Опыт Силиконовой долины в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:49, реферат

Описание работы

Первоначально как Силиконовую долину обозначали территорию, расположенную на юге полуострова Сан Франциско в Калифорнии, расположенную на северо-востоке от Стенфордского университета до залива Сан-Франциско, на западе северных хребтов гор Санта Круз и берегового хребта на юго-востоке. Из за того, что под словосочетанием «Силиконовая долина» подразумевают территорию расположения множества компаний, работающих в сфере высоких технологий, установить её точные границы невозможно.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 6
Глава 2 11
Глава 3 13
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение A 17
Приложение B 18
Приложение С 19

Файлы: 1 файл

Реферат «Силиконовая долина».doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Напомним, что параллельно с  Силиконовой долиной успешно  развивался и другой гигант –  IBM. В 1969 г его руководство приняло «ключевое решение — поставлять и продавать программное обеспечение отдельно от аппаратного (компьютеров)» [5]. «Решение IBM об отдельной поставке программного обеспечения привело к рождению целой отрасли. В 70-е годы возникли компании, которые являются ключевыми игроками индустрии и по сей день: Oracle, ComputerAssociates и др.Однако наибольшее развитие индустрия программного обеспечения получила в эпоху персональных компьютеров» [5].IBMввело много изменений в компьютерной индустрии, но через несколько лет оно превратилось «из лидера индустрии просто в одну из крупнейших фирм». Предпосылкой к этому явилась «потеря контроля над платформой персонального компьютера, перешедшего к Microsoft и Intel в середине 80-х» [5].

«Быстрое развитие полупроводниковой технологии сделало возможным разработку в 1971 г. фирмой Intel первого микропроцессора, впоследствии на его базе был создан персональный компьютер (ПК). По возможности влияния на развитие индустриально развитого общества феномен персонального компьютера сравнивают с началом эры всеобщей грамотности, которая стала возможной после изобретения книгопечатания. Благодаря ПК информационные технологии стали доступными для конечных пользователей, произошла так называемая «демократизация вычислений». Таким образом, государство, поддерживая полупроводниковую промышленность, заложило основы для создания индустрии ПК» [5].

«Главным условием, необходимым для создания персонального  компьютера, являлось создание доступного по цене микропроцессора, памяти и другой периферии. В результате жесткойконкуренции в полупроводниковой индустрии произошло быстрое снижение цен на компоненты, необходимые для создания ПК. Основными вехами развития индустрии стали создание транзистора (1948), интегральных схем (1958) и микропроцессора (1971)» [5]. Стоит ещё раз отметить, что все эти составляющие «чуда будущего» были созданы в компаниях и лабораториях Силиконовой долины. К концу данного периода характерно изменение американской государственной политики с поощряющей на ограничивающуюи замедление темпов инноваций. Антитрестовский процесс, ограничивающий силу IBM, дал стимул к развитию новых отраслей индустрии программного обеспечения и миникомпьютерной индустрии.

«По мере того как Intel выпускала все более мощные микропроцессоры, компьютерные энтузиасты стали задумываться о создании персонального компьютера на их основе. Ни одна из крупных компьютерных корпораций того времени всерьез не рассматривала возможность создания ПК» [2].В связи с изобретением 1971 года бум ПК стал возможен, однако никто ещё не понимал новых возможностей, которые открываются перед разработчиками. Почетный председатель совета директоров Intel Г. Мур говорит об этом так: «В середине семидесятых годов кто-то пришел ко мне с идеей, которая впоследствии привела бы к созданию персонального компьютера. Он предложил снабдить процессор клавиатурой и монитором и продавать это простым людям. Я спросил: «А в чем смысл?» Единственным ответом было то, что домохозяйки могли бы заносить в компьютер свои кулинарные рецепты. Лично я не увидел в этом особого смысла, так что больше мы к этому не возвращались»» [4].

В середине 70-х в Калифорнии появляются новички Стив Джобс и Стив Возняк, которые доказывают то, вот что пока не верит Intel.Они успешно собирают персональный компьютер на базе процессора «MOSTechnology 6502», и, выручив за продажу нескольких таких компьютеров деньги, 1 апреля 1976 года официально регистрируют фирму Apple, фирму, так хорошо известную нам сейчас. В итоге, исключая Apple, главное занятие Силиконовой долины в конце 70-х, начале 80-х — это производство компьютерных чипов.

