Ортега-и-Гассет Хосе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

Испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии
антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал
в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт
непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций
"массового общества" массовой культуры ("Восстание масс", 1920-1930) и теории
элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства",
1925).

Файлы: 1 файл

Ортега-и-Гассет Хосе.docx

— 22.26 Кб (Скачать файл)

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ (1883-1955) 

 

 

Испанский философ и публицист, представитель философии жизни  и философии

антропологии. Подлинную  реальность, дающую смысл человеческому  бытию, усматривал

в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт

непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций

"массового общества" массовой культуры ("Восстание  масс", 1920-1930) и теории

элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства",

1925).

В испанской философии XX века Ортега признан не "первым среди равных", а первым

философом в собственном  смысле слова. Его учение оказало  огромное влияние на

весь испаноязычный мир. Ученики Ортеги, как оставшиеся в Испании, так и

эмигрировавшие в страны Латинской Америки, на основе его  философии развили свои

учения. Экзистенциализм оставался одним из главных направлений философии во всех странах послевоенной Европы, а в Испании его влияние оказалось настолько сильным, что почти ни один испанский мыслитель 1940-1980-х годов не избежал этого влияния. В 1940- 1950-е годы ортегианство развивалось как единственное оппозиционное схоластике философское учение.

С 1908 года Ортега преподает философию, а в 1910 году получает кафедру

метафизики в Мадридском университете, где и читает курсы  лекций вплоть до 1936

года. Число учеников и  последователей быстро растет, к началу 1930-х годов

образуется "мадридская школа", просуществовавшая несколько десятилетий  и

сыгравшая огромную роль в  развитии философской мысли в  Испании и в странах

Латинской Америки.

 Когда Ортега начинал свою деятельность, философии в испанских

университетах попросту не существовало. В этих условиях ему было не до

"технических" сложностей: он занимался просветительством,  пропагандой философии

и в небольших университетских  аудиториях, и в огромном здании театра (здесь он

прочитал при огромном стечении публики курс "Что такое  философия?"). Ортега

называл себя "профессором  философии ": своей задачей он

считал обратить этих "язычников" в философию - этому служили и  газетные статьи,

и организация переводов, издательская деятельность.

Именно эта благородная  просветительская деятельность и является причиной

многочисленных затруднений  при анализе собственной концепции  Ортеги. Не всегда

понятно, где кончается  комментарий Ортеги к трудам того или иного философа и

начинается изложение  его собственных идей; важнейшие  из них впервые

высказываются в газетной статье, в предисловии, написанном по случаю, к книжке

малоизвестного поэта. Многие работы Ортеги представляют собой либо собранные

вместе газетные статьи ("Восстание  масс"), либо запись курса лекций ("Тема

нашего времени", "Вокруг Галилея", "Что такое философия?", "Человек и люди").

 

Ортега не был философом "не от мира сего", два тома собрания его сочинений

представляют собой политическую публицистику.

 Ортега основывает в 1948 году Институт гуманитарных наук, где читает

курсы по философии истории  А. Тойнби, цикл лекций "Человек и  люди».

 

В 1950-е годы учение Ортеги пользовалось колоссальным авторитетом у читающей молодежи, его книги были чуть ли не единственным источником философского инакомыслия.

 

В центре философии Ортеги находится погруженный в

историческое становление  человек, "радикальной реальностью" для него является

человеческая жизнь, а  предложенная им теория "жизненного разума" (рациовитализм)

призвана дать ориентиры современному человеку, обнаружившему себя в условиях

кризиса европейской культуры.

В своих первых социологических  работах "Дегуманизация искусства" (1925) и

"Восстание масс" (1929) он утверждал, что культура  и цивилизация внутренне

противоположны демократии. Современный век уникален в своем отвержении понятия

элитарного общества. Вместо послушного получения ценностей, моделей  и целей от

аристократии, "массовый человек" в настоящее время позволяет

навязывать себе конформизм, терпимость и невоспитанность как  ведущие социальные

принципы. В "Дегуманизации  искусства" Ортега показывает, что современное

искусство есть недемократическое  искусство. Он утверждает, что

цель таких "трудных" художников, как Малларме, Стравинский, Пикассо, Джойс,

Пиранделло, состоит в  том, чтобы целенаправленно исключать  массы из культурной

жизни, которая во все  времена является деятельностью  элитарной.

