Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:03, доклад
Эволюция понятия «бытие»
Структура бытия.
Объективная и субъективная реальность в бытии
Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия.
Виды онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная.
1. Тема № 25: ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ
1.1. План семинарского занятия:
Эволюция понятия «бытие»
Первую философскую концепция
бытия выдвинули досократики, одни из которых
рассматривали бытие как единое, неподвижное
и самотождественное, другие - как непрерывно
изменяющееся, становящееся. Представителями
этих направлений были Парменид и Гераклит.
Досократики различали бытие "по истине"
и бытие "по мнению", формулируя понятия
сущности и существования. Вместе с этим
была сформулирована концепция небытия,
как противопоставления бытию, которое
являлось отсутствием, отрицанием бытия. Платон
впервые противопоставил мир вещей чистым
идеям - миру истинного бытия. Аристотель, опираясь на
принцип взаимосвязи формы и материи строит
учение о различных уровнях бытия от чувственного
до интеллигибельного.
Средневековая христианская философия
противопоставляло божественное бытие
и сотворенное, вслед за Аристотелем различая
бытие на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и ВОЗМОЖНОЕ.
Отход от этой позиции начинается только
в эпоху Возрождения. Новый тип мироощущения,
порожденный развитием науки, рассматривал
бытие как реальность, противостоящую
человеку, как осваиваемое им в процессе
его деятельности. С развитием механики
(17-18в) в трактовке бытия исходным является
понятие ТЕЛА и природа рассматривается
вне отношения к ней человека, как некий
механизм.
Наряду с этой линией, отождествляющей
бытие с физической реальностью и исключающей
сознание из бытия в новоевропейской философии
формируется иной способ истолкования
бытия при котором оно определяется путем
синтеза сознания и самосознания. Этот
тезис представлен в метафизике Декарта
"мыслю, следовательно существую",
в трактовках Лейбница (бытие как духовная
субстанция - монада) , отождествлениях
Беркли существования и данности в восприятии.
Завершение эта интерпретация нашла в
немецком классическом идеализме.
Для Канта бытие не является свойством
вещей, бытие - это общезначимый способ
связи наших понятий и суждений.
У Фихте подлинным бытием является
свободная, чистая деятельность абсолютного
"Я", а материальное бытие - продукт
сознания "Я". В качестве предмета
философского анализа выступает бытие
культуры духовно-идеальное бытие, созданное
деятельностью человека.
Шеллинг видит в природе неразвитый
разум, а подлинное бытие - в свободе человека,
его духовной деятельности.
В системе Гегеля бытие рассматривается
как первая непосредственная ступень
восхождения духа к самому себе. Он свел
человеческое духовное бытие к логической
мысли.
Итак, подвергнув критике прежнюю онтологию,
пытавшуюся построить учение о бытие вне
всякого опыта и обращения к тому, как
мыслится реальность в научном знании,
немецкий классический идеализм, а в частности Кант
и Гегель, выявили такой уровень бытия,
как объективно-идеальное бытие, воплощающееся
в различных формах деятельности субъекта.
Таким образом можно охарактеризовать
второй шаг в понимании бытия (первый был
заложен досократиками) .
Теперь обратимся к пониманию бытия в западной
философии 19-20 века. Здесь также характерна
идеалистическая установка понять бытие
исходя из анализа сознания, однако аналитика
сознания предполагает целостную структуру
сознания во всем многообразии его форм
и в его единстве с осязаемым миром.
Так, в философии жизни Дильтея бытие
совпадает с целостностью жизни, понимаемой
науками (метод понимания в противовес
методу объяснения в физических науках)
.
В неокантианстве бытие раскладывается
на мир сущего и мир ценностей. Исходным
является человеческое существование,
трактуемое как эмоционально - волевое
и практически устремленное (Хайдеггер)
.
Существенный вклад в понимании бытия
внес Жан Поль Сартр. Противопоставляя
бытие в себе и бытие для себя он разграничивает
МАТЕРИАЛЬНОЕ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ бытие. Материальное
бытие является чем-то ортодоксальным,
сопротивляющимся человеческой воле и
действию. Основная характеристика человеческого
бытия в субъективистской концепции Сартра
- свободный выбор возможностей.
Тут следует отметить концепцию неопозитивизма,
который столь радикально критикует прежнюю
онтологию, что перерастает в отрицание
самой проблемы бытия как таковой, считая
ее метафизической псевдопроблемой.
Маркс анализирует проблему бытия
сразу в нескольких направлениях и подчеркивает
многоуровневый характер бытия в таких
сферах как бытие органической и неорганической
природы, бытие общества и бытие личности.
При этом подчеркивается несводимость
одного уровня к другому. Марксизм отстаивает
историческую концепцию социального бытия,
видя в нем совокупную материальную деятельность
индивидов, социальных групп и классов,
а познание природного и социального бытия
ведет к познанию смысла бытия личности.
БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ БЫТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ
МАТЕРИЯ (МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ)
Из всех форм бытия наиболее распространенной является МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «МАТЕРИЯ»:
В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому
материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее
ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
Каждый элемент материи имеет несколько уровней
УРОВНЯМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
К УРОВНЯМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ОТНОСЯТСЯ:
К УРОВНЯМ СОЦИУМА ОТНОСЯТСЯ:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МАТЕРИИ :
ДВИЖЕНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМОЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.
Материя имеет способность к САМООРГАНИЗАЦИИ — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.
Учение о самоорганизации материи – СИНЕРГЕТИКА.
Материя имеет РАСПОЛОЖЕНИЕ во ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВЕ