Органическая теория общества Г. Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно- функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.

Файлы: 1 файл

органическая теория спенсера.docx

— 23.50 Кб (Скачать файл)

     Органическая  теория общества Г. Спенсера 

       Введение 

     Герберт Спенсер (1820-1903) -- один из крупнейших мыслителей XIX в.; наряду с О. Контом, основоположник социологии как научной дисциплины, создатель ее органической школы.

     Представления об обществе как о своеобразном подобии  человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал  структуру и функции общества со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что общество во многих отношениях напоминает живой  человеческий организм, и на этом основании  отрицал возможность существования  человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и  ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без общества.

     Г. Спенсер, имевший обширные познания в области биологии, психологии, этнографии, истории, развил эту идею и представил по этому вопросу  теорию в завершенном и аргументированном  виде. Он рассматривал общество как  своеобразный организм, развивающийся  по общему закону эволюции. «Эволюция  есть переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной  однородности, сопровождающий рассеяние  движения и интеграцию материи». Появление  общества, а затем и государства  - это результат такой эволюции.

     Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и  применять его к человеческому  обществу. В своих исследованиях  он сочетал структурно- функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.

     Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия, рассматривая «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию.

     Некоторые историки социологической мысли  рассматривают социологию Спенсера в качестве продолжения эволюционного  подхода Конта. Сам Спенсер отвергал влияние идей Конта на его собственную  концепцию. Действительно, общая ориентация Спенсера значительно отличается от ориентации Конта.

     Спенсер был несогласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. «Мир, -- по Спенсеру, -- управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат только руководителями Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - М.: Изд-во «Ольга»,1996. - С.43.. 

     Суть  органической теории Г. Спенсера 

     Суть  органической теории общества заключается  в том, что оно рассматривается  как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органично связаны между  собой и не могут функционировать  вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма  проявляется подлинное значение любого социального института и  социальная роль каждого субъекта В.Н.Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.35..

     Органическая  теория, видным представителем которой  является Герберт Спенсер, в окончательном  виде была сформулирована в XIX веке.

     По  мнению Г. Спенсера, общество есть некий  организм, состоящий из отдельных  людей, подобно тому, как живой  организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение  о том, что общество образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человек.

     Г. Спенсер использовал аналогии и  термины из биологии и других наук о жизни живых существ и  сопоставлял общество с биологическим  организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом  такого сопоставления стало обнаружение  некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как  и живой организм, подвержено стадийности  развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

     интеграция  социальный дифференциация спенсер 

     Социальная  эволюция Г.Спенсера 

     Особенно  ценным для изучения общества, понимания  происхождения многих социальных институтов явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен  тем, что каждое явление изучается  в его развитии Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. - С.44..

     Эволюция  для английского социолога -- универсальный  процесс, одинаково объясняющий  все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом Г.В.Осипов. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. - М. : Издательство НОРМА.,2001. -С.12..

     На  основе изучения развития органического  мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования  эволюции в биологическом мире и  сформировал принципы естественного  отбора и борьбы за выживание в  мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.

     Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер  распространил идею эволюции на все  без исключения явления и процессы в природе и обществе -- космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно-- эволюции.

     Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется  тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ  исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры  общества как особого организма  и идеи эволюции -- определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.

     Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неограническая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция. Здесь подразумевается взаимодействие многих особей, скоординированная коллективная деятельность, по своим последствиям превышающая возможности любых индивидуальных действий.

     В ходе социальной эволюции, совершающейся  совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции  общества, которые в свою очередь  возрастают в размере, в разнообразии, в определенной сложности В.Н.Лавриненко. - С. 37. 

     Центральное понятие всей мировоззренческой  концепции Спенсера -- эволюционизм. По его определению эволюция -- это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из- неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое -- общество -- не может и не должно поглощать отдельную личность Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. -- C.48. С.

     Предмет социологии (по Спенсеру) - изучение эволюции в её наиболее сложной форме. На предмете общества Спенсер показывает интеграцию (увеличение массы, объединение), развитие от гомо к гетерогенности (переход от простого племени к цивилизованной нации); с прогрессом этих процессов растет связанность людей в социуме и организованность (социальная организация).

