Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:35, реферат
Философия родилась, как попытка определить фундаментальные основания бытия человека. В качестве этих оснований не могут выступить знания, поскольку одно лишь знание вовсе не всегда приводит человека к мудрости. Как говорил Гераклит, "многознание уму не научает". Мудрость же - это способность видеть в жизни то, что действительно является главным, что важно для нас как людей. Но что характеризует нас как людей, кого мы называем настоящим человеком? Того, кто способен на истинно человеческие поступки и переживания, - в частности, способен на дружбу, любовь, верность, акты самопожертвования, восприятия прекрасного, поступки добра и т.п.
1. Основные черты античной философии.
2. Ницше прославляет сверхчеловека, принимаете или нет
данного философа и его интерпретацию? Обоснуй ответ
3. Что есть истина?
План
1. Основные черты античной философии.
2. Ницше прославляет сверхчеловека, принимаете или нет
данного философа и его интерпретацию? Обоснуй ответ
3. Что есть истина?
Основные
черты античной философии.
Философия родилась, как попытка
определить фундаментальные основания
бытия человека. В качестве этих оснований
не могут выступить знания, поскольку
одно лишь знание вовсе не всегда приводит
человека к мудрости. Как говорил Гераклит,
"многознание уму не научает". Мудрость
же - это способность видеть в жизни то,
что действительно является главным, что
важно для нас как людей. Но что характеризует
нас как людей, кого мы называем настоящим
человеком? Того, кто способен на истинно
человеческие поступки и переживания,
- в частности, способен на дружбу, любовь,
верность, акты самопожертвования, восприятия
прекрасного, поступки добра и т.п. Специфической
характеристикой подобного рода духовных
поступков и переживаний выступает гораздо
большая степень устойчивости по сравнению
с чисто психическими и биологическими
чувствами и реакциями. Что же удерживает
в сохранности, например, дружбу? Сократ
назвал эту основу "упорядоченной структурой
души". Почему камень сохраняет устойчивую
форму? Потому, что у него есть кристаллическая
решётка. Какая-то структура, по- видимому,
должна быть и у духовных состояний. Не
зря даже в языке мы, желая охарактеризовать
настоящего человека, говорим о том, что
у него есть "личностный хребет",
"внутренний стержень","твёрдые
принципы" и т.п.
Именно эта идея и выразилась
в античности в понятии Космоса. Во избежание
распада личности на хаос сиюминутных
желаний и чувств человек должен иметь
внутренний стержень, какую-то устойчивую
основу, опираясь на которую, возможно
преодолеть своё биологическое начало
и быть свободными.
Античный Космос - это не
физическая Вселенная в нашем современном
понимании. В переводе с древнегреческого,
космос - это порядок, строй, шеренга, устав.
Космос в этом смысле - это не только мир
в целом, представленный в своей разумной
и упорядоченной организации. Космосом
может быть и душа человека, и прекрасная
статуя - в том случае, если они содержат
в себе внутреннюю гармонию, являются
цельными и упорядоченными.
Итак, первая и главная
черта античной философии - это космоцентризм.
Это означает, что во всём, начиная от мира
в целом и заканчивая любым отдельным
явлением, античные философы искали разумную,
упорядоченную структуру, как основу для
понимания себя и мира. Данная структура
представляет собой мироздание, организованное
согласно какому-то универсальному закону.
Но что означает наличие порядка в мире?
Это значит, что все отдельные части мироздания
находятся в гармоничном отношении между
собой. Но гармония и соразмерность целого,
с точки зрения античности, есть красота.
Мир устроен гармонично, считал древний
грек, и то, что кажется нам в нём случайным
и хаотичным, есть просто свидетельство
нашей неспособности увидеть смысл отдельной
вещи или явления в свете целого. Всё в
мире преисполнено красоты и наполнено
смыслом, гармонично соответствующим
внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную
сущность вещи лишь в той степени, в какой
способны воспринять её красоту. Анаксагор
говорит, например: "красота и есть явление
истины в чистом виде". Итак, второй основной
чертой античной философии выступает
её эстетизм.
Отсюда следует также, что в
античной философии идея и материя мыслились
в неразрывном единстве. Например, у Демокрита
атом - вовсе не "кусочек материи",
атом несёт в себе и идеальное начало:
"Что такое атом Демокрита? Это есть
такое физическое тельце, которое не подвержено
ровно никаким физическим воздействиям,
которое вечно и неизменно и которое является
физически воплощённым геометрическим
телом, включающим всю идеальную неподвижность
и неизменчивость геометрического тела”.
