Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:31, реферат
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно- функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.
Органическая
теория общества Г. Спенсера
Введение
Герберт Спенсер (1820-1903) -- один из крупнейших мыслителей XIX в.; наряду с О. Контом, основоположник социологии как научной дисциплины, создатель ее органической школы.
Представления
об обществе как о своеобразном подобии
человеческого организма были сформулированы
первоначально ещё
Г.
Спенсер, имевший обширные познания
в области биологии, психологии,
этнографии, истории, развил эту идею
и представил по этому вопросу
теорию в завершенном и
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно- функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия, рассматривая «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию.
Некоторые историки социологической мысли рассматривают социологию Спенсера в качестве продолжения эволюционного подхода Конта. Сам Спенсер отвергал влияние идей Конта на его собственную концепцию. Действительно, общая ориентация Спенсера значительно отличается от ориентации Конта.
Спенсер
был несогласен с идеей Конта о том,
что весь социальный механизм покоится
на мнениях и что идеи управляют миром,
вносят в мир перевороты. «Мир, -- по Спенсеру,
-- управляется и изменяется через чувства,
для которых идеи служат только руководителями
Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А.
Западная теоретическая социология. -
М.: Изд-во «Ольга»,1996. - С.43..
Суть
органической теории
Г. Спенсера
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта В.Н.Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.35..
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке.
По мнению Г. Спенсера, общество есть некий организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что общество образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человек.
Г.
Спенсер использовал аналогии и
термины из биологии и других наук
о жизни живых существ и
сопоставлял общество с биологическим
организмом, тщательно выясняя их
сходство и различия. Результатом
такого сопоставления стало
интеграция
социальный дифференциация спенсер
Социальная
эволюция Г.Спенсера
Особенно ценным для изучения общества, понимания происхождения многих социальных институтов явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое явление изучается в его развитии Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. - С.44..
Эволюция для английского социолога -- универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом Г.В.Осипов. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. - М. : Издательство НОРМА.,2001. -С.12..
На
основе изучения развития органического
мира Спенсер на семь лет раньше
Дарвина пришел к идее существования
эволюции в биологическом мире и
сформировал принципы естественного
отбора и борьбы за выживание в
мире природы. Он много времени уделял
взаимосвязи природы и
Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе -- космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно-- эволюции.
Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции -- определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.
Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неограническая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция. Здесь подразумевается взаимодействие многих особей, скоординированная коллективная деятельность, по своим последствиям превышающая возможности любых индивидуальных действий.
В
ходе социальной эволюции, совершающейся
совместными усилиями людей разных
поколений, изменяются многие функции
общества, которые в свою очередь
возрастают в размере, в разнообразии,
в определенной сложности В.Н.Лавриненко.
- С. 37.
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера -- эволюционизм. По его определению эволюция -- это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из- неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое -- общество -- не может и не должно поглощать отдельную личность Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. -- C.48. С.
Предмет социологии (по Спенсеру) - изучение эволюции в её наиболее сложной форме. На предмете общества Спенсер показывает интеграцию (увеличение массы, объединение), развитие от гомо к гетерогенности (переход от простого племени к цивилизованной нации); с прогрессом этих процессов растет связанность людей в социуме и организованность (социальная организация).
С точки зрения Г.Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов В.Н.Лавриненко.- С. 37..
Эволюционная
теория Герберта Спенсера -- одна из популярнейших
теорий в 19 в.
Социальная
интеграция и социальная
дифференциация
Нельзя
не отметить и того важного момента,
что английский мыслитель не сомневался
в реальности процесса эволюции. Объективным
критерием этого процесса он считал
степень дифференцированности и интегрированности
того или иного явления. Идея выделить
объективный критерий перехода от низшего
к высшему, безусловно, имела положительный
смысл, поскольку развитие любой системы
предполагает дифференциацию ее элементов
и одновременно их интеграцию в определенной
структуре Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов
В.А.- C.53..
Спенсер проводит аналогию между обществом и организмом, как двумя разными видами одного и того же рода существ. Развитие общества он понимает по аналогии с развитием организма, состоящим в процессе интеграции и дифференциации: более мелкие общественные группы сплачиваются в более крупные, причем взаимная связь частей социального целого скрепляется все сильнее, но зато эти части становятся все разнороднее, т. е. все менее похожими одна на другую. С этой точки зрения высота развития измеряется степенью интеграции целого и дифференциации частей: чем совершеннее организм, тем более его части поглощены целым и тем большее различие существует между частями.
Как органические, так и социальные совокупности характеризуются Спенсером в соответствии с прогрессирующими изменениями в размерах.
Рост общества может идти двумя путями, которые иногда развиваются отдельно, иногда совместно. Это либо рост населения за счет простого умножения единиц, либо объединение ранее не связанных единиц в союзы групп.
Разрастание
единиц в размерах неизменно сопровождается
возрастанием сложности их структуры.
Процесс роста, по определению Спенсера,
является процессом интеграции. А
интеграция, в свою очередь, должна
сопровождаться прогрессирующей
Животные,
располагающиеся на нижней шкале
эволюции, так же как и эмбрионы
более высокоорганизованных существ,
характеризуются недифференцированностью,
относительной однородностью. Так же обстоит
дело и с обществом. Социальные совокупности,
так же как и органические, развиваются
от состояния относительной неразделенности,
когда их составные части походят друг
на друга, к состоянию дифференциации,
когда эти части становятся различными.
Более того, как только части становятся
непохожими друг на друга, они начинают
взаимозависеть друг от друга; таким образом
при увеличении дифференциации возрастает
взаимозависимость и, следовательно, интеграция
социальных компонентов.
Классификация
обществ
Пытаясь классифицировать типы обществ с точки зрения стадий развития, Спенсер расположил их в следующем порядке: простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности. Терминология достаточно туманна. Вероятно, он имел в виду классификацию по степени структурной сложности. Простые общества Спенсер, в свою очередь, разделил на имеющие руководителя, с эпизодически появляющимся руководством, с нестабильным руководством и со стабильным руководством. Общества сложные и двойной сложности также классифицируются с точки зрения сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были расставлены в зависимости от эволюции характера оседлости -- кочевое, полуоседлое и оседлое. Общества в целом были представлены как структуры, развивающиеся от простого к сложному, а затем к двойной сложности, проходя при этом через необходимые этапы.
Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где контроль и централизация слабее Г.В.Осипов. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. - М. : Издательство НОРМА.,2001. - С.12.
Характерной
чертой военных обществ является
принуждение. Чертой, характеризующей
всю воинствующую структуру, является
то, что его подразделения
Общество
индустриального типа, наоборот, основывается
на добровольном сотрудничестве и индивидуальном
самоограничении.
Определяющим
общество как воинственное или индустриальное
является не уровень сложности, а, скорее,
наличие или отсутствие конфликта
с окружениемТам же. - С.56..
Информация о работе Органическая теория общества Г. Спенсера