Основной вопрос философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:44, лекция

Описание работы

Основной вопрос философии имеет сложную структуру, которая отражает сложность проблем, стоящих перед человеческим познанием. В нем выделяются две стороны. Первая сторона — это вопрос о различии материи и сознания: что первично — сознание или материя? Вторая сторона основного вопроса философии — это вопрос о том, познаваем ли мир, который является составной частью основных проблем гносеологии, наряду с существованием истины, её критериями и т. д. На первую часть основного вопроса философии можно дать два противоположных ответа — материалистический и идеалистический.

Файлы: 1 файл

Основной вопрос философии имеет сложную структуру.doc

— 27.50 Кб (Скачать файл)

Основной вопрос философии имеет сложную структуру, которая отражает сложность проблем, стоящих перед человеческим познанием. В нем выделяются две стороны. Первая сторона — это вопрос о  различии материи и сознания: что  первично — сознание или материя? Вторая сторона основного вопроса философии — это вопрос о том, познаваем ли мир, который является составной частью основных проблем гносеологии, наряду с существованием истины, её критериями и т. д.

На первую часть  основного вопроса философии  можно дать два противоположных ответа — материалистический и идеалистический. Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Первые греческие философы были стихийными материалистами, т. е. не ставили основной вопрос философии, но стихийно, на основе здравого смысла придерживались материалистического решения его первой стороны. Создателем первой развернутой системы философского материализма стал Демокрит. Он строго придерживался главного принципа материалистической философии: стремился объяснить мир из него самого, не вводя никаких посторонних для природы факторов — бога, идеи и т. п. На протяжении всей своей истории философский материализм опирался на естественные науки, а в XIX в., начиная с учения К. Маркса, он проникает и в теорию общества.

Однако состояние  науки в Древней Греции не давало возможности последовательно объяснить  мир материалистически. Можно ли по-настоящему объяснить, например, человеческую психику, мышление превращениями воды, воздуха, огня или даже движением атомов? К тому же материализм плохо сочетался с религией, которая была официальной идеологией греческих полисов и активно поддерживалась стоящими у власти правящими элитами. Поэтому возникает противоположное направление — идеализм.

Идеалисты считают первичным началом бытия сознание (дух, мышление и т. п.), а материю, природу — вторичным, производным от сознания.

Вторая сторона  основного вопроса философии  — вопрос о том, познаваем ли мир.

Согласно здравому смыслу, на основе которого складывались учения первых философов, считается само собой  разумеющимся, что существующий вокруг нас мир можно понять, познать, исследовать и т. п. Но более поздние  мыслители задавались вопросом: действительно  ли мир так понятен и доступен человеку? Сократ склонялся к мысли, что природа вообще непостижима для человеческого познания. Согласно Платону, познание мира идей подобно туманным знаниям узников пещеры о внешнем мире. Скептики первыми остро поставили и подробно проанализировали вопрос о возможности и границах достоверного познания мира. Позже отрицание познаваемости мира было названо агностицизмом. В Новое время классиками агностицизма стали английский субъективный идеалист Дэвид Юм и основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант.

Вопрос о познаваемости  мира — реальная проблема, с которой  сталкивается любая наука. Так, античные скептики сформулировали ряд философских  аргументов, заставляющих усомниться в простоте и успешности процесса познания. С их точки зрения достоверных критериев, признаков истинного знания не существует. Органы чувств способны искажать картину мира, и не ясно, когда их показания верны, а когда ошибочны. Наука давно пришла к выводу, что мир бесконечен. Как же можно что-либо сказать о природе бесконечного мира, если человеческий опыт всегда был и будет конечным, ограниченным? Возможно ли вообще в таком случае достоверное, обоснованное мировоззрение или же человеческая мысль вечно будет блуждать в потемках ошибок и заблуждений? Если истина иллюзорна и недостижима, то правильнее всего было бы строить общественную жизнь не на научном знании (так делают сейчас во всех развитых странах), поскольку оно гипотетично и ошибочно, а на чем-то другом — например, на религиозной вере, свободной фантазии, иллюзиях и капризах человека.

В связи со стремительным  развитием научного знания в XX в. проблема познаваемости того или иного  круга явлений действительности стала обостряться все чаще и  чаще.


Информация о работе Основной вопрос философии