Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 18:14, лекция
1. Роль вопроса о бытии в области философской проблематики.
2. Метафизика как учение о началах и основаниях.
3. Вопрос о «преодолении метафизики» и место онтологии в структуре философского знания.
ТЕМА 4. ОНТОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА :
1. Роль вопроса о бытии в области философской проблематики.
2. Метафизика как учение о началах и основаниях.
3. Вопрос о «преодолении метафизики» и место онтологии в структуре философского знания.
- почему наука о «сущем как таковом» не тождественна ни одной из частных наук?
«Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части».
- почему «сущее и единое – одно и то же»?
«Сущее и единое - одно и то же, и природа у них одна, поскольку они сопутствуют друг другу так, как начало и причина».
- какие категории Аристотель относит к области «первой философии»?
«Первая философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное. Первой философии надлежит исследовать сущее как сущее - что оно такое и каково все присущее ему как сущему».
- почему «учение о божественном предпочтительнее всех других наук»?
Имеются три умозрительных учения: математика, учение о природе, учение о божественном.
Учение о божественном предпочтительнее других умозрительных наук, потому что оно более полное, чем первые два («учение о природе занимается предметами, существующими самостоятельно, но не неподвижными; некоторые части математики исследуют хотя и неподвижное, однако, пожалуй, существующее не самостоятельно, а как относящееся к материи»).
2.Гартман Н « К основоположению онтологии»
- где, согласно автору, находится «отправная точка онтологии»?
«Онтология начинается в некоем положении по эту сторону содержания метафизических проблем и по эту сторону противоречивых философских позиций и систем».
- какой вопрос выступает в качестве «основного вопроса онтологии»?
«Основной вопрос онтологии есть вопрос не о сущем, но о бытии».
- в чем
автор видит плодотворность
«Он саму проблему (бытия) определил неким способом, который оказался образцовым. Хотя ставится вопрос о «сущем», а не о «бытии», но так как имеется в виду сущее, лишь поскольку оно сущее, т.е. лишь в его наибольшей всеобщности, то опосредованно — через сущее —тем не менее это касается «бытия».
- о чем свидетельствует невозможность определения бытия через один из его модусов?
« Мы не можем знать нечто о мире и его основании, не вникнув в проблему бытия, равно как и предположения об этих предметах не способны определить данную проблему. Проблема бытия по своей сути коренится как раз по эту сторону, на переднем плане. Она привязана к феноменам, а не к гипотезам».
3.Мамардашвили М. К. «Введение в философию»
- что выступает в качестве основного условия суждений науки?
«Предметом физического, научного утверждения является что-то высказанное о мире. Но условием того, чтобы об этом "что-то" можно было говорить в универсальной и необходимой форме, каковую имеют физические законы, выступает некая посылка относительно других, а именно сознательных явлений, которые сами предметом физической науки не являются».
- что такое
«чистое» или «
«Сознание, которое имплицировано в суждениях о причинных связях в мире; которое работает в физическом описании, не имеющее психологического значения».
- какие
«два рода утверждений»
«Есть утверждения, которые относятся к науке. А есть общие утверждения о характере мира, онтологические. О первых говорят на научном языке, вторые выявляют на языке онтологии».
- какие
задачи выполняют «
«Они утверждают и описывают в мире нечто, имеющее сверхопытный характер (или нечто, не наблюдаемое в опыте). Они являются условием того, что человек может вообще что-либо познавать».
- какое
определение метафизики
«Метафизикой в философии называется тот ее раздел, который занимается выявлением условий бытия человека в качестве человека субъекта истории и судьбы. Метафизика - лишь язык, на котором об этом говорится, показывается всем».
- что выступает
в качестве «основной
«Метафизика толкует об абсолютном, вневременном. Не в том смысле, что существует еще какой-то отдельный, абсолютный вневременной мир, но в другом смысле. А именно трансцендирования или трансцендентного».
4.Шелер М «Философское мировоззрение»
- почему, согласно
Шелеру, «метафизическую идею» и
«метафизическое чувство»
«Человеку всегда необходимо иметь такого рода идею и такое чувство. Иметь сферу абсолютного бытия перед своим мыслящим сознанием — это принадлежит к сущности человека и образует вместе с самосознанием, сознанием мира, языком и совестью одну неразрывную структуру. Если устранить эту идею и чувство, то пустым тогда останется и центр духовной личности в человеке, и пустым останется его сердце».
- о каких трех видах знания говорится в тексте?
1.Знание ради господства или ради достижений,
2.Сущное, или образовательное знание,
3.метафизическое знание, или знание ради спасения.
- в чем заключается специфика каждого из этих видов?
1. Знание специальных позитивных наук, на которых держится вся наша западная цивилизация. Высшей целью этого знания является поиск законов пространственно-временной связи окружающих явлений, упорядоченных в определенные классы.
