Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 14:51, контрольная работа
В данной работе будут рассмотрены некоторые явления сознания и материи.
Издавна идут ожесточенные споры между различными направлениями в философии. Мир пока ими делится на две части: бытие, обозначается понятием – материя; и дух, обозначается понятием – сознание. Это два предельно широких понятия, с которых берет начало вся материалистическая философская картина мира.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Основной вопрос философии 3
1.1. Идеализм, материализм и их формы. 3
1.2. Принцип партийности. 5
ГЛАВА 2. Современные теории общественного развития: постиндустриализм, теории информационного общества. 5
СХЕМА «Философия Платона и Аристотеля. Связь и различие». 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 10
СОДЕРЖАНИЕ
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи
Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится (филео) - любовь , (софия) - мудрость, как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Огромная одаренность, всесторонний охват изучаемых предметов, глубина разработки делают учение Платона и Аристотеля широко известным, далеко выходящим за пределы общества, в котором они жили выходящим за пределы общества, в котором они жили и действовали. Платон разработал вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, экономики, психологии.
В данной работе будут рассмотрены некоторые явления сознания и материи.
Издавна идут ожесточенные споры между различными направлениями в философии. Мир пока ими делится на две части: бытие, обозначается понятием – материя; и дух, обозначается понятием – сознание. Это два предельно широких понятия, с которых берет начало вся материалистическая философская картина мира.
(вопрос об отношении сознании я и материи), его уровни и стороны
Выступает вопрос (об отношении сознания и материи) о том, что является первичным: материя/сознание, следовательно, что выступает в качестве вторичного, производного.
Быть первичным – это быть первым, предшествовать другому, быть основой для существования другого, отражаться в другом, быть содержанием.
Существует формулировка о первичности/вторичности – что лежит в основе мира: материя или сознание.
2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности:
1. Монистический кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю);
2. Дуалистический – отказ от решения вопроса; кладет в основу оба начала – материю и сознание.
Важным является деление на 2 философские концепции: материализм и идеализм.
Материализм – это философское направление, постулирующее
первичность и единственность материального
начала в мире и рассматривающее идеальное
лишь как свойство материального.
Идеализм – это философское направление,
приписывающее активную, творческую роль
в мире исключительно идеальному началу
и ставящее материальное в зависимость
от идеального.
Как материализм, так и идеализм неоднородны
в своих конкретных проявлениях. В зависимости
от этого можно выделить различные формы
материализма и идеализма.
С точки зрения исторического развития
материализма, можно отметить следующие
его основные формы:
• Материализм Древнего Востока и Древней
Греции – это первоначальная форма материализма,
в рамках которой предметы и окружающий
мир рассматриваются сами по себе, независимо
от сознания и состоящие из материальных
образований и элементов (Фалес, Левкипп,
Демокрит, Гераклит и др.)
• Метафизический (механический материализм)
нового времени в Европе (17 в.). На этом
этапе всё многообразие мира сводилось
к механистической форме движения материи(
Галилей, И.Ньютон, Дж.Локк и др.)
• Диалектический материализм, в котором
представлены в органическом единстве
материализм и диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс
и др.)
• Последовательный материализм – в его
рамках принцип материализма распространяется
и на природу, и на общество (марксизм).
• Непоследовательный материализм –
отсутствует материалистическое понимание
общества и истории (Л.Фейербах). Специфической
формой непоследовательного материализма
является деизм (от лат. deus – бог), представители
которого хотя и признавали бога, но резко
принижали его функции, сводя их к творению
материи и сообщению ей первоначального
импульса движения (Ф.Бэкон, Дж. Толанд,
Б.Франклин, М.В.Ломоносов и др.)
• Различают научный и вульгарный материализм.
Последний, в частности, сводит идеальное
к материальному, сознание отождествляет
с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Идеализм (франц. idéalisme,
от греч. idéa — идея), общее обозначение
философских учений, утверждающих, что
сознание, мышление, психическое, духовное
первично, основоположно, а материя, природа,
физическое вторично, производно, зависимо,
обусловлено.
