Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 07:14, контрольная работа
С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под "видимым миром" понимают любые явления природы (первозданной или искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы существования материи. "Скрытый мир" - законы неживой и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности.
Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений — власти, эксплуатации, собственности и т.д. Реальная социальная группа есть социальная целостность, характеризуемая общностью условий существования, причинно взаимоувязанными сходными формами деятельности в разных сферах жизни, единством социальных норм, ценностей, черт образа жизни, обусловленных реальными отношениями.
Для типологии реальных
социальных групп используются
два основных подхода - социаль
Социально-экономический
подход основан на оценке
Власть как социальный феномен имеет множество трактовок. Предлагаем следующие определения.
1. Власть — это способ социального субъекта в своих интересах распределять цели и направлять деятельность других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписании); предоставлять полномочия, услуги, привилегии.
2. Власть — это способ обеспечения социальной устойчивости общества. Во властных отношениях находятся социальные силы, господствующие в обществе, и остальное население как подчиненные.
Представляется, что второе
определение более емко
Соответственно
Эксплуатация — это универсальный способ воспроизведения социального неравенства (отношений господства — подчинения) в антагонистических общественно-экономических системах, суть которого — принудительное социальное донорство одних социальных групп (классов) в пользу других социальных групп (классов).
Исходя из такого
критерия, как эксплуатация, социальные
группы подразделяются на групп
Универсальность эксплуатации состоит в общности ее методов, в социальном донорстве. Конкретные же способы осуществления эксплуатации разнообразны, как и факторы, в решающей мере ее обеспечивающие. Наука различает экономическое и внеэкономическое принуждение. Методами принуждения к социальному донорству могут быть обычаи, военная сила, культовые ритуалы, религиозное и идеологическое манипулирование, моральное регулирование и др.
Собственность
— это основное экономическое
отношение между
По отношениям собственности с
Типы стратификационных социальных групп относятся к так называемым идеальным типам. Идеальный тип предполагает заведомое упрощение (идеализацию), снижение сложности и многообразия критериев, характеризующих социальную группу.
Для описания социальной
структуры в свете
Физико-генетический, в основе которого лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам (половым, возрастным, физических качеств — силы, красоты, ловкости). Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, что закрепляется в обычаях, ритуалах и т.п. К таким социальным группам относятся дети, старики, женщины, молодежь.
Рабовладельческий, для которого характерна дифференциация социальных групп по правам гражданства и собственности. Неравенство здесь основано на прямом насилии, детерминируется военно-юридическим принуждением. Примеры групп: рабы в античном обществе; холопы на Руси; работающие военнопленные и депортированные лица в Германии в период Второй мировой войны; в современной России "рабы" в условиях войны на Северном Кавказе.
Классовый, основанный на дифференциации по классам, которые рассматриваются в данном случае как социальные группы, различающиеся по характеру и размерам собственности на средства производства и производимый продукт, а также по уровню получаемых доходов и материальному благополучию.
Кастовый, основанный на этнических различиях социальных групп (каст), которые закрепляются религиозными ритуалами и порядками.
Социально-профессиональный, к
Сословный тип основан на дифференцировании социальных групп по обязанностям перед государством, закрепленным путем правового оформления. Принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Например, в дореволюционной России выделялись следующие сословия: дворянство, духовенство, мещане.
Этакратический тип предполагает дифференциацию социальных групп прежде всего по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны получать, занимая властные позиции. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и их престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы имеют в соответствующих властных иерархиях. Дифференциация находится под контролем государственной бюрократии. Иерархии могут закрепляться формально-юридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, но могут оставаться и вне сферы правового регулирования. Примеры: советская партноменклатура, современная российская бюрократия.
Культурно-символический тип дифференцирует социальные группы по различиям доступа к социально значимой информации, по возможностям и способностям фильтровать и интерпретировать эту информацию, быть носителями сакрального знания (мистического или научного). Примеры социальных групп: служители церкви, ученые, технократы, партийные идеологи.
Культурно-нормативный тип использует дифференциацию социальных групп исходя из категорий уважения и престижа, из сравнения образов жизни и норм поведения. Примеры: «элита», «аристократия», «социальное дно».
В основе каждого из вышеприведенных типов лежат различия, принятые за основополагающие в социальном неравенстве социальных групп именно в этом типе. Все прочие различия, признанные главными для социальных групп в других типах, играют второстепенную роль.
Типы социальных группировок
надо рассматривать, не
4. Социальные институты как
«Институт» (от лат. institutum — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Социальные
институты — это элементы
Изучение институтов, как отмечал Г.Спенсер, есть изучение строения и развития общества, анализ его возникновения, роста, изменений, сломов.
Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социальная норма» и «социальный обмен».
Социальная норма — это общее правило, введенное в абстрактную модель взаимодействия участников общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и единообразно в данные взаимодействия. Возникновение и функционирование таких норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаимодействия осуществляются не между изолированными индивидами, но между членами общества, объединенными в социальные группы, слои, общности.
Институциализированные социальные нормы относительно стабильны. При закреплении в праве они носят общеобязательный характер. По мере расхождения с изменившимися социальными условиями регулятивная функция этих норм становится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой ситуации возникают новые социальные нормы.
Социальный
обмен — это обмен между
членами общества, его организациями
и сферами, находящимися в
Каждый социальный
институт характеризуется
Социальные институты в развитых, высоко институциализированных обществах многообразны, по мере развития общества они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и др. Образуя систему, социальные институты обусловливают функционирование социального организма — общества.
В большинстве случаев социальные институты являются исторически сложившимися формами организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемственность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, а также технических достижений, в передаче навыков и норм социального поведения, в социальной интеграции.
Внешними атрибутами
социальных институтов
Определяющим условием
появления социальных
— жизненно важные
для социального субъекта
— потребности,
— потребности,
— потребности,
Масштаб социальных
потребностей ограничен
Потребности социальных
групп характеризуются:
Информация о работе Основной вопрос философии. Основные направления в философии