2. Знание фундаментальной философской
науки о способах бытия и сущностной структуре
3. Трамплином для этого познания является "первая философия", т. е. сущностная онтология мира и человеческой самости, но не сама метафизика.
- что такое
метафизика как «
«Осознание возможностей трансцендирования человека за «пределы жизни»- в духовное пространство, в котором человеческое соединяется с божественным, а человек превращается в партнера Творца».
5.Карнап Р «Преодоление метафизики логическим анализом языка»
- к какому
выводу приводит логический
«В метафизике имеются два вида псевдопредложений: либо встречается слово, относительно которого лишь ошибочно полагают, что оно имеет значение, либо употребляемые слова хотя и имеют значение, но составлены в противоречии с правилами синтаксиса, так что они не имеют смысла».
- какие суждения, по определению Карнапа, являются бессмысленными?
«Составленные в противоречии с правилами синтаксиса».
- при каких условиях можно утверждать, что слово имеет значение?
«Должен быть установлен синтаксис слова, т. е. способ его включения в простейшую форму предложения, в которой оно может встречаться, в элементарное предложение. Значение многих слов, а именно преобладающего числа всех слов науки, можно определить путем сведения к другим словам».
- почему «слова метафизики», согласно автору, не имеют значения?
«Потому что у слова изымается первоначальное значение, но не дается новое, поэтому у него остается только пустая оболочка. Оно получает специфически-метафизическое значение, критерия для которого нет».
- почему метафизические предложения и метафизика в целом являются бессмысленными?
«Метафизические предложения - бессмысленный набор слов, т.к. у них отсутствует связь с эмпирическими предложениями, мы не можем представить их и поэтому осмыслить. Смысл предложения находится в методе его верификации. Предложение означает лишь то, что в нем верифицируемо. Поэтому предложение, если оно вообще о чем-либо говорит, говорит лишь об эмпирических фактах. О чем-либо лежащем принципиально по ту сторону опытного(как метафизические) нельзя ни сказать, ни мыслить, ни спросить. Метафизика не высказывает аналитические предложения, не хочет оказаться в области эмпирической науки, поэтому она считается бессмысленной».
- каковы
задачи неметафизической
«Пояснения осмысленных понятий и предложений, для логического обоснования реальной науки и математики».
- почему, по
мнению автора, метафизика является
«плохим заменителем искусства»
«Искусство адекватное, метафизика, напротив, неадекватное средство для выражения чувства жизни. Форма ее произведений имитирует то, чем она не является. Эта форма есть система предложений, которые находятся в (кажущейся) закономерной связи, т. е. в форме теории. Благодаря этому имитируется теоретическое содержание, хотя таковое отсутствует».
6.Котелевский Д. В. «Грани новой онтологии»
- какие
варианты философской критики
онтологии перечисляются в
«Крайняя форма(критики)- отрицание вообще онтологии как таковой в качестве осмысленного направления в философии; более мягкая форма критики-утверждаение второстепенности и производности онтологических проблем от других областей философского знания. Среди наиболее значимых критических позиций следует отметить гносеологизм, универсализируюший структуры познания и социологизм, сводящий все варианты философского знания к социально-философскому анализу».
- каково
соотношение этой критики с
позицией современной
«Современная онтология раскрывает те отношения, основания, структуры, что являются более исходными, чем структуры собственно онтологические или гносеологическими. Это приводит, с одной стороны, к стиранию традиционного для классической онтологии проблемного поля с ее кругом вопросов, а с другой, к его расширению и радикализации, позволяющей преодолеть те мыслительные ходы, что сконструировали и наивный онтологизм, и наивный гносеологизм предыдущей ЭПОХИ философствования».
- что является основной тенденцией в преодолении метафизики применительно к современной онтологии?
«Основной тенденцией в преодолении метафизики как мышления, некритического к своим основаниям становится преодоление субъект-объектных конструкций, созданных философией нового времени».
- в чем выражается «активно-преобразовательный характер» современной онтологии?
« В акте преобразования бытия».
- как в
современной онтологии
«Время приобретает такую новую характеристику в его понимании как «всегда иначе было»».
- какой смысл в контексте современной онтологии приобретает понятие сингулярности?
«Сингулярность - это событие, имеющее смысл или, другими словами, сам смысл. Сингулярность - это Событие, нулевое измерение, точка непрерывного уточнения, в результате этого уточнения превращающаяся в излом, серию, линию или плоскость».
- о каком
«месте» возникновения
«Разрыв единого и множественного – это место возникновения множественности и единичности, оппозиции конкретное – абстрактное и многих других явлений, зафиксированных в традиционной онтологии в форме классических категорий».