Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:30, реферат
Испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии
антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал
в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт
непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций
"массового общества" массовой культуры ("Восстание масс", 1920-1930) и теории
элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства",
1925).
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ (1883-1955)
Испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Один из главных представителей концепций "массового общества" массовой культуры ("Восстание масс", 1920-1930) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства", 1925). В испанской философии XX века Ортега признан не "первым среди равных", а первым философом в собственном смысле слова. Его учение оказало огромное влияние на весь испаноязычный мир. Ученики Ортеги, как оставшиеся в Испании, так и эмигрировавшие в страны Латинской Америки, на основе его философии развили свои учения. Экзистенциализм оставался одним из главных направлений философии во всех странах послевоенной Европы, а в Испании его влияние оказалось настолько сильным, что почти ни один испанский мыслитель 1940-1980-х годов не избежал этого влияния. В 1940- 1950-е годы ортегианство развивалось как единственное оппозиционное схоластике философское учение. С 1908 года Ортега преподает философию, а в 1910 году получает кафедру метафизики в Мадридском университете, где и читает курсы лекций вплоть до 1936 года. Число учеников и последователей быстро растет, к началу 1930-х годов образуется "мадридская школа",
просуществовавшая несколько сыгравшая огромную роль в развитии философской мысли в Испании и в странах Латинской Америки. Когда Ортега начинал свою деятельность, философии в испанских университетах попросту не существовало. В этих условиях ему было не до "технических" сложностей:
он занимался и в небольших университетских аудиториях, и в огромном здании театра (здесь он прочитал при огромном стечении публики курс "Что такое философия?"). Ортега называл себя "профессором философии ": своей задачей он считал обратить этих "язычников" в философию - этому служили и газетные статьи, и организация переводов, издательская деятельность. Именно эта благородная просветительская деятельность и является причиной многочисленных затруднений
при анализе собственной понятно, где кончается комментарий Ортеги к трудам того или иного философа и начинается изложение его собственных идей; важнейшие из них впервые высказываются в газетной статье, в предисловии, написанном по случаю, к книжке малоизвестного поэта. Многие работы Ортеги представляют собой либо собранные вместе газетные статьи ("Восстание масс"), либо запись курса лекций ("Тема нашего времени", "Вокруг Галилея", "Что такое философия?", "Человек и люди").
Ортега не был философом "не от мира сего", два тома собрания его сочинений представляют собой Ортега основывает в 1948 году Институт гуманитарных наук, где читает курсы по философии истории А. Тойнби, цикл лекций "Человек и люди».
В 1950-е годы учение Ортеги пользовалось колоссальным авторитетом у читающей молодежи, его книги были чуть ли не единственным источником философского инакомыслия.
В центре философии Ортеги находится погруженный в историческое становление человек, "радикальной реальностью" для него является человеческая жизнь, а предложенная им теория "жизненного разума" (рациовитализм) призвана дать ориентиры современному человеку, обнаружившему себя в условиях кризиса европейской культуры. В своих первых социологических работах "Дегуманизация искусства" (1925) и "Восстание масс" (1929) он утверждал, что культура и цивилизация внутренне противоположны демократии. Современный век уникален в своем отвержении понятия элитарного общества. Вместо послушного получения ценностей, моделей и целей от аристократии, "массовый человек" в настоящее время позволяет навязывать себе конформизм, терпимость и невоспитанность как ведущие социальные принципы. В "Дегуманизации искусства" Ортега показывает, что современное искусство есть недемократическое искусство. Он утверждает, что цель таких "трудных" художников, как Малларме, Стравинский, Пикассо, Джойс, Пиранделло, состоит в
том, чтобы целенаправленно жизни, которая во все времена является деятельностью элитарной. Единственная область, где аристократическая модель Ортеги была раскрыта на конкретном материале, - это его эстетика: работа "Дегуманизация искусства" представляет собой скорее трактат по социологии, нежели эстетическую теорию в собственном смысле слова. Изложенная здесь концепция имела точки соприкосновения с авангардистскими поисками начала века и оказала известное влияние на творчество ряда испанских писателей и художников.
2. "Восстание масс" Хосе Ортеги-и-ГассетаЕго идеи
в области философии, истории, социологии,
эстетики, при жизни недооцененные,
оказали влияние на определенные
круги европейской и
|