Основной вопрос философии. Основные направления в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под "видимым миром" понимают любые явления природы (первозданной или искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы существования материи. "Скрытый мир" - законы неживой и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений — власти, эксплуатации, собственности и т.д. Реальная социальная группа есть социальная целостность, характеризуемая общностью условий существования, причинно взаимоувязанными сходными формами деятельности в разных сферах жизни, единством социальных норм, ценностей, черт образа жизни, обусловленных реальными отношениями.  

 Для типологии реальных  социальных групп используются  два основных подхода - социально-экономический, а точнее политэкономический, истратификационный.   

 Социально-экономический  подход основан на оценке вышеуказанных реальных отношений, характеристики которых приведены ниже.  

 Власть как социальный феномен имеет множество трактовок. Предлагаем следующие определения. 

1. Власть — это способ социального субъекта в своих интересах распределять цели и направлять деятельность других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписании); предоставлять полномочия, услуги, привилегии. 

2. Власть — это способ обеспечения социальной устойчивости общества. Во властных отношениях находятся социальные силы, господствующие в обществе, и остальное население как подчиненные.   

 Представляется, что второе  определение более емко применительно к социальной политике, поскольку основополагающими в нем выступают структурные отношения (властное неравенство). В первой же дефиниции акцент сделан на отдельных функциях власти.   

 Соответственно вышеизложенным  подходам социальные группы подразделяются на господствующие и подчиненные. Доступность (реальность) участия во власти той или иной социальной группы — важное общественное условие, определяющее (наряду с другими) общественное положение социальных групп, классов, общностей.  

 Эксплуатация — это универсальный способ воспроизведения социального неравенства (отношений господства — подчинения) в антагонистических общественно-экономических системах, суть которого — принудительное социальное донорство одних социальных групп (классов) в пользу других социальных групп (классов).  

 Исходя из такого  критерия, как эксплуатация, социальные  группы подразделяются на группы-доноры, или эксплуатируемые, и группы, принуждающие к донорству в свою пользу, или эксплуататоры.  

 Универсальность эксплуатации  состоит в общности ее методов, в социальном донорстве. Конкретные же способы осуществления эксплуатации разнообразны, как и факторы, в решающей мере ее обеспечивающие. Наука различает экономическое и внеэкономическое принуждение. Методами принуждения к социальному донорству могут быть обычаи, военная сила, культовые ритуалы, религиозное и идеологическое манипулирование, моральное регулирование и др.  

 Собственность  — это основное экономическое  отношение между индивидуальными  и групповыми участниками процесса  производства, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Формы собственности разнообразны: частная, групповая, общественная и др.   

 По отношениям собственности социальные группы подразделяются на владельцев средств производства (собственников, хозяев) и не имеющих средств производства (наемных работников). Собственность реально раскрывает процессы распоряжения, владения ею, присвоения ее, феномены бедности и богатства.  

 Типы стратификационных социальных групп относятся к так называемым идеальным типам. Идеальный тип предполагает заведомое упрощение (идеализацию), снижение сложности и многообразия критериев, характеризующих социальную группу.  

 Для описания социальной  структуры в свете стратификационного подхода могут быть использованы следующие типы реальных социальных группировок.  

 Физико-генетический, в основе которого лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам (половым, возрастным, физических качеств — силы, красоты, ловкости). Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, что закрепляется в обычаях, ритуалах и т.п. К таким социальным группам относятся дети, старики, женщины, молодежь.   

 Рабовладельческий, для которого характерна дифференциация социальных групп по правам гражданства и собственности. Неравенство здесь основано на прямом насилии, детерминируется военно-юридическим принуждением. Примеры групп: рабы в античном обществе; холопы на Руси; работающие военнопленные и депортированные лица в Германии в период Второй мировой войны; в современной России "рабы" в условиях войны на Северном Кавказе.  

 Классовый, основанный на дифференциации по классам, которые рассматриваются в данном случае как социальные группы, различающиеся по характеру и размерам собственности на средства производства и производимый продукт, а также по уровню получаемых доходов и материальному благополучию.   

 Кастовый, основанный на этнических различиях социальных групп (каст), которые закрепляются религиозными ритуалами и порядками.  

 Социально-профессиональный, который дифференцирует социальные группы по содержанию и условиям труда. Социально-профессиональные группы выделяются в социальной структуре параметром профессиональной принадлежности как существенно значимым для формирования и воспроизведения общественного положения группы. Примеры этих групп: квалифицированные рабочие, производственная интеллигенция, офицерский корпус, учительство, государственные служащие, рыбаки, горняки, коммунальные работники, торговцы, «челноки», охранники и т.п.;  

 Сословный  тип основан на дифференцировании социальных групп по обязанностям перед государством, закрепленным путем правового оформления. Принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Например, в дореволюционной России выделялись следующие сословия: дворянство, духовенство, мещане.  

 Этакратический тип предполагает дифференциацию социальных групп прежде всего по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны получать, занимая властные позиции. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и их престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы имеют в соответствующих властных иерархиях. Дифференциация находится под контролем государственной бюрократии. Иерархии могут закрепляться формально-юридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, но могут оставаться и вне сферы правового регулирования. Примеры: советская партноменклатура, современная российская бюрократия.  

