Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:32, доклад
Для эпохи Возрождения прежде всего характерна ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. Философское мышление этого периода АНТРОПОЦЕНТРИЧНО. Центральная фигура его - не Бог, а человек. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество - не продукт божьей воли, а результат деятельности людей.
Человек ничем не ограничен в своих замыслах и деятельности. Он может все. Для него характерен новый уровень самосознания: гордость и самоутверждение, вера в собственные силы и талант, жизнерадостность и свободомыслие. Поэтому именно Возрождение подарило миру ряд выдающихся индивидуальностей.
Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.
Для эпохи Возрождения прежде
всего характерна ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА.
Философское мышление этого периода АНТРОПОЦЕНТРИЧНО.
Центральная фигура его - не Бог, а человек.
Бог - начало всех вещей, а человек - центр
всего мира. Общество
- не продукт божьей воли, а результат деятельности
людей.
Человек ничем не ограничен в своих замыслах
и деятельности. Он может все. Для него
характерен новый уровень самосознания:
гордость и самоутверждение, вера в собственные
силы и талант, жизнерадостность и свободомыслие.
Поэтому именно Возрождение подарило
миру ряд выдающихся индивидуальностей.
Они обладали ярким темпераментом, всесторонней
образованностью, несгибаемой волей, целеустремленностью
и колоссальной энергией. Флорентийский
художник и гуманист Леон Баттиста Альберти
(1404-1472), например, одновременно занимался
теорией архитектуры, живописи и ваяния,
математикой, механикой, картографией, философией,
этикой, эстетикой, педагогикой.
Другая характерная черта мировоззрения
людей эпохи Возрождения - ее ярко выраженный
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ характер. Человек предстает
перед нами как свободное существо, творец
самого себя и окружающего мира. Мыслители
этой эпохи, естественно, не могли быть
атеистами или материалистами. Они верили
в Бога, признавали его первотворцом мира
и человека. Согласно их взглядам, Бог,
сотворив мир и человека, дал людям свободу.
Теперь они должны были сами определять
свою судьбу.
Отсюда в философии значительно
ослабли мотивы греховной сущности человека,
"испорченности его природы" и усилилась
ориентировка не на помощь божию - благодать,
а на собственные силы. Оптимизм, вера
в безграничные возможности человека
присущи философии этой эпохи.
Важным элементом возрожденческого
мировоззрения являлся также КУЛЬТ ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. У древних греков физический
труд и даже искусство ценились невысоко.
В античности господствовал элитарный
подход к человеческой деятельности. высшей
формой ее объявлялись теоретические
изыскания - размышление и созерцание.
Христианство в период средневековья
высшей формой деятельности объявляло
"спасение" души - молитву, выполнение
богослужебных ритуалов, чтение Священного
Писания. В целом такая деятельность носила
пассивный, созерцательный характер.
В эпоху же Возрождения материально-чувственная
деятельность, в том числе и творческая,
приобрела своего рода сакральный характеры
В ходе ее человек не просто удовлетворял
свои земные нужды, он создавал новый мир,
творил самое высокое, что есть в мире
- самого себя. Именно тогда в философии
появилась идея прометеизма (от Прометея
- героя древнегреческой мифологии, защитника
людей от произвола богов) - человека как
сотрудника Бога, сотворца мира.
Информация о работе Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения