Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
– ФИЛИАЛ РАНХиГС
ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра __________________________________________________________________
Философия
_____________________________________________________________________________________
(дисциплина)
Письменное контрольное
задание
для студентов дистанционного
обучения
|
Студент Кочережко Алла Дмитриевна
|
|
Группа 14412
|
|
Дата
27.08.2014г |
|
|
|
Преподаватель |
|
|
|
|
|
|
|
|
Новосибирск 2014г
Тема 2. Онтология
Вопрос № 1: Основные формы бытия.
Какой бы смысл (материалистический,
идеалистический, иррациональный) ни вкладывался
в категорию «бытия», в аналитических
целях обычно выделяют несколько форм
бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности,
имеющих специфические особенности существования.
К таким формам, как правило, относят:
1) бытие природы (вещей, процессов,
состояний);
2) бытие социального (включающее
в себя как бытие общества в целом, так
и бытие отдельного человека);
3) бытие духовного, идеального
(подразделяющееся на субъективное идеальное,
т.е. сознание индивида и объективное идеальное,
т.е. надындивидуальные его формы)
Вопрос № 2:
Различия между монизмом и дуализмом как
субстанциональной основе мира.
Дуализм — термин, имеющий несколько
значений в истории мышления. В определённой
области знания понятие включает в себя
пересечение двух фундаментальных классов
вещей или принципов, взаимовлияющих друг
на друга, но не меняющих свою структуру.
В теологии дуализм обычно
означает дитеизм (или битеизм), т.е. убеждение,
что существует два соперничающих друг
с другом бога. Например, один злой, другой
добрый; один покровительствует порядку,
другой – хаосу.
Хотя дитеизм/битеизм подразумевает
моральный дуализм, они не равнозначны,
так как битеизм/дитеизм подразумевает
(по крайней мере) двух богов, в то время
как моральный дуализм не подразумевает
никакого "теизма" вообще.
Несмотря на приставку ди-/би-,
это не предполагает, что такая религия
не может быть одновременно монистической.
Такие религии как зурванизм, манихеизм,
и мандеизм все были представителями дуалистических
философий, но также и монотеистическими
религиями, так как в каждой есть верховный
и трансцендентальный Первый Принцип,
из которого две равные, но противоположные
сущности произошли.
Это также верно для менее известных
христианских гностических религий, таких
как богомилизм, катаризм и т.д. Их можно
сравнить с марционизмом, который утверждал,
что Старый и Новый Заветы были работой
двух разных враждующих богов, ни один
из которых не был выше другого (оба были
Первым Принципом, но разных религий).
Монизм (от. греч. monos — один,
единственный) - философское учение, которое
допускает существование одной и только
одной субстанции бытия, например — Бога
(монотеизм). Монизм противоположен дуализму
и плюрализму, предполагающих существование
двух и множества субстанций.
Существует две категории монизма:
материалистический монизм;
идеалистический монизм.
Вопрос № 3: Этапы развития представлений
о материи в истории философии.
Вопрос о материи и ее
свойствах, видах и формах бытия является
коренным вопросом философии и естествознания
на протяжении всей истории их развития.
Это объясняется тем, что понятие материи
не только наиболее полно выражает общий
уровень знания людей о явлениях объективного
мира в каждую данную эпоху развития человеческого
общества, но и обусловливает решение
всех других проблем философии и естествознания.
Понятие материи относится
к основным философским категориям
и является центральным в материалистической
философии. Оно выражает сущность
материального мировоззрения, его
объективность.
Материалистическая философия
всегда опиралась на достижения
науки, а ее собственный уровень
развития обусловливался уровнем
развития науки в целом. Само
понятие материи не оставалось
неизменным на различных этапах
развития материализма, оно всегда
развивалось и совершенствовалось
с каждым этапом все глубже
и точнее отражая объективную
действительность. История философии
свидетельствует о том, что понимание
материи в различных философских
учениях находится в строгом
соответствии с тем, как согласовывается
в этих учениях представление
о единстве мира с многообразием
его проявлений, как понимается
представителями той или иной
формы философии взаимосвязь
или соотношение общего и отдельного.
