Ортодоксальные и неортодоксальные школы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:10, реферат

Описание работы

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
Астика — общее название «ортодоксальных» индийских философских школ, признающих жизнь после смерти. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Веды - сборник самых древних и священных писаний индуизма на санскрите.

Файлы: 1 файл

Эссе по философии ортодоксальные и неортодоксальные школы философии.docx

— 16.43 Кб (Скачать файл)

Эссе по теме «Ортодоксальные  и неортодоксальные школы философии»

 

 

Согласно традиционным принципам  классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской  философии разделяются на: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

Астика — общее название «ортодоксальных» индийских философских школ, признающих жизнь после смерти. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Веды - сборник самых древних и священных писаний индуизма на санскрите. Так, для например, школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, но они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Главные ортодоксальные системы: санкхья, мимамса (миманса), веданта, йога, ньяя, вайшешика и учение сикхов. Но кроме них, имеются еще и другие, наименее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие.

Подробно о некоторых  ортодоксальных школах:

Миманса (мимамса) - основные принципы школы – обрядность, антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми.

Веда́нта – все школы базируются на ведических писаниях, в которых изложена философия и различные формы медитации (Упанишадах).

Санкхья - учение о наличии следствия в причине; следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира.

 

Настика – общее обозначение древнеиндийских «неортодоксальных» религиозно философских систем и отдельных людей, отрицающих существование трансцендентного мира, не верящих в жизнь после смерти и не признающих авторитет Вед. Школы, не признающие Вед: локаята, чарвака, адживика, джайнизм и буддизм. Джайнизм и буддизм признают и жизнь после смерти, и закон кармы, но тем не менее их всё равно относят к настике из-за непризнания ими Вед и отличных от астики временно-космологических концепций.

Подробно о некоторых  неортодоксальных школах:

Будди́зм - в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи делают упор на самопознание через медитацию, другие — на благие деяния, третьи — на поклонение Будде. Но все они базируются на четырёх доктринах:  учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрина анатмавады (принцип бессущностности, «не-души»), доктрина кшаникавады (учение о мгновенности), буддийская космология. В буддизме нет: всемогущего Бога-творца или Бога-личности, вечной души, искупления грехов, это и является основным отличием от моготеистических религий в наше время.

Джайнизм - философия и  практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании  души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Он призывает  к духовному совершенствованию  через развитие мудрости и самоконтроля. Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека.

При этом из всех школ астики по-настоящему на Веды опираются только миманса и веданта, остальные опираются на независимые основания. Можно поэтому считать деление на астику и настику в значительной мере условным.

Следовательно основное различие между ортодоксальными и неортодоксальными школами – признание либо непризнание авторитета Вед. Системы мимансы и веданты можно, например, рассматривать как прямое продолжение традиции вед, в то время как школы чар-вака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет.


Информация о работе Ортодоксальные и неортодоксальные школы философии