Или, скажем, идея в понимании Платона
вовсе не отделена непроходимой пропастью
от обычных вещей: это не бестелесная сущность,
а форма вещи, неотделимая от самой вещи:
"Что такое идея Платона? Это есть такая
умственная и смысловая инстанция, которая
конструируется для объяснения материальных
вещей и прежде всего для объяснения чувственно-
воспринимаемого космоса. Она есть не
что иное, как обобщение материальной
космической жизни. Эта античная, и пусть
самая абсолютная идея, оказывалась всё
же не чем иным, как определением материально-чувственных
вещей, их порождающей моделью" .
В качестве третьей основной
черты античной философии выступает её рационализм.
С самого начала греческая философия ищет
рациональные объяснения происхождения
и сущности мира. Когда мы критикуем людей
эпохи мифологического мировоззрения,
говоря, что их объяснение природных явлений
волей богов было ошибочным, то при этом
не всегда учитывают, что само объяснение
ищется только тогда, когда человеку что-то
непонятно. Но всё дело в том, что для древнего
человека в мире не было чего-то "непонятного".
"Самодостаточное "язычество"
не нуждалось в системах, ибо предполагало
такую родовую жизнь, которая ещё сама
для себя система" . "Непонятное"
появляется тогда, когда человек начинает
размышлять над устройством мира и удивляться
вездесущности исходной упорядоченности.
Эта упорядоченность, только и достойная
для философа размышления, получила различные
понятийные оформления и выступила принципом
понимания и существования. В античной
философии это выразилось в требовании
оценки всех мнений и чувственных ощущений
человек с позиций Логоса - универсального
закона, разумного принципа, лежащего
в основании мироздания. Тем самым был
сделан шаг от системности родовой жизни
к системе рациональной доктрины. "Рационализм
- потому и рационализм, что он вносит момент
методической самокритики мысли, подчиняя
мысль сумме формализуемых правил, развивает
рефлексию, обращённую, во-первых, на само
мышление (логика, гносеология), во-вторых,
на инобытие мышление в слове (теория языка,
поэтика, риторика)" .
Греки считали, что первоначала
всего существующего имеют объективное,
т.е. независимое от человека существование.
Им подчиняются не только люди, природа
и животные, но даже и боги. Античная философия
также онтологична. То есть, её центральный
мотив - выяснить, что действительно есть,
обладает бытием, а что только кажется
существующим. Именно в античности были
различены объективная истина и субъективное
мнение.
Следует, правда, учитывать, что
представление о том, что античные философы
резко ополчались на "мнение" и на
чувственное восприятие, считая их недостоверным
источником истины по сравнению с мышлением,
не вполне отражает действительность.
Философы (например, тот же Платон) упрекали
софистов не в том, что они отрицали человеческую
субъективность, а скорее, в том, что они
придавали ей универсальное значение.
Другими словами, ошибка софистов в том,
что они не имеют критерия для выбора среди
мнений того, которое истинно. Но они прекрасно
сознавали, что любая истина - это всегда
чьё-то мнение или восприятие, и мы не избавлены
от этих аспектов истины потому, что мы
люди. Но последнее вовсе не означает,
однако, что сама истина нам вообще недоступна.
С точки зрения Платона, критерий выбора
истинного мнения существует. Чтобы мнение
достигло истины, вещи должны восприниматься
нами в своей внутренней красоте, а те,
кто их воспринимает, - вдохновляться добром.
Истинное мнение - это функция от красоты
и добра.
Ницше прославляет сверхчеловека, принимаете или нет данного философа и его интерпретацию? Обоснуйте ответ.
Писать о Ницше трудно,
ибо это требует полной отдачи. «Против»
ты или «за» - главное не остаться равнодушным,
потому что равнодушие – это бессильное
ничто, это усталость и леность духа. Жизнь
и творчество Ницше – чистота, бескомпромиссность,
искренность, желание идти до конца, до
предела. Его тексты ранят, но эта кровь
– его собственная, ибо Ницше писал кровью.
Для того чтобы писать о Ницше нужно ответное
напряжение. Он «зовет» к сотрудничеству,
заставляет видеть мир, а не «глазеть».
Видеть – это всегда творение, это всегда
сотворение.
Большинство работ,
написанных о Фридрихе Ницше и его творчестве
далеки от действительности, и причина
этому в том, что каждый понимает его тексты
по-своему, каждый может найти что-то свое,
понять «на себя». Двузначность его философии
провоцирует соответственное расхождение
во мнениях, оценках и интерпретациях.
Часто прямо противоположных, противоречащих
как друг другу, так и самой теории Ницше.
Что он в действительности
хотел сказать и выразить, пожалуй, знает
только лишь сам философ, нам остается
строить догадки и делать предположения.
