Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:24, реферат
Изучая закономерности развития научного знания, английский философ венгерского происхождения Имре Лакатос (9 ноября 1922— 2 февраля 1974) цель своих исследований видел в логико-нормативной реконструкции процессов изменения знания и построения логики развития научных теорий на основе изучения реальной эмпирической истории науки.
Основное внимание он уделял не теориям, а исследовательским программам. Научно-исследовательская программа являетсяструктурно-динамической единицей его модели науки.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Основная идея концепции Лакатоса и ее цель 3
1.1. Наука, теория, методология. Недопустимость абсолютизации и субъективизации методологии 5
1.2. Типы фальсификационизма в идеях Лакатоса 6
2. Научно-исследовательская программа 7
2.1. Основная концепция и цели научно-исследовательской программы 7
2.2. Эффективность научно-исследовательских программ 11
2.3. Позитивные и отрицательные эвристики по И. Лакатосу 12
2.4. Сравнение моделей Лакатоса и Куна 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16
Концепции научно-исследовательской программы, по его мнению, могут выступать в качестве помощника для формирования закона, которые грозят «затопить нашу культурную среду еще раньше, чем индустриальные отходы и автомобильные газы испортят физическую среду нашего обитания».
Если рассматривать науку как поле борьбы научных программ, то предлагается ввести в обиход новый критерий - критерий демаркации между созревшей наукой и несозревшей наукой. Первая из которых состоит из исследовательских программ, а вторая из методов проб и ошибок. В качестве основопожения этого критерия Лакатос предполагал понимание науки, как поля борьбы исследовательских программ, а не отдельных теорий [8].
В теории Куна центральным понятием является парадигма, т.е. совокупность наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма является началом всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации.
Согласно теории Лакатоса, основным источником развития науки является конкуренция различных исследовательских программ.
Если сравнивать модели Лакатоса и Куна, то их мнения радикальео расходятся. Но как бы их модели ни отличались друг от друга, все они так или иначе вынуждены опираться на некие узловые, этапные моменты истории науки, которые принято называть научными революциями.
Таким образом, Лакатос рассматривал рост развитой науки как смену ряда непрерывно связанных теорий – притом не отдельных, а совокупности теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Иначе говоря, он сравнивал и оценивал не просто две теории, а теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы.
По его мнению, исследовательская программа может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей, причем она прогрессирует, если ее теоретический рост предвосхищает рост эмпирический, т.е. если она с успехом предсказывает новые факты, и регрессирует, если новые факты появляются неожиданно, а программа только дает им запоздалые объяснения. В этом случае теоретический рост отстает от эмпирического роста. Причем если одна исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, чем другая, с ней конкурирующая, то первая вытесняет вторую.
Лакатос полагал, что теория никогда не фальсифицируется, а только замещается другой, лучшей теорией. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.
Объектом философско-методологического анализа он выделял не отдельную гипотезу или теорию, а серию сменяющих друг друга во времени теорий, т. е. некоторый тип развития.
Предложив «нормативно-
Информация о работе Основная идея концепции Лакатоса и ее цель