Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 11:23, реферат
Философия – это любовь к мудрости. Л.Н.Толстой считал, что «нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость». Мы согласны с этим утверждением и считаем важным изучение философии как в целом, так и конкретно для нашей профессиональной деятельности экономистов. Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....… 3-4
І. Философия Древнего Китая……..…………………….……….…. 5
1.1 .Особенности развития философии в Китае………………… 5-6
ІІ. Основные философские школы Древнего Китая……………...6-8
2.1. Конфуцианство……………………………………………….. 8-9
2.2. Даосизм……………………….…………………………… 10-12
2.3. Моизм……………………………………………………… 12-13
2.4. Легизм ……………………………………………………… 14-15
2.5. Мин цзя, «школа имен» (номинализм)…………………...15-16
2.6. Школа «инь-ян» (натурфилософия)………………………17-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………19-20
Список используемой литературы………………………………… ..21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
І. Философия
Древнего Китая……..…………………….……….….
5
1.1 .Особенности развития философии в Китае…………………
5-6
ІІ.
Основные философские школы Древнего
Китая……………...6-8
2.1. Конфуцианство……………………………………………
2.2. Даосизм……………………….……………………………
10-12
2.3. Моизм………………………………………………………
12-13
2.4. Легизм ………………………………………………………
14-15
2.5. Мин цзя, «школа имен» (номинализм)…………………...15-16
2.6. Школа «инь-ян» (натурфилософия)………………………17-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………
..21
Введение.
Пеpвые попытки человека осмыслить окpужающий
миp - живую и неживую пpиpоду, космическое
пpостpанство, наконец, самого себя - следует
отнести к тому пеpиоду человеческоого
существования (пpедположительно его можно
датиpовать втоpым тысячелетием до нашей
эpы), когда человек в пpоцессе эволюции,
пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать
пpиpоду как сpедство своего обитания, постепенно
выделяя себя из нее. Именно вследствие
того, что человек стал воспpинимать животный
и pастительный миp, космос как нечто отличное
и пpотивостоящее ему, у него началось
фоpмиpование способностей осмысливать
действительность, а затем и философствовать,
т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать
идеи об окpужающем его миpе.
Философская мысль человечества заpождалась
в эпоху, когда на смену pодовым отношениям
пpиходили пеpвые классовые общества и
госудаpства. Отдельные философские идеи,
обобщавшие многотысячный опыт человечества,
можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках
Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее
дpевней является философия, возникшая
в стpанах Дpевнего Востока: в Индии, Китае,
Египте и Вавилоне.
В данной работе рассматривается зарождение
и развитие древневосточной философии
Китая.
Актуальность выбранной темы подтверждается
неугасаемым интересом всего человечества
к философии Древнего Востока.
Философия – это любовь к мудрости. Л.Н.Толстой
считал, что «нет таких положений и нет
таких незначительных дел, в которых не
могла бы проявиться мудрость». Мы согласны
с этим утверждением и считаем важным
изучение философии как в целом, так и
конкретно для нашей профессиональной
деятельности экономистов. Древний восток
считается колыбелью философской мысли.
Именно здесь на протяжении длительного
времени были сформированы первые философские
идеи.
Пpи написании данного реферата мы ставили
перед собой несколько важных задач:
1) ознакомление с основными идеями дpевнекитайской
философии;
2) стремление разобраться, в чем же кpоется
пpивлекательность и бессмертность этих
идей;
3) выяснить, почему они не только не стали
чем-то пpошлым и забытым, но живут и pаспpостpаняются
далеко за пpеделы Востока и по сей день.
Основные философские школы
Древнего Китая.
В древней китайской философии (до VII века
до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое
мировоззрение. Одной из отличительных
черт китайских мифов был зооморфный характер
действующих в них богов и духов: многие
из них имели явное сходство с животными,
птицами или рыбами, были полуживотными
— полулюдьми. Древние китайцы полагали,
что всё в мире зависит от предопределения
неба и что «воля неба» постигается через
гадания, а также предзнаменования.