     С точки зрения Г.Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается  значение коллективной деятельности людей  и разного рода социальных институтов В.Н.Лавриненко.- С. 37..

     Эволюционная  теория Герберта Спенсера -- одна из популярнейших  теорий в 19 в. 

     Социальная  интеграция и социальная дифференциация 

     Нельзя  не отметить и того важного момента, что английский мыслитель не сомневался в реальности процесса эволюции. Объективным  критерием этого процесса он считал степень дифференцированности и интегрированности того или иного явления. Идея выделить объективный критерий перехода от низшего к высшему, безусловно, имела положительный смысл, поскольку развитие любой системы предполагает дифференциацию ее элементов и одновременно их интеграцию в определенной структуре Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А.- C.53.. 

     Спенсер проводит аналогию между обществом  и организмом, как двумя разными  видами одного и того же рода существ. Развитие общества он понимает по аналогии с развитием организма, состоящим в процессе интеграции и дифференциации: более мелкие общественные группы сплачиваются в более крупные, причем взаимная связь частей социального целого скрепляется все сильнее, но зато эти части становятся все разнороднее, т. е. все менее похожими одна на другую. С этой точки зрения высота развития измеряется степенью интеграции целого и дифференциации частей: чем совершеннее организм, тем более его части поглощены целым и тем большее различие существует между частями.

     Как органические, так и социальные совокупности характеризуются Спенсером в  соответствии с прогрессирующими изменениями  в размерах.

     Рост  общества может идти двумя путями, которые иногда развиваются отдельно, иногда совместно. Это либо рост населения  за счет простого умножения единиц, либо объединение ранее не связанных  единиц в союзы групп.

     Разрастание единиц в размерах неизменно сопровождается возрастанием сложности их структуры. Процесс роста, по определению Спенсера, является процессом интеграции. А  интеграция, в свою очередь, должна сопровождаться прогрессирующей дифференциацией  структур и функций, если организм или  общество стремится остаться жизнеспособным, т. е. если оно хочет выжить в борьбе за существование.

     Животные, располагающиеся на нижней шкале  эволюции, так же как и эмбрионы более высокоорганизованных существ, характеризуются недифференцированностью, относительной однородностью. Так же обстоит дело и с обществом. Социальные совокупности, так же как и органические, развиваются от состояния относительной неразделенности, когда их составные части походят друг на друга, к состоянию дифференциации, когда эти части становятся различными. Более того, как только части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга; таким образом при увеличении дифференциации возрастает взаимозависимость и, следовательно, интеграция социальных компонентов. 

     Классификация обществ 

     Пытаясь классифицировать типы обществ с  точки зрения стадий развития, Спенсер  расположил их в следующем порядке: простые, сложные, двойной сложности  и тройной сложности. Терминология достаточно туманна. Вероятно, он имел в виду классификацию по степени  структурной сложности. Простые общества Спенсер, в свою очередь, разделил на имеющие руководителя, с эпизодически появляющимся руководством, с нестабильным руководством и со стабильным руководством. Общества сложные и двойной сложности также классифицируются с точки зрения сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были расставлены в зависимости от эволюции характера оседлости -- кочевое, полуоседлое и оседлое. Общества в целом были представлены как структуры, развивающиеся от простого к сложному, а затем к двойной сложности, проходя при этом через необходимые этапы.

     Степень строгости и масштабы внутреннего  управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где  контроль и централизация слабее Г.В.Осипов. История социологии в  Западной Европе и США. Учебник для  вузов. - М. : Издательство НОРМА.,2001. - С.12.

     Характерной чертой военных обществ является принуждение. Чертой, характеризующей  всю воинствующую структуру, является то, что его подразделения принудительно  соединяются для различных совместных действий.

     Общество  индустриального типа, наоборот, основывается на добровольном сотрудничестве и индивидуальном самоограничении. 

     Определяющим  общество как воинственное или индустриальное является не уровень сложности, а, скорее, наличие или отсутствие конфликта  с окружениемТам же. - С.56.. 

Информация о работе Органическая теория общества Г. Спенсера