В соответствии с
уровнем развития способа производства,
практики и науки в становлении
материалистического понятия материи
можно указать на три главных
этапа: наивно-материалистический —
материя то, из чего состоят
вещи и во что они превращаются,
их “начала” или “элементы”;
механический — материя это
масса или вещество, сами вещи,
состоящие из элементов (частиц,
атомов, молекул и т. п.); диалектико-материалистический
— материя это объективная
реальность, существующая в виде
бесконечного многообразия закономерно
взаимосвязанных и взаимодействующих
между собой в пространстве
и во времени качественно и
количественно различных ее видов
и форм бытия, микро- и макротел
и систем.
Философы Античности
строили свое учение о материальном
мире на базе тех же элементов,
которые характерны для индийской
философии чарваков (то есть вода,
воздух, огонь и земля), но пошли
в этом вопросе дальше. Они
понимали под материей такую
реальность, которая существует
независимо от сознания. Они полагали,
что материя — это своего
рода строительный материал, из
которого строятся предметы мира
и стремились свести все многообразие
объективного мира к одному
какому-то веществу: к воде (Фалес),
к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит),
к неопределенному элементу —
апейрону (Анаксимандр), которые, по
их мнению, и являются первоначалом,
первокирпичиками мира. Они еще
не могли отказаться от конкретного,
вещественного представления о
материи, но настойчиво и упорно
шли по пути преодоления этой
вещественности.
Древнегреческие материалисты
не располагали общим понятием,
тождественным категории материи.
Философская терминология, употребляемая
нами сегодня,— продукт длительного
развития, она создавалась в процессе
формулирования и решения философских
проблем. При этом, как правило, развитие
шло от конкретных понятий, часто
заимствованных из обыденного нефилософского
мышления, к понятиям более абстрактным
и общим. Древнегреческие философы в немалой
степени содействовали созданию материалистической
категории материи.
Положение Фалеса о
том, что первоосновой всего является
вода, представляется нашему современному
мышлению одновременно близким
и далеким. Наивность этой мысли
Фалеса очевидна, однако его формулировка
вопроса была такова, что ответ
на него должен был когда-нибудь
привести к созданию категории
материи. Понятие Анаксимандра “апейрон”,
наоборот, является уже более
абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной
материи Анаксимандра вновь представил
абсолютное в определенной форме
природы, положив в основу всего
сущего воздух. “Воздух... если он
разряжен, становится огнем, а если
он сгущен, становится ветром, потом
облаком и затем водой, потом
землей, потом камнями, и остальное
возникает из этого”. Таким образом,
во взгляде Анаксимена в скрытой
форме содержится идея основы,
которая при разных обстоятельствах
может иметь разные конкретные
формы. А. О. Маковельский отмечает: Теория
первовещества Анаксимена представляет
значительный прогресс в том отношении,
что здесь процесс образования всех вещей
определяется точнее, как сгущение и разряжение
первовещества. Этим сделан первый шаг
к чисто количественному пониманию различия
всех вещей и вместе с тем отчетливо выдвинута
идея единства материи. Все в основе своей
есть воздушная материя.
Вопрос № 4: Основные формы движения материи.
Движение и развитие.
Форма существования материи
– это единство движения во времени
и пространства. Движение – это изменение
вообще, всякое взаимодействие материальных
объектов.
В мире нет материи без движения,
также как не может быть движения без материи.
Движение материи абсолютно, тогда как
всякий покой относителен и представляет
собой один из моментов движения. Например,
тело покоящееся по отношению к Земле,
движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе
с Солнцем – вокруг центра Галактики.
Поскольку мир бесконечен, то всякое тело
участвует в бесконечном движении. Качественная
устойчивость тел и стабильность их свойств
также представляет собой проявление
относительного покоя.
В процессе развития материи
проявляются качественно новые и более
сложные формы движения. Но даже механическое
перемещение не является абсолютно простым.