Важнейшим элементом древнекитайской
религии был культ предков, который строился
на признании влияния духов умерших на
жизнь и судьбы потомков. В это же время,
согласно древнейшим письменным памятникам
Китая, некоторые мыслители высказали
ряд философских идей и выдвинули
термины, которые впоследствии стали важнейшими
понятиями китайской философии. Например,
Ши Бо (VIII век до н. э.), историограф династии
Чжоу, выдвинул понятие гармонии (хэ), глава
придворных летописцев и астрономов царства
Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул
идею «парности всех вещей», сановник
(дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н.
э.) объяснял происшедшее в 780 году до н.
э. землетрясение нарушением взаимодействия
сил инь и ян.
В VII—VI вв. до н. э. некоторые философы Древнего
Китая стремились объяснять мир уже исходя
из непосредственного созерцания природы.
Судя по книге Ши-цзин, в этот период в
китайской философии господствует культ
Неба, который не только объясняет движение
звёзд закономерностями естественных
процессов, но и связывает их с судьбами
государств и отдельных людей, а также
с заповедями морали.
Глубокие политические потрясения в VII—III
вв. до н. э. — распад древнего единого
государства и укрепление отдельных царств,
острая борьба между крупными царствами
— нашли своё отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-политических
и этических школ. Период Чжаньго в истории
Древнего Китая часто называют «золотым
веком китайской философии». Именно в
этот период зарождаются понятия и категории,
которые затем станут традиционными для
всей последующей китайской философии,
вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало
шесть основных философских школ:
· конфуцианство: правитель и его чиновники
должны управлять страной по принципам
справедливости, честности и любви. Представители:
Конфуций, Мэн-цзы, Сюнь-цзы;
· даосизм: Вселенная является источником
гармонии, поэтому всё в мире, от растения
до человека, прекрасно в своём естественном
состоянии. Лучший правитель — который
оставляет людей в покое. Представители:
Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ян Чжу;
· моизм: Представители: Мо Ди; Мэн Шэн.
· школа законников («фа-цзя», по-европейски
— легизм). Представители: Ли Куй, У Ци,
Шан Ян, Хань Фэйцзы; Часто также сюда относят
Шэнь Дао.
· школа имён (мин цзя). Представители:
Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун;
· школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы).
Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан
Цан;
2.1.Конфуцианство.
Родоначальником древнекитайской философии
считается Кун Фу-цзы, живший в 551 - 479 гг.
до н.э. Он основал школу и имел много учеников,
которые записали мысли своего учителя.
Так возникло главное конфуцианское сочинение
«Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Это
совершенно несистематизированное и часто
противоречивое произведение является
сборником в основном нравственных поучений.
Суждения мыслителя, толкуемые и комментируемые
многими поколениями последователей,
легли в основу конфуцианства. Главными
проблемами учения Конфуция являются
нравственная природа человека, жизнь
государства, семьи, принципы управления.
Что же представляют собой ключевые моменты
учения древнего мыслителя, ставшие впоследствии
краеугольным камнем конфуцианства - идеологической
системы, господствовавшей в Китае на
протяжении многих столетий?
Центральное место в учении Конфуция занимает
категория ли - «ритуал», «правила», «закон».
По его мнению, ли объединяет традиционные
установления и этические нормы, существовавшие
в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу.
«Без соблюдения ли ничего не смотреть
и ничего не слушать; без соблюдения ли
ничего не говорить и ничего не делать»,
- поучал Конфуций своих учеников.
Всю жизнь Конфуций мечтал о возрождении
«совершенных» отношений «золотого века»,
видя два пути к восстановлению прежних
порядков: 1) «исправление имен» и 2) моральное
самосовершенствование. «Исправление
имен» у Конфуция означало приведение
существующих реалий общественно-политической
жизни в соответствие с традиционными
нормами, восстановление прежних понятий
и представлений относительно отношений
между людьми, в первую очередь между вышестоящими
и нижестоящими. Тезис об «исправлении
имен» неразрывно связан с идеей самосовершенствования
личности, в основе которого лежит понятие
жэнь - «человеколюбие», «гуманность»,
совокупный принцип идеального человеческого
поведения. Раскрывая содержание этого
понятия, Конфуций однажды сказал: «Гуманность»
- это значит «не делать другим того, чего
сам себе не желаешь». Главная цель самосовершенствования
и достижения жэнь выражена им в формуле
«преодолеть себя и восстановить (чжоуские)
правила», ли.
