Онтология учение о битие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:03, доклад

Описание работы

Эволюция понятия «бытие»
Структура бытия.
Объективная и субъективная реальность в бытии
Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия.
Виды онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная.

Файлы: 1 файл

ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ.docx

— 25.22 Кб (Скачать файл)

 

1. Тема № 25:  ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ

 

1.1. План семинарского занятия:

  1. Эволюция понятия «бытие»
  2. Структура бытия.
  3. Объективная и субъективная реальность в бытии
  4. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия.
  5. Виды онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная.

Эволюция понятия  «бытие» 

Первую философскую концепция  бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытие как единое, неподвижное и самотождественное, другие - как непрерывно изменяющееся, становящееся. Представителями этих направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие "по истине" и бытие "по мнению", формулируя понятия сущности и существования. Вместе с этим была сформулирована концепция небытия, как противопоставления бытию, которое являлось отсутствием, отрицанием бытия. Платон впервые противопоставил мир вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Аристотель, опираясь на принцип взаимосвязи формы и материи строит учение о различных уровнях бытия от чувственного до интеллигибельного. 
Средневековая христианская философия противопоставляло божественное бытие и сотворенное, вслед за Аристотелем различая бытие на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и ВОЗМОЖНОЕ. Отход от этой позиции начинается только в эпоху Возрождения. Новый тип мироощущения, порожденный развитием науки, рассматривал бытие как реальность, противостоящую человеку, как осваиваемое им в процессе его деятельности. С развитием механики (17-18в) в трактовке бытия исходным является понятие ТЕЛА и природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некий механизм. 
Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с физической реальностью и исключающей сознание из бытия в новоевропейской философии формируется иной способ истолкования бытия при котором оно определяется путем синтеза сознания и самосознания. Этот тезис представлен в метафизике Декарта "мыслю, следовательно существую", в трактовках Лейбница (бытие как духовная субстанция - монада) , отождествлениях Беркли существования и данности в восприятии. Завершение эта интерпретация нашла в немецком классическом идеализме. 
Для Канта бытие не является свойством вещей, бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений. 
У Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного "Я", а материальное бытие - продукт сознания "Я". В качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. 
Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие - в свободе человека, его духовной деятельности. 
В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе. Он свел человеческое духовное бытие к логической мысли. 
 
Итак, подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытие вне всякого опыта и обращения к тому, как мыслится реальность в научном знании, немецкий классический идеализм, а в частности Кант и Гегель, выявили такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. 
Таким образом можно охарактеризовать второй шаг в понимании бытия (первый был заложен досократиками) . 
Теперь обратимся к пониманию бытия в западной философии 19-20 века. Здесь также характерна идеалистическая установка понять бытие исходя из анализа сознания, однако аналитика сознания предполагает целостную структуру сознания во всем многообразии его форм и в его единстве с осязаемым миром. 
Так, в философии жизни Дильтея бытие совпадает с целостностью жизни, понимаемой науками (метод понимания в противовес методу объяснения в физических науках) . 
В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как эмоционально - волевое и практически устремленное (Хайдеггер) . 
Существенный вклад в понимании бытия внес Жан Поль Сартр. Противопоставляя бытие в себе и бытие для себя он разграничивает МАТЕРИАЛЬНОЕ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ бытие. Материальное бытие является чем-то ортодоксальным, сопротивляющимся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра - свободный выбор возможностей. 
Тут следует отметить концепцию неопозитивизма, который столь радикально критикует прежнюю онтологию, что перерастает в отрицание самой проблемы бытия как таковой, считая ее метафизической псевдопроблемой. 
Маркс анализирует проблему бытия сразу в нескольких направлениях и подчеркивает многоуровневый характер бытия в таких сферах как бытие органической и неорганической природы, бытие общества и бытие личности. При этом подчеркивается несводимость одного уровня к другому. Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нем совокупную материальную деятельность индивидов, социальных групп и классов, а познание природного и социального бытия ведет к познанию смысла бытия личности.

БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ БЫТИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
  • ИДЕАЛЬНОЕ БЫТИЕ — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
  • СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ

  • НЕБЫТИЕ — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
  • НЕБЫТИЕ — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
  • ПРИМЕРЫ НЕБЫТИЯ: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

 

МАТЕРИЯ  (МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ)

Из всех форм бытия наиболее распространенной является МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ

В философии  существует несколько подходов к  понятию (категории) «МАТЕРИЯ»:

  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
  • ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
  • СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
  • ПОЗИТИВИСТСКИЙ — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской  науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому

материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и производны от нее

ЭЛЕМЕНТАМИ  МАТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • неживая природа
  • живая природа
  • социум (общество)

Каждый элемент материи  имеет несколько уровней 

УРОВНЯМИ  НЕЖИВОЙ  ПРИРОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);
  • микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);
  • ядерный (ядро атома);
  • атомарный (атомы);
  • молекулярный (молекулы);
  • уровень единичных вещей;
  • уровень макротел;
  • уровень планет;
  • уровень систем планет;
  • уровень галактик;
  • уровень систем галактик;
  • уровень метагалактик;
  • уровень Вселенной, мира в целом.

К УРОВНЯМ  ЖИВОЙ  ПРИРОДЫ ОТНОСЯТСЯ:

  • доклеточный (ДНК, РНК, белки);
  • клеточный (клетка);
  • уровень многоклеточных организмов;
  • уровень видов;
  • уровень популяций;
  • биоценозы;
  • уровень биосферы в целом.

К УРОВНЯМ  СОЦИУМА ОТНОСЯТСЯ:

  • отдельный индивид;
  • семья;
  • группа;
  • коллективы разных уровней;
  • социальные группы (классы, страты);
  • этносы;
  • нации;
  • расы;
  • отдельные общества;
  • государства;
  • союзы государств;
  • человечество в целом.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МАТЕРИИ :

  • • наличие движения;
  • • самоорганизация;
  • • размещенность в пространстве и времени;
  • • способность к отражению.

ДВИЖЕНИЕ  – НЕОТЪЕМЛЕМОЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.

  • • механическое движение;
  • • физическое движение;
  • • химическое движение;
  • • биологическое движение;
  • • социальное движение.

Материя имеет способность  к САМООРГАНИЗАЦИИ — созданию, совершенствованию, воспроизводству  самой себя без участия внешних  сил.

Учение о самоорганизации  материи – СИНЕРГЕТИКА.

Материя имеет РАСПОЛОЖЕНИЕ во ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВЕ

  • ВРЕМЯ — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития
  • ПРОСТРАНСТВО — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой

 


Информация о работе Онтология учение о битие