиковал старую феодально-сословную  систему воспитания и требовал, чтобы целью воспитания была  подготовка активных граждан,  уважающих труд. При всей относительной  прогрессивности социологических  взглядов Руссо они были также  идеалистичны, как и взгляды других  буржуазных просветителей XVIII века. Руссо выводил государство из  сознательных намерений людей,  не понимал классовой сущности  государства, приписывал решающее  значение в обществе правовым  и моральным взглядам.

 

Список используемой литературы

 

1. Введение в философию:  в 2-х т. М., 1990.

2. Радугин А. А. Философия.  М., 1997.

3. Философский энциклопедический  словарь. М., 1989.

4. Кузнецов В. Н., Мееровский  Б. В., Грязнов А.Ф.

 Западноевропейская философия  XVIII века. М.,1988.

5. Тарасов Ю.Н. Философия.  Воронеж, 1999.


Информация о работе Общие тенденции развития философской мысли в XVIII веке