Философский идеализм существует в двух
основных формах – объективной и субъективной:
Термин «субъективный» - означает принадлежащий
«субъекту», т.е. человеку, зависимый от
него и от его сознания. Термин «объективный»,
напротив, указывает на независимость какого – либо явления от человека и
его сознания. Следовательно:
Объективный идеализм – философское направление,
постулирующее не только первичность
идеального начала, но и его независимость
от сознания человека (Платон, Гегель)
Субъективный идеализм – философской
направление, утверждающее зависимость
внешнего мира, его свойств и отношений
от сознания человека (Беркли, Фихте). Классической
формой объективного идеализма была философия
Платона. Ее особенность - тесная связь
с религиозно-мифологическими представлениями.
Партийность (от лат. pars – часть) в самом широком смысле означает частичность философской деятельности. На частичность философии одним из первых обратил внимание Секст Эмпирик: «Множество философов приходит в этот вот мир, как в некое великое жилище, ради искания истины; и поймавший из нее что-нибудь по справедливости не доверяет тому, что он попал прямо в цель». Недоверие доходит до обвинений. «Эллинские философы, – писал Климент Александрийский, – были воры и разбойники: еще до пришествия Спасителя, заимствовав у еврейских пророков частицы истины, они не сознаются в этом, но присваивают их себе как свои собственные учения...». Соперничество философов – факт очевидный, эмпирически фиксируемый. Проблема в его теоретической интерпретации.
В современном значении термин «постиндустриализм» впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».
Д. Белл рассматривал историю как смену
трёх эпох, (или трёх типов общества): доиндустриальная,
индустриальная и постиндустриальная.
Доиндустриальное общество было организовано вокруг взаимодействия
человека с природой: ресурсы обеспечивались
добывающими отраслями промышленности,
а общество подчиняется законам снижающейся
отдачи и низкой производительности. Д.
Белл в своей книге «Грядущее постиндустриальное
общество» определяет данную эпоху как
«такой социальный порядок, - который основан
на примитивных производственных формах,
развивающихся прежде всего в отраслях,
обеспечивающих добычу и первичную обработку
ресурсов, наиболее пригодных для удовлетворения
самых настоятельных потребителей» Труд
в этом случае фактически является неквалифицированным,
развитие способностей человека обусловлено
в первую очередь сложившимися традициями,
и люди остаются неразрывно связаны с
прошлым.
Индустриальное общество знаменует собой радикальный разрыв
с такой традиционностью и становится
важнейшим условием становления постиндустриальной
системы. Индустриальное общество – это
уже взаимодействие человека с преобразованной
природой, в его рамках добыча природных
ресурсов сменяется производством заранее
определённых продуктов, наблюдается
возрастающая квалификация работника,
основным производственным ресурсом становится
энергия, человек оказывается способным
делать определённые локальные технологические
и хозяйственные прогнозы.
И, наконец, постиндустриальное общество:
Д. Белл противопоставляет его индустриальному
обществу в качестве такого, где «производство
как дискретный и постоянно возобновляющийся
процесс сменяется непрерывным воздействием
на окружающую среду, где каждая сфера
человеческой деятельности оказывается
тесно связана со всеми другими». Постиндустриальное
общество основано на «игре между людьми»,
в которой на фоне машинной технологии
доминирующую позицию занимает технология
интеллектуальная, основанная на информации.
В этих условиях основным ресурсом становится
информация, приоритет переходит от полуквалифицированных
работников к инженерам и учёным, дальнейшее
совершенствование знаний человека о
мире происходит в первую очередь на базе
применения абстрактных моделей и системного
анализа, центральное значение приобретает
кодификация теоретического знания, а
важнейшей задачей учёных становится
перспективное прогнозирование хозяйственных
и социальных процессов. Быстрое развитие
науки и техники в постиндустриальном
обществе делает социальную революцию
излишней, поскольку её место занимает
научно-техническая революция.
Белл указывает на следующие пять признаков
«постиндустриального общества»:
Философия как сфера постижения мира и человека - открытая, развивающаяся система, а бесконечный поиск и развитие - это способ ее существования.
Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости.
Объект философии составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.
Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов обусловливает и широкую полифункциональность философии. Можно выделить основные функции философии мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, социальная, гуманитарная познавательная, идеологическая.
В философии соотношение сознания и материи (бытия) получило статус основного вопроса, что первично – материя или сознание (дух)? Все имеющиеся определения сознания, по существу, являются определениями понятия на основе использования близких и общепринятых понятий, таких как: материя, знание, отражение, информация, познание, восприятие и др., т.е. описание различных способов и форм понимания того, что под этим имеется в виду каждого, кто занимает определенную точку зрения.