Его творчество столь многогранно, что
не подлежит рассмотрению с одного аспекта.
Все темы его творчества взаимосвязаны
и могут быть рассмотрены только в комплексе,
одно вытекает из другого. Творчество
Ницше – это песня Диониса, речи Заратустры,
проклятие христианству, нечеловеческая
воля и веселая наука. Все это самобытно,
слишком оригинально, это всегда скандал.
Сам Ницше в своей книге «Ecce Homo» писал:
«Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим
именем будет связываться воспоминание
о чем-то чудовищном – о кризисе, какого
никогда еще не было на земле, о самой глубокой
коллизии совести, о решении, предпринятом
против всего, во что до сих пор верили,
чего требовали, что считали священным.
Я не человек, я динамит». Философ обращается
к тем, кто способен быть «честным в интеллектуальных
вещах до жестокости», ибо только такие
читатели способны вынести «серьезность
и страсть», с которыми Ницше громит все
ценности.
“Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!”
“Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что же сделали вы, чтобы преодолеть его?”
“Человек — это канат,
“Я хочу показать людям смысл их бытия; смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человека”.
“Что такое обезьяна для человека? Посмешище
или жгучий стыд. И тем же пусть будет человек
для сверхчеловека: посмешищем и жгучим
стыдом”.
“Впрямь, грязный поток человек. Надо
быть морем, чтобы суметь принять в себя
грязный поток и не оказаться нечистым”.
“Я учу вас о сверхчеловеке; он — это море, в нем может утонуть и ваше великое презрение”.
Сверхчеловек, в понимании Ницше, является целью и результатом нового эволюционного витка развития человеческого вида. Он становится третьей, высшей ступенью в ряду: обезьяна –человек – сверхчеловек. Соответственно важно понять, что собой представляет сверхчеловек, как более совершенный, с точки зрения немецкого мыслителя, человеческий тип.
Ницшеанский сверхчеловек – это, прежде всего, аксиологически новый человек. Ницше практически ничего не говорит о новом физиологическом измерении сверхчеловека, например,
физической силе, прочих способностях. Человек идентифицирует свою принадлежность к пространству «сверх» через принятие новых ценностей, новых стратегий жизненного ориентирования, главной из которых является способность к созиданию новых ценностей.
В одной из своих работ “Так
говорил Заратустра”, Ницше приводит
весьма любопытный пример, суть которого
в следующем. В некоем городе (название
и время действия не суть важно, в первоисточнике
не указываются) есть две высоких башни.
Между ними натянут канат, высоко-высоко
над улицами города. В какой-то момент,
идущий по городу рассказчик , замечает,
как на вершине одной из башен появляется
человек и начинает двигаться по канату
к другой башне. Он идет не спеша, опасаясь
упасть, и, кажется, ничто не предвещает
беды. Но в этот момент появляется новый
персонаж – другой человек, вооруженный
мечом – который идет следом за первым
и догоняет его. “А ну-ка уступи мне дорогу!”
– восклицает он, - “Ибо я быстрее и сильнее,
и лучше тебя!”. Он взмахивает мечом, и
незадачливый его предшественник срывается
с каната и падает на улицы города.
Наблюдающего это действие
рассказчика увиденное повергает в
радость. Но причина тому не жестокость
его, но созерцание исполнения некоего
важного принципа жизни. “Бог умер!” –
говорит Ницше, - ”Я – бог!”. Я – это человек,
но не просто человек, а человек особый,
по Ницше – сверхчеловек. Так что же это
такое?
Ницше рассматривает
обычного человека как социальную обезьяну,
существо сколь угодно умное, но не свободное
в своих действиях, запертое в клетке предрассудков
и иллюзий, навязанных ему воспитанием,
образованием и всей схемой построения
общества. Так
определенный человек действительно подобен
выдрессированному животному, живущему
не своей волей, но некоторыми стереотипами.
Тот же, кто сумеет подняться над обществом,
навязанными законами, а главное над собой,
тот, кто освободится от предрассудков,
станет сверхчеловеком и богом среди животных.
Но по Ницше таким сверхчеловеком-богом
может стать лишь один. Движение к этому
состоянию преодоления себя является,
собственно говоря, смыслом и целью жизни
человека. Но на этом пути подстерегают
многочисленные опасности. Например, это
те, кто, двигаясь в том же направлении,
будут идти по канату быстрее.
По Ницше конечная цель
– состояние сверхчеловека-бога – не
является статически достижимым, находиться
в данном состоянии можно, лишь непрерывно
двигаясь вперед. Любая остановка на этом
пути неминуемо ведет к скатыванию назад.
Движение является вечным и бесконечным,
цель достигается в процессе, но не в любом
конечном пункте.