 Культурно-символический  тип дифференцирует социальные группы по различиям доступа к социально значимой информации, по возможностям и способностям фильтровать и интерпретировать эту информацию, быть носителями сакрального знания (мистического или научного). Примеры социальных групп: служители церкви, ученые, технократы, партийные идеологи.  

 Культурно-нормативный  тип использует дифференциацию социальных групп исходя из категорий уважения и престижа, из сравнения образов жизни и норм поведения. Примеры: «элита», «аристократия», «социальное дно».  

 В основе каждого  из вышеприведенных типов лежат различия, принятые за основополагающие в социальном неравенстве социальных групп именно в этом типе. Все прочие различия, признанные главными для социальных групп в других типах, играют второстепенную роль.  

 Типы социальных группировок  надо рассматривать, не допуская абсолютизации, учитывая их взаимодополняемость по многим параметрам. 

 

4. Социальные институты как отражение  социальных потребностей  

 «Институт» (от лат.  institutum — установление) — понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.  

 Социальные  институты — это элементы социальной  структуры общества, представляющие  собой относительно устойчивые  типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.  

 Изучение институтов, как отмечал Г.Спенсер, есть  изучение строения и развития  общества, анализ его возникновения,  роста, изменений, сломов.  

 Важное значение для понимания сущности социальных институтов и их функционирования имеют категории «социальная норма» и «социальный обмен».  

 Социальная  норма — это общее правило, введенное в абстрактную модель взаимодействия участников общественных отношений и таким образом позволяющее им вступать регулярно и единообразно в данные взаимодействия. Возникновение и функционирование таких норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Социальные взаимодействия осуществляются не между изолированными индивидами, но между членами общества, объединенными в социальные группы, слои, общности.  

 Институциализированные социальные нормы относительно стабильны. При закреплении в праве они носят общеобязательный характер. По мере расхождения с изменившимися социальными условиями регулятивная функция этих норм становится менее эффективной, ослабевает или исчезает. В этой ситуации возникают новые социальные нормы.  

 Социальный  обмен — это обмен между  членами общества, его организациями  и сферами, находящимися в различных  структурных позициях (политических, экономических, культурных и т.д.). Социальный институциализированный обмен отличен от индивидуального обмена между людьми, поскольку не содержит личностной компоненты.  

 Каждый социальный  институт характеризуется определенным набором норм, которые формализованы, представлены, как правило, в знаковых формах (регламентирующих документах). На их основе и производится социальный обмен.  

 Социальные институты  в развитых, высоко институциализированных обществах многообразны, по мере развития общества они развиваются и усложняются. К социальным институтам в современном обществе относятся государство, политические партии и движения, институты семьи, образования, охраны здоровья, материнства и детства, духовного развития, досуга, отдыха, обеспечения безопасности членов общества и др. Образуя систему, социальные институты обусловливают функционирование социального организма — общества.  

 В большинстве случаев  социальные институты являются  исторически сложившимися формами организации совместной деятельности людей, в ходе которой приобретают определенную устойчивость экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Они обеспечивают преемственность в использовании общечеловеческих ценностей в культуре, науке, а также технических достижений, в передаче навыков и норм социального поведения, в социальной интеграции.   

 Внешними атрибутами  социальных институтов являются  соответствующие организации, учреждения и предприятия, функционирующие в системе управленческих отношений.  

 Определяющим условием  появления социальных институтов  выступают социальные потребности. Социальные потребности — это потребности особого вида, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности социальной личности, социальных групп, общества в целом. Это потребности в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни. В широком смысле удовлетворение социальных потребностей обеспечивает равновесие состояния системы «субъект - среда». Социальные потребности можно подразделить на четыре группы: 

 — жизненно важные  для социального субъекта потребности,  неудовлетворение которых приводит  к ликвидации социального субъекта или революционному преобразованию социального(-ых) института(-ов), в рамках которого(-ых) происходит это удовлетворение; 

 — потребности, удовлетворение  которых обеспечивает функционирование социального субъекта на уровне социальных норм, а также позволяет осуществляться эволюционному развитию социальных институтов;  

 — потребности, удовлетворение  которых происходит на уровне  минимальных социальных норм, что  обеспечивает сохранение социального субъекта, но не его развитие; 

 — потребности, удовлетворение  которых обеспечивает комфортные (для данных социокультурного пространства и социального времени) условия функционирования и развития.  

 Масштаб социальных  потребностей ограничен характером  и уровнем развития общественного  производства, спецификой производственных  отношений и социокультурной  среды, национальными и историческими традициями. Поэтому важнейшая потребность для социальных групп — это потребность в постоянном расширении сфер деятельности и соответствующем преобразовании окружающей среды и общественных отношений.  

 Потребности социальных  групп характеризуются: массовидностью проявлений; устойчивостью во времени и пространстве; инвариативностью в специфических условиях жизнедеятельности членов социальных групп; взаимосопряженностью. Сопряженность потребностей состоит в том, что возникновение и удовлетворение одной влечет за собой комплекс других потребностей, что обусловливает образование длиннейших цепей, переходящих одна в другую. Например, удовлетворение людей в жилье повлечет за собой необходимость в удовлетворении их предметами социально-бытового назначения. Это в свою очередь породит потребность производства соответствующих товаров и услуг, что вызовет необходимость разработки технологий, создания или расширения предприятий, производящих данную продукцию, а, значит, появления рабочих мест, потребность в специалистах и т.д.  

Информация о работе Основной вопрос философии. Основные направления в философии