Примерно в этот момент можно  провести условную границу истории  Силиконовой долины. Как пишет  Льюис, «героями первой [части]были инженеры, которые создавали новые машины — все быстрее, все совершеннее и дешевле. Они научились делать их настолько быстро и дешево, что сами стали, с коммерческой точки зрения, никому не нужны. Все их изобретения рано или поздно превращались в массовый товар. Другие люди — обычно иностранцы — в конце концов умудрялись придумать, как делать все тоже самое еще дешевле» [2]. У Кремниевой долины было «недолгое, но любопытное коммерческое прошлое» [2]. Оно выглядело примерно так: «море солнца, изобилие грантов правительства США на проведение исследовательских работ, готовность Стэнфордского Университета позволить профессорам создавать компании для реализации собственных идей, бунтарский пыл, нацеленный на вооружение масс достижениями новейших технологий» [2]. Всё это сделало Долину идеальным местом для инженеров и изобретателей. Здесь важно «отсутствие характерного для Старого Света снобизма, которого все еще полно на восточном побережьено почти не бывает к западу от Миссисипи...» [2]. Инженеры были героями, которые позволили прогрессу шагнуть вперёд, они были героями, а«на востоке инженеров считали своего рода высококвалифицированными рабочими» [2].

Чем же еще привлекала Долина? Она,«по  крайней мере отчасти, представляла собой попытку восстановить прежнее  общественное устройство. Здесь на инженерах не лежало клеймо высококвалифицированных рабочих. Инженер - это была уважаемая, может быть самая уважаемая профессия, возможно, потому, что богатства края создали горные инженеры, а финансисты, банкиры появились уже после этого. Как бы то ни было,в середине 1950-х годов люди с техническим складом ума отлично поняли, что здесь у них возможности намного шире, чем на востоке страны» [2]. Таким образом, «кремний был первой частью истории долины, и эта часть уже была завершена» [2].

 

Глава 2

То, что в мире грядут глобальные изменения, нужно было понять и почувствовать. Одним из видных деятелей Долины в будущем станет Джим Кларк, но в 80-е он был просто одним из инженеров-программистов. «Раз реальный мир трёхмерен, компьютерный должен быть точно таким же» — сказал Кларк. «Для компьютеров трехмерная графика не менее важна, чем для людей зрение», —посчитал он и создал первую в мире геометрическую машину —геометрический движок, по сути — программное обеспечение, поддерживающее объемное изображение. Лицензия на геометрическую машину была предложена таким гигантам, как IBM, HP, Apollo, DEC.Когда Кларк заявил, что с помощью этого чипа можно будет конструировать модели и разрабатывать их ему попросту не поверили; в авиации применения этой программе тоже не было найдено. Никто не понимал потенциала изобретений тех лет, и не понимал дальновидности приобретения этой разработки, в итоге изобретение Кларка оценено не было и все компании отказали в покупке лицензии. Тогда Кларк решается создать новую компанию - SiliconGraphics, которая вышла на калифорнийский рынок акций в конце 1981 года. Но Джим — инженер, разработчик. Он не может управлять компанией сам и доверяет руководство Глену Мюллеру. Ряд лучших разработчиков «серых корпораций» (определение дано Джимом Кларком на основе того, что эти корпорации не производят чего-то феноменально нового), таких как HP, Bell, Xeroxбегут в компанию к Кларку. Фильмы Спилберга и Джорджа Лукаса притягивают к своим экранам  спецэффектами, сделанными по технологии SGI. Компания имеет фантастический успех, и успехом она обязана талантливым инженерам во главе с Джимом Кларком, но тем не менее эти талантливые инженеры не смогли постоять за себя и подпали под контроль менеджеров и финансистов. Гленн Мюллер, когда-то давший ссуду на открытие Silicon Graphic в итоге отбил акции SGI полностью, а у самого Кларка осталось меньше 10% SGI, да и сами инженеры получали меньше, чем могли бы получать, если бы менеджеры работали честно. В компании происходят перестановки, но тем не менее атмосфера не улучшается, идет война менеджеров и инженеров: менеджеры требуют от инженеров быстрых разработок, а сами получают прибыль, ничем не занимаясь. В Америке в 50-60-е был создан образ человека порядка — человека, на которого должен походить каждый. Этого нельзя сказать о команде SGI, и о самом Джимме — как известно, все гениальные личности — они на то и гениальные, что их нельзя сравнять с другими. Тем не менееSGI встает на ноги, акции поднимаются с 3 до 25 долларов, менеджеры SGI пытаются сделать свои машины как можно дешевле, но тем не менее это не получается. SGI успешна, однако становится очевидно, что они рухнут, если не выпустят дешевую машину, аналог ПК. «SiliconGraphics имела оглушительный успех, однако Microsoft захватывала мир» [2]. SGI выпускает профессиональные дорогостоящие машины, в то время, как Microsoftвыпускает общедоступные персональные компьютеры. Кларк понимает, что скоро Microsoft сможет делать на своих ПК то, что они делают сейчас, а значит скоро Microsoftпоглотит его.