Особое значение Конфуций придавал категории
сяо («сыновней почтительности»), в которой
он видел моральную опору для осуществления
своего учения. Конфуцианское учение о
нравственности опирается на такие этические
понятия как «взаимность», «золотая середина»
и «человеколюбие», составляющие в целом
«правильный путь» (дао), которому должен
следовать всякий, желающий жить в согласии
с самим собой и другими.
Овладение духовными ценностями прошлого,
полагал Конфуций, позволяет человеку
правильно понимать «веления Неба», ибо
«жизнь и смерть зависят от судьбы, а богатство
и знатность происходят от Неба». Конфуцианское
учение о знании подчинено социальной
проблематике. Для Конфуция знать - «значит
знать людей», а познание природы его не
интересует. Всякое учение должно дополняться
размышлением: «учиться и не размышлять
- напрасно терять время».
Конфуций признавал, что «все течет» и
что «время бежит не останавливаясь»,
но тем не менее он заботился о том, чтобы
в обществе все оставалось неизменным.
Ключ к управлению народом он видел в силе
нравственного примера вышестоящих нижестоящим.
2.2. Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-цзы
(VI-V вв. до н.э.), имевший многочисленных
учеников и последователей. Учение мудреца
распространялось вначале устно, а в дальнейшем
было изложено в книге «Дао дэ цзин», составленной,
вероятно, в IV в. до н.э. В отличие от конфуцианства,
легизма и моизма - по преимуществу этико-политических
учений, которые в основном вопросе мировоззрения
главное внимание уделяли не проблемам
бытия, а человеку и человеческому обществу,
- даосизм серьезно занимается вопросами
объективной картины мира в абстрактно-философском
категориальном аспекте - проблемами бытия,
небытия, становления, единого, многого
и т.п. Отсюда делались выводы относительно
человека и общества.
Основная философская идея «Дао дэ цзина»
состоит в том, что многообразный мир и
жизнь людей не управляются ни «волей
неба», ни духами, а движутся по определенному
естественному пути - дао. Дао рассматривается
как основа и закон всего сущего, оно недоступно
восприятию наших органов чувств. «Смотрю
на него и не вижу, - говорится в «Дао дэ
цзине», - а поэтому называю его невидимым.
Слушаю его и не слышу, а поэтому называю
его неслышимым. Пытаюсь схватить его
и не достигаю, а поэтому называю его мельчайшим».
Дао - это «глубинная основа всех вещей».
Оно - внутренняя сущность материального
мира, невидимое начало. «Великое дао растекается
повсюду», оно бесконечно в пространстве
и времени. Законам дао подчинены все вещи
и существа. «Человек следует Земле, а
Земля следует Небу. Небо следует дао,
а дао следует естественности». Лао-цзы
учил, что дао присутствует во всех вещах,
а последние состоят из материальных частиц
ци («воздух», «эфир»). В то время, когда
еще не было «Неба и Земли», дао представляло
собой постоянно изменяющееся скопление
туманных и неопределенных частиц ци.
Из массы невидимых материальных частиц
этого ци образовался хаос. Благодаря
противоположным силам инь и ян хаос распадается
на две огромные массы: положительных
частиц ян-ци и отрицательных инь-ци. На
этих двух полюсах хаоса образовались
Небо и Земля. Последние в своем взаимодействии
выделили соответствующие ци. Путем соединения
небесных и земных ци появилась жизнь,
человек, произошли все вещи на Земле.
Такова, исходя из учения дао, общая картина
возникновения мира.
Учение Лао-цзы проникнуто стихийным диалектическим
мышлением. Для него все движется, возникает
и исчезает, взаимосвязано и взаимодействует.
В основе всякого изменения лежат противоречивые
тенденции, а основой изменения всегда
является единство, а не борьба противоположностей.
