Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:08, доклад
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Основные черты философии
( гуманизм,
антропоцентризм, пантеизм )
Возрождение - период в
культурном и идейном развитии стран
Западной и Центральной Европы. В
Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков,
в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление
Возрождения с переходом от средневековья
к Новому времени, т.е. от феодализма к
капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность
2. светский характер ( против церкви )
3. гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности.
Идеологической основой стали гуманизм,
а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности
человека как личности, его права на свободное
развитие и проявление своих способностей.
Утверждение блага человека, как критерия
оценки общественных отношений. В философском
смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту
эпоху происходило своеобразное обожествление
человека - "микрокосмоса", богоравного
существа, создающего и творящего самого
себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся
во второй половине 19 века для обозначения
идеалистических учений, видящих в человеке
центральную и высшую цель мироздания.
Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные
и философские учения, отождествляющие
бога и мировое целое. Пантеистические
тенденции проявлялись в еретической
мистике средних веков. Пантеизм характерен
для натурфилософии Возрождения и материалистической
системе Спинозы, отождествившего понятие
"бог" и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало
возникновение новых форм самосознания
и ренессансного индивидуализма. Был сделан
акцент на этических проблемах, учении
о свободной воли индивида, направленной
к добру и общему благу. Происходила своеобразная
реабилитация человека и его разума. Оно
отбрасывало средневеково-богословское
отношение к человеку, как к греховному
сосуду, обреченному в жизни на страдания.
Целью земного бытия объявлялись радость
и наслаждение. Провозглашалась возможность
гармоничного существования человека
и окружающего мира. Гуманисты способствовали
выработке идеала совершенной, всесторонне
развитой личности, добродетели которой
определялись не благородством по рождению,
а делами, умом, талантами, заслугами перед
обществом. В Гуманизме с самого начала
были заключены натурфилософские тенденции,
получившие особое развитие в 16 веке. Главная
проблема, занимавшая натурфилософов
- соотношение бога и природы. Рассматривая
ее, они стремились преодолеть дуализм
средневекового мышления, понимали мир
как органическую связь материи и духа.
Признавая материальность и бесконечность
мира, они наделяли материю способностью
воспроизводить самою себя, а вместе с
тем и жизнью, создав учение о живом космосе. Таким образом, в философских системах
эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая
картина мира. Представление о всеобщей
одушевленности вселенной ставили под
сомнение существование сверхнатурального,
потустороннего, поскольку все чудесное
объявлялось естественным, природным,
потенциально познаваемым: стоило его
открыть и объяснить, как оно переставало
быть чудесным. Такие суждения шли вразрез
с церковной догмой. Средневековой схоластике,
опиравшейся на книжные знания и авторитеты,
гуманизм и натурфилософия противопоставили
рационализм, опытный метод познания мира,
базировавшийся на чувственном восприятии
и эксперименте. Вместе с тем, одушевление
космоса приводило к мысли о наличии таинственной
связи между человеком и природой, признанию
оккультных наук. Наука понималась как
естественная магия, астрономия переплеталась
с астрологией, и т.д. В целом, понимание
природы как внутреннего мастера, действующего
самостоятельно, живущего по своим законам,
означало разрыв с устоявшимися средневековыми
представлениями о боге-творце и вело
к зарождению новой естественной религии.
В основе этого идеологического переворота
лежал подъем производительных сил, материального
производства, науки и техники. Все это
привело к прогрессивному развитию Европы
Информация о работе Основные черты философии эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм, пантеизм)