«Вторая часть истории Силиконовой  долины не была ни скучной, ни предсказуемой» [2]. В начале 1990-хвозникла мысль: для чего создавать новые компьютеры? «Чтобы разбогатеть достаточнопридумать что-нибудь такое, что можно делать с помощью компьютеров» [2]. Образом и героем движения становится Джим Кларк. Его уникальность состоит в неспособности передавать бразды правления в руки молодых и более умных, а самообновляться: Кларк создаёт новую компанию «Netscape»; Кларк строит свою мечту — яхту Гиперион, яхту, полностью управляемую компьютером; Кларк шагает вперед, создавая новейшие новинки, создавая всё новые и новые амбициозные компании; он создал самую мощную и амбициозную компанию — «Healtheon», с помощью которой он хотел установить контроль над всей системой здравоохранения США с годовым оборотом в 1,5 триллиона долларов. Все эти идеи являются первыми в своём роде, большинство из них в итоге успешно воплощается в жизнь, делая эти компании и их людей богачами. После того как Кларк покинул SiliconGraphics, Netscape помогла в созданииYahoo, eBay и прочих компаний, известных своей успешностью на современном рынке. «Сервисные интернетовские компании, которые теперь зарабатывали больше, чем поставщики програмного обеспечения». В этом мире изменение обновление и движение - значит богатство. Важны новые идеи - богачами становятся их творцы. «Если бы все отличались умеренностью,  никто бы не учреждал новых компаний», — сказал Кларк,«да и не было бы стимула и желания развиваться дальше».

Однако имя Джимма Кларка не так  известно, как имена создателей Apple и Microsoft— Стива Джобса и Билла Гейтса. Как уже было сказано, в конце XX века эти компании активно развивались в условиях жёсткой конкуренции. Опуская историю компаний стоит отметить, что в итоге Microsoft удалось монополизировать выпуск ПО.

 «Во второй половине 1990-х годов Силиконовая долина чувствовала себя таким же пупом земли, как Уолл-стрит в середине 1980-х. И для этого были все основания: именно здесь начались великие перемены. До 4 апреля 1994 года Силиконовая долина были известна как место, где зарождался ряд отраслей, связанных с компьютеризацией мира. 4 апреля 1994 года была создана корпорация Netscape» [2]. Вслед за ней был создан ряд других известных компаний, таких как Yahoo!, Googleи др.Можно сказать, что «с этого момента Силиконовая долина стала источником изменений, быстро охвативших все общество» [2].

Глава 3

В 1921 году Торстейн Веблен в своей книге «The Engineers and the Price System» предсказал, что когда-нибудь экономикой США будут управлять инженеры. Его аргументацией было то, что раз «основой экономического роста является технология, и только инженеры способны по настоящему в ней разобраться, они непременно используют свое превосходство в знаниях, чтобы отнять власть у финансистов и промышленников, которых вынесло на вершину общества первым приливом промышленной революции. В конце концов, инженерам достаточно отойти всего лишь на минутку - и  вся современная промышленность замрет» [2].Многие деятели XXвека считали, что именно так и должно быть. На протяжении всей истории Силиконовой долины чувствуется противостояние инженеров и финансистов. «Инженеры создают богатство, а богатства за 1990-е годы в Силиконовой Долине были созданы умопомрачительные» [2].Экономический успех долины смог изменить американскую экономику и систему ценностей. Так почему же все это случилось, что послужило причиной, и почему это произошло именно здесь?

«Согласно прежним экономическим  теориям, источником богатства являются сбережения, или инвестиции, или  личные достоинства, или земные ресурсы, или правительственные расходы» [2]. Но все это явно не помогало понять того, что произошло в долине. «В середине 1980-х годов молодой экономист Поль Ромер написал несколько статей, обозначивших контуры идеи», которая позже была названа «новой теорией роста». «Используя сложнейший математический аппарат, она доказывала, что источником обогащения является человеческое воображение. Богатство заключается не в умноженном количестве известных вещей, а в обладании совершенно новыми вещами» [2]. Рассказывая о Ромере в своей книге, Льюис пишет, что «чтобы объяснить смысл своей теории не экономистам, Ромер использовал образ прекрасно оснащенной кухни, ожидающей хорошего шеф-повара, который сможет выжать из нее все возможное. Все повара используют более-менее одинаковые ингредиенты, но не у каждого получается вкусно. И только редким избранным удается на основе давно известных продуктов создать восхитительно вкусные новые блюда. Именно эти немногие создают богатство. Их рецепты и есть богатство: электричество, транзистор, микропроцессор, персональный компьютер, Интернет» [2]. Однако «новая теория роста стала общепризнанной и привычной в академических и деловых кругах» только через 10-15 лет после написания и публикации. Это можно объяснить тем, что именно она может точно объяснить происходящее в Долине: порой капиталисты щедро финансировали самые сумасшедшие проекты, если за них брались авторитетные личности. Они знали, что деньги, вложенные в создающуюся компанию, окупятся. Изменились и главные финансовые законы Долины, а именно то, что теперь больший вес стали иметь не бизнес-планы или отчеты за последние 4 квартала, а сама идея и перспективы проекта. Netscape считалась компанией будущего, в нее инвестировались фантастические деньги только за идеи, хотя вначале компания не показывала ни доллара прибыли. «Из теории следовало, что всякое общество, стремящееся к обогащению должно поощрять любые эксцентричные наклонности, заставляющие людей придумывать новые рецепты» [2]. Теперь безумные фантазеры и техноманьяки —это творцы, люди идущие к обогащению, и то, что раньше может быть было глупо, преступно иль наказуемо, теперь культивировалось. Они — искатели новинки, т.е. идеи, «которой гарантирован серьезный прием со стороны рынков. Это идея, которой не хватает самой малости до всеобщего признания, и когда она получит эту малость, то переворачивает весь мир» [2]. Отчасти для того, чтобы ее найти, нужно «двигаться на ощупь», а не стандартно, и для этого нужен кроме технических и финансовых способностей — «нюх на запросы времени». Искателями чаще всего являются исключительные личности, которые находят идею, и с помощью других инженеров доводят ее до воплощения. Именно поэтому возможна аналогия с теорией Толстого о роли личности. Так или иначе, произошло «чрезвычайно важное изменение в системе ценностей Силиконовой Долины» [2]. Рисковые капиталисты утратили влияние,  а власть захватили предприниматели.