Все происходит естественным путем и не
допускает внешнего вмешательства. Человек
не в силах изменить естественных ход
вещей, так как сам он - часть объективного
мира и подчинен его законам.
В процессе познания человек в первую
очередь должен исходить из понимания
единства в многообразной действительности
и постоянства в движении. Без этого условия,
по мнению Лао-цзы, познание невозможно.
Познание «чудесной тайны» дао доступно
только тому, «кто свободен от страстей».
Для того, чтобы познать глубочайшую тайну,
дойти до высшей ступени познания, надо
ухватиться за одно из звеньев в цепи этой
тайны. Это связано с тем, что переход от
одного глубочайшего к другому - дверь
ко «всему чудесному», к познанию дао.
В теории познания Лао-цзы большое значение
имеет категория дэ. Дэ - это постоянное
нечто, через которое обнаруживается «незримое,
неслышимое, мельчайшее дао».
Социально-этические взгляды Лао-цзы являются
логическим продолжением его философского
учения о дао и всесторонним обоснованием
так называемого принципа недеяния. Принцип
недеяния как высшая форма поведения (у
вэй) положен даосистами в основу их концепции
управления. Совершенный мудрый правитель
предоставляет всему идти своим естественным
путем - «дао». Он ни во что не вмешивается,
не мешает дао. Поэтому «лучший правитель
тот, о котором народ знает лишь то, что
он существует». По мнению древнекитайского
мудреца, все зло и несчастья в жизни народа
происходят из-за нарушений правителями
естественного закона дао в общественной
жизни. Социальный идеал даосов реакционен
в том смысле, что они связывали с культурой
отход от дао.
Древневосточная философия представляет
собой большую культурную ценность для
всего человечества. Её идеи были интегрированы
в духовную среду Запада. Известные литераторы
Европы и России неоднократно обращались
к ней исключительно в положительном смысле.
Можно утверждать, что философская культура
Древнего Востока не замкнулась в себе
и проложила дорогу на Запад.
Философская, общественно-политическая
мысль Китая издавна привлекает внимание
обществоведов. Особый интерес к этому
предмету объясняется той исключительной
ролью в развитии китайской цивилизации
в целом, которую играет эта философия.
Она – своеобразный ключ к пониманию специфики
и системы ценностей китайской цивилизации.
Поэтому практически ни одни китаевед
будь то историк, археолог, экономист,
географ, не обходил и не может обойти
стороной китайскую философию.
Древнекитайскую философию отличает следующее.
Выйдя из глубин мифологически-религиозного
мировоззрения, она сохранила его общие
структуры и стабильный круг проблем и
понятий. Философские размышления носили
отчетливо выраженный практический характер,
они были сориентированы на решение морально-этических
и социально-политических проблем.
Есть, однако, у Древневосточной философии
и другая сторона. Как и каждая далёкая
от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные
идеи, значение которых раскрывается порой
неожиданно в связи с гораздо более поздними
находками человеческой мысли, открытиями
в науке, поисками смысла бытия.
Китайская философия отражает историю
развития воззрений китайского народа
на природу, общество, на взаимоотношения
человека с природой и с обществом. Особое
внимание в мировоззренческих подходах
китайцев занимает проблема отношений
человека и неба.
Китайский народ создал свою оригинальную
систему взглядов на природу и человеческое
общество, на историю развития культуры.
В размышлениях китайских мудрецов с древности
до наших дней неизменно важное место
занимают рассуждения о природе человека,
о сущности знания и методах его достижения,
о взаимоотношении человеческого знания
и действия, о влиянии познания и действия
на его нравственный облик.
Список используемой литературы.
1. Антонов Е.А. История философии.
2. Лукьянов А.Е. Становление философии
на Востоке.
3. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской
философии.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.
5. Жданов Р. Д. Философия Древнего Китая.
6. Власов В.В. Древневосточная философия.
7. История Китайской философии М.Л.Титаренко.
8. Фэн Юлань. Краткая история китайской
философии.
9. Китайская философия. Энциклопедический
словарь.
Информация о работе Основные философские школы Древнего Китая