Ницше также
выделяет несколько стадии или состояния
развития человеческого существа. Это
состояния верблюда, рычащего льва и ребенка.
Имеет смысл рассказать немного о каждом
из них. Состояние верблюда – обычное
для большинства людей. В нем человек наиболее
соответствует понятию социальной обезьяны,
покорно перенося тяготы и лишения, налагаемые
на него обществом и законами. Он живет
во власти привычек, требований и мнений,
не руководствуясь своей волей и разумом;
зачастую даже не осознавая всю незначительность
своего места в данной иерархии и не задумываясь
над устройством мира. Большинство обывателей,
рождаясь или становясь верблюдами, проживают
в этом состоянии всю жизнь, не пытаясь
что-либо изменить и даже не подозревая
о возможности такового изменения.
Мало кто оказывается
способен преодолеть себя и сделать первый
шаг к сверхчеловеку, вступив на канат
над пропастью. Но таковые, тем не менее,
находятся. Тогда возникает протест против
общества и его ограничений, бунт. Это
стадия рычащего льва. С горячностью и
поспешностью человек избавляется от
своих привязанностей и предрассудков и бросает вызов
обществу, пытаясь научиться жить своим
разумом и волей. Этот протест и бунт, вызов
миру, является сложным и опасным шагом.
Не сумевший вовремя осознать его промежуточность
и недостаточность, как правило, гибнет,
или скатывается назад к стадии верблюда.
Те же, кто готов идти
дальше, развиваются до состояния ребенка.
В нем уже нет агрессии, но есть примирение
и компромисс с миром. Подобно тому, как
ребенок не связан многими законами, но
не пытается бороться с миром, а идет по
пути к совершенствованию себя, так и человек,
по мысли Ницше, преодолевает себя и навязанное
ему, но не пытается уничтожить остальное,
а живет в примирении с ним. Движение же
к этой цели, без остановок, без оглядки
назад на оставляемое прошлое, является
конечной и главной целью существования
человека.
Человек, по Ницше, постоянно должен преодолевать себя и, таким образом, подниматься все выше и выше, совсем не думая о счастье и наслаждении. «Я давно уже не стремлюсь к счастью, — говорит Заратустра, — я стремлюсь к своему творчеству». В другом месте он говорит: «Даже и не нужно хотеть наслаждения! Наслаждение и невинность самые стыдливые вещи. Обе не хотят, чтобы их искали. Их нужно иметь». Счастье само «приложится», как естественное следствие осуществления идеала внутренней душевной мощи, хотя бы и не в полной мере. Но в эти счастливые моменты для человека является искушение, — погрузиться в атмосферу счастья, отдаться покою и забыть свое дело постоянного самопреодоления. Поэтому он не должен стараться продлить наслаждение. Наоборот, ему следует отмахиваться от такого счастья, от этого изнеживающего, расслабляющего покоя. Превосходно описывается это состояние Заратустрой в главе: «О блаженстве против воли». «О, послеполуденное время моей жизни! О, счастье перед вечером! О, пристань в открытом море!.. Как недоверчиво отношусь я ко всем вам! Поистине, я похож на любящего, который не доверяет слишком бархатной улыбке... Прочь от меня, ты, блаженный час! С тобою пришло ко мне блаженство против воли ». Такой характер идеала сверхчеловека ставит его неизмеримо выше многих идеалов нравственной философии.
Философ, высмеиваемый в народе, такой безобидный, живущий в мире понятий, в действительности – страшная сила. Его мысль действует, как динамит. Он идет себе своим путем, убеждает то одного, то другого и, в конце концов, увлекает массы. Приходит такой момент, когда он, торжествуя над всеми препонами, определяет движение истории.
Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Идея Сверхчеловека у Ницше, безусловно, принятая в качестве непреложной истины, предстает нам в нашем каждодневном опыте. Но она стала общим местом, утратившим связь со своим содержанием, раскручиваемом в медийном пространстве, продолжая оставаться непонятной, создавая вокруг себя смысловое поле споров дискуссий, интерпретаций, быть, может, таковая роль отведена для нее современными поколениями, желающими снять с себя ответственность.
Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь как первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. Инстинкты этого рода в наибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека. Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самого Ницше, которые живут жизнью провозвестников.
"Мы, те, кто мыслит и чувствует, единственные, кто действительно и постоянно делает нечто, чего еще нет : весь постоянно растущий мир ценностей, красок, веса, перспективы, лестницы утверждений и отрицаний, найденные нами поэтические вымыслы становятся руководством для так называемых практических людей (наших актеров), призванных превращать их в плоть и действительность, даже в повседневность".