К сожалению, в данной сфере не всегда цель оправдывает средства. История  знает не мало примеров про то, как  изобретение не находит практического  применения, или экономически не выгодно. Так было с проектом создания «телекомьютера»: СМИ и опытные предприниматели убедили всех в том, что этот проект важен для общества, но после вложения больших денег и двухлетней гонки ведущих компаний Силиконовой долины, проект себя не оправдал. Примечательно то, что лозунгом проекта в SGIбыла фраза«как нам стать для тех, кто развлекается тем же, чем является Microsoft для тех, кто работает», что еще раз подтверждает острую конкуренцию разработок.

«Великолепная финансовая близорукость была характерна для Силиконовой  Долины и являлась одним из главных источников ее успеха. Фанатики новых технологий  вкладывали все свои средства в новейшие разработки, и это породило величайшее экономическое процветание в истории человечества». Можно сказать, что «Долина представляла собой капиталистический эксперимент: что происходит при избытке капитала?» [2]. В 90-е она переживала краткий золотой век, когда капитал утратил всякое значение. Ближе к концу века, Долина вновь претерпела некоторые изменения, которые были связаны с экономическими кризисами, но большинство корпораций осталось на плаву, и сейчас Долина преследует прежние цели: толкает науку вперед.

Заключение

Согласно статистическим данным, по числу занятых в сфере высоких  технологий, Силиконовая долина является третьим по величине технологическим  центром США. В соответствии с приложением В, можно сделать вывод о том, что Силиконовая Долина является «домом» для многих компаний современности, и являлась «домом» для компаний ныне не существующих, но внесших свой клад в развитие науки. Во времена расцвета Силиконовой Долины, на одной территории был сконцентрирован весь накопленный научный потенциал, в следствии чего произошел мощный рывок вперед. События Силиконовой долины «попали в свое время». Калифорния всегда привлекала к себе. В середине XIX века Сан-Франциско было центром калифорнийской золотой лихорадки, результатом которой стало увеличение количества населения в городе и развитие местности. Во второй половине XX века в Сан-Франциско стекались тысячи хиппи со всего мира.Эти территории всегда были особыми в смысле авантюризма в деле быстрого обогащения: в конце XX века этой авантюрой был интернет-бум. Большинство современных компаний и сейчас пропагандируют свободу: образ жизни сотрудников таких компаний, как Microsoftили Googleне подчинен строгим рамкам, а политика компаний направлена на создание максимально комфортных условий.

Можно сделать вывод, что повторение Силиконовой долины возможно лишь при грамотном сочетании предпринимательских способностей, щедрого финансирования, и, самое важное, грамотных инженеров с новаторскими идеями, воплощению которых ничто не будет мешать. Команда Майкла Льюиса, исследовавшего феномен Долины, пришла к интересному выводу, что «главное занятие Силиконовой долины - создавать технологии и навязывать их всему миру, что является одновременно и главным делом всей Америки. Соединенные Штаты занимают странное положение в мире. Это столица новаторства и материального процветания, своеобразной энергии и свободы, результатом которых оказывается невероятная скорость изменений. Для Соединенных Штатов Силиконовая долина —тоже самое, что и Соединенные Штаты для всего остального мира… Лас-Вегас и Силиконовая Долина возможны только в США» [2].

Информация о работе Опыт Силиконовой долины в США