В процессе развития материи через электромагнитные
и гравитационные поля между телами непрерывно
происходит движение.
Теория относительности указывает,
что с «увеличением скорости движения.
Происходит возрастание массы тел, уменьшаются
по направление движения линейные размеры,
убыстряется ритм процессов в телах».
«При околосветовых скоростях электроны
и другие частицы способны интенсивно
излучать кванты электромагнитного поля
по направлению движения».
Таким образом, всякое развитие
материального мира включает в себя взаимодействие
различных форм движения и их взаимное
превращение. Движение также неисчерпаемо,
как и сама материя. Движение материи представляет
собой процесс взаимодействия противоположностей.
Движение материальной системы
включает в себя целостное изменение системы.
Оно выступает как процесс развития системы.
При восходящем развитии системы (от низшего
к высшему) происходит усложнение связей,
структуры и формы движения материальных
объектов. Нисходящее развитие ее форм
движения. Движение является боле общим
понятием, чем развитие.
Выделяют следующие основные
формы движения:
в неживой природе – это движение
элементарных частиц и полей (гравитационное,
электромагнитное, взаимного превращения,
движения атомов и молекул); движение макроскопических
тел через процессы кристаллизации и изменение
агрегатных состояний, движение в космических
системах различного порядка);
в живой природе – биологические
процессы в различных системах (биохимические,
гормональные электрофизиологических
и т. д.);
в обществе – все социальные
изменения, присущие общественным системам
различного порядка.
Общей мерой движения является
энергия. Все виды энергии в природе соответствующие
различным формам движения. Их можно объединить
в 3 основные группы:
энергия пространственного
перемещения тел;
энергия связей и взаимодействий
тел пространством различных полей;
собственная внутренняя энергия,
соответствующая массе покоя тела.
В первую группу входит кинетическая
энергия поступательного, вращательного,
колебательного и других видов движения.
Величина энергии зависит от массы и скорости
тел, а у фронтов от частоты колебаний.
Во вторую группу входят все
виды потенциальной внутренней энергии
материальных систем, представляющие
собой различные проявления энергии взаимодействия
посредством электромагнитного, гравитационного
и ядерного полей.
В третью группу входят все
виды потенциальной внутренней энергии
материальных систем, представляющие
собой различные проявления энергии взаимодействия
посредством электромагнитного, гравитационного
и ядерного полей.
В третью группу входит собственная
внутренняя энергия каждого объекта, соответствующая
его общей массе. Эта энергия находится
в частицах в связанном состоянии и высвобождается
полностью лишь в реакциях превращения
пар частиц, и античастиц в электромагнитное
излучение. Она характеризует огромные
внутренние возможности превращений и
активных проявлений материй. Материя
как бы пронизана энергией, и эта энергия
высвобождается при определенных условиях.
Вопрос № 5: Концепции
пространства и времени в современной
философии и науке.
Ньютон определил
две концепции пространства и времени:
абсолютное и относительное. Абсолютное
пространство истинно, одинаково и неподвижно,
а абсолютное время протекает равномерно
и иначе называется длительностью. Относительное
же пространство есть мера или какая –
либо подвижная часть, которая определяется
нашими чувствами и в обыденной жизни
принимается за пространство неподвижное.
Относительное время постигается чувствами
внешнего мира продолжительности. Таким
образом, в механической картине пространство
абсолютно, пусто, однородно, изотропно
и является вместилищем материи, представляя
собой инерциальную систему. Время же
- равномерно текущее и направленное. Пространство
и время являются независимыми друг от
друга и материи категориями.
Однако, в ХIХ веке была создана
электромагнитная теория – концепция
близкодействия, согласно которой пространство
не является пустым, мир заполнен «эфиром».
Пространство способно динамически воздействовать
на тела, и степень этого воздействия определяется
состоянием поля. Лоренц теоретически
доказал, что сокращение тел зависит от
их скорости движения. Эйнштейн, исследуя
преобразования Лоренца, отметил, что
в них отражаются не реальные изменения
тел при движении, а изменение результата
измерения в зависимости от движения системы
отсчета.