Единственная область, где  аристократическая модель Ортеги была раскрыта на

конкретном материале, - это его эстетика: работа "Дегуманизация искусства"

представляет собой скорее трактат по социологии, нежели эстетическую теорию в

собственном смысле слова. Изложенная здесь концепция имела точки соприкосновения

с авангардистскими поисками начала века и оказала известное  влияние на

творчество ряда испанских  писателей и художников.

 

2. "Восстание  масс" Хосе Ортеги-и-Гассета

Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики, при жизни недооцененные, оказали влияние на определенные круги европейской и американской интеллигенции. Большая часть творческого  наследия Хосе Ортеги-и-Гассета - художественные очерки, насыщенные его философскими идеями. Они обращены к думающим людям и побуждают читателя не соглашаться, а спорить и думать. Социальные проблемы, затрагиваемые в трудах Ортеги-и-Гассета, не только не устарели с ростом стандартизации жизни, но стали более злободневными. В социологии наибольшую известность получила его книга "Восстание масс". В ней Ортега-и-Гассет одним из первых зафиксировал феномен возникновения "массового сознания" в европейском менталитете: "масса" у него трансформируется в толпу, представители которой захватывают господствующие позиции в иерархии общественных структур, навязывая собственные псевдо-ценности остальным социальным группам. Основное свойство существа из "массы" - не столько его стандартность, сколько физическая инертность. "Масса" конституируется, согласно его выводам, не на основе какого-либо определенного общественного слоя. Речь идет о таком "способе быть человеком", в рамках которого предпринимаются насильственные попытки преобразовывать устройство общества, при этом намеренно игнорируя закономерности его функционирования.

 

В работе "Восстание масс" он выступает за европейское единение в защиту общей

западной культуры против варварства масс. Под элитой он понимает тех, кто имеет

определенное "превосходство" (не в деньгах), а "суперчеловек" ¦- это тот, кто

свободно выбирает свои цели, в то время как массы пассивно повинуются нормам,

"установленным другими".

Новое учение - позднее Хосе Ортега назвал его рациовитализмом, чтобы подчеркнуть

тесную связь между  мышлением и жизнью, - вырастало  на скудной почве.

Ортега признает свое единомыслие со Шпенглером, Сорокиным, Тойнби в

том, что культуры созревают  и гибнут. И вместе с этими философами он применяет

свой анализ к современному положению. Его социально-политический этюд о массовом

восстании вызвал обсуждение во всей Европе.

Ортега исследует духовное и душевное состояние человека нашего

времени - массового человека, он прослеживает путь к его победе, путь к

возрастающему опустошению  содержания жизни. Однако восстание  масс, как все

основные черты современности, подлежит двойному пониманию. Современная

действительность имеет  два лица: лик победы и лик смерти. Восстание масс может

привести к новому, непредвиденному

строю жизни, но также к  величайшей из катастроф во всей судьбе человечества, и,

быть может, опасность  превышает надежду. Лишенная заповедей, обязывающих к

определенному жизненному поведению, наша жизнь застыла в ожидании.

В работах "Современная  тема" (1923), "История как система" (1935) он пишет о

необходимости "подчинять  разум жизни". Для него характерен утопический

рационализм - стремление развить  критическую способность за счет "биологической"

непрерывности жизни. Мы должны, считает Ортега, научиться рассуждать

"исторически", то есть  определять нашу умственную деятельность  в границах,

созданных временем и пространством, в котором мы живем' "Мы должны искать наши

собственные обстоятельства.. в их пределах и особенностях... Заново освоить

обстоятельства есть реальная судьба человека.. Я есть сам и мои обстоятельства".

Это утверждение можно  считать испанским вариантом  экзистенциализма.

Несколько чрезмерно обобщая, он говорил до последних своих  дней, что во всяком

человеческом начинании есть нечто утопическое. Человек стремится к знанию, но

ему никогда не удается  действительно познать хоть нечто. Он стремится к

справедливости и в конце концов непременно совершает мерзость. Он думает, что

любит, и должен в конце концов убедиться, что любовные обеты так и остались

обетами. Человеческие намерения  никогда не осуществляются так, как  они задуманы,

судьба человека - быть лишь обещанием, живой утопией.



Информация о работе Ортега-и-Гассет Хосе