Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:03, реферат
Основателем классической немецкой философии является Иммануел Кант (1724-1804). Он показывает, что многие проблемы традиционной философии, например проблема субстанции, возникновение мира, пределов вселенной, существование Бога и т.д. не имеет научного решения. Человеческое познание ограничено структурой и возможностями самого человека. Знание носит двусторонний характер: с одной стороны они отражают окружающую реальность, а с другой – особенности самого человека. Например, пространство и время характеризует самого человека, носят субъективный характер. На их основе перерабатывается и воспринимается информация.
Основные
философские течения 20
века.
1)Становление
классической философии.
Основателем классической
немецкой философии является Иммануел
Кант (1724-1804). Он показывает, что многие
проблемы традиционной философии, например
проблема субстанции, возникновение мира,
пределов вселенной, существование Бога
и т.д. не имеет научного решения. Человеческое
познание ограничено структурой и возможностями
самого человека. Знание носит двусторонний
характер: с одной стороны они отражают
окружающую реальность, а с другой – особенности
самого человека. Например, пространство
и время характеризует самого человека,
носят субъективный характер. На их основе
перерабатывается и воспринимается информация.
В области этики
Кант, выступая против утилитаристов,
показывает, что человеческое поведение
должно основываться на моральном долге,
а не так называемом принципе полезности.
Согласно принципу полезности из множества
вариантов поведения правильным является
то, которое приносит наибольшую пользу
и наименьший вред. Кант показывает, что
этот принцип практически бесполезен,
т.к. предвидеть все последствия наших
действий заранее невозможно.
Человек никогда не
должен рассматриваться как средство,
он является главной целью. Основной этический
принцип – это категорический империализм:
«Поступай с другими так, как ты хочешь,
чтобы поступали с тобой».
2)Культ
научно-технического
разума и его
противники.
Философия Георга
Гегеля (1770-1831 гг.) представляет собой
вершину в развитии немецкой классической
философии: она систематизирует и обобщает
лучшие традиции немецкой философской
мысли.
Рисуя картину мира, Гегель считал, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождество духа и природы, субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет идеей. Эту концепцию Гегеля А. Макаров характеризует так: «Идея в процессе саморазвития проходит различные стадии, всё полнее и полнее раскрывая внутреннее содержание. Вначале она развивается в самой себе, затем принимает форму природы – неорганического и органического мира и человека, далее проявляется в форме государства, искусства, религии и философии.
Таким образом, весь
многообразный мир, согласно конструкции
Гегеля, представляет собой продукт
саморазвития идеи как творческой силы,
совокупность различных форм её проявления.
3)Философия
позитивизма.
В неклассической философии
Западной Европы особо выделяются философы,
которые считали, что понятия, положения
философии и поставленные ею вопросы
слишком абстрактны и никоим образом не
могут быть разрешимы. Они, таким образом,
отрицали познавательную ценность философии,
возможность систематического познания,
предполагая, что только частные, конкретные,
эмпирические науки могут дать истинное
(позитивное) знание. Отсюда и сам термин
«позитивизм», который впервые ввёл французский
учёный Огюст Конт (1798-1857
гг.).
Он и англичанин
Герберт Спенсер (1820-1903
гг.) пытались доказать, что наука не
нуждается в какой-либо стоящей над ней
философии как способе исследования мировоззренческих
проблем.
Позитивисты нередко
предвосхищали отдельные
В начале 20 века позитивизм
потерял свою популярность. Появились
его разновидность –
4)Философские
течения 60-70 гг. 20
века, 70-90 гг. 20 века.
Феноменология –
одно из наиболее распространённых философских
течений 20 века. Основоположником феноменологической
школы в философии является Эдмунд
Гуссерль (1859-1938 гг.).
В учении Гуссерля можно
наблюдать и выражение глубокой тревоги
из-за кризисного состояния человеческого
духа, и страстную надежду на его возрождение
из огня сомнения и отчаяния – умонастроения
и идеи, актуальные и в наши дни.
Экзистенциализм
– философия существования. Экзистенциализм
возник в Германии в 20-х годах прошлого
века и представляет собой наиболее распространённую
форму современного иррационализма. Основоположниками
экзистенциализма являются Мартин
Хайдеггер (1889-1976 гг.) и Карл
Яспер (1883-1969 гг.).
Мышление, согласно
экзистенциалиму, не может постичь
действительность в её конкретности,
всякая попытка мыслительного прояснения
приводит к противоречиям, которые неразрешимы
и перед которыми мышление осуждено на
крушение.
Персонализм.
Как философское учение персонализм сложился
во Франции в 30-х годах 20 века. Главные
его представители Эммануэль
Мунье (1905-1950 гг.), Поль-Луи
Ландсберг (1901-1944 гг.),
Габриель Мадинье (1895-1958
гг.) и др.
Отличительной чертой
персонализма является признание личности
как первоисточника, средоточия всего
существующего, высшей духовной ценности,
воплощённого бытия, в котором дух существует
в неразрывном единстве с телом.
Фрейдизм
и неофрейдизм.
Фрейдизм – это учение австрийского психиатра
и психолога Зигмунда
Фрейда (1856-1939 гг.), название его теории
и метода психоанализа. Фрейдизм характеризуется
специалистами как прогрессивная наука
о нервно-психической жизни личности,
её установок, сознательных и бессознательных
«комплексов».
Структурализм
- новое течение в философии, появившееся
во Франции в 60-е годы прошлого века. Отличительные
черты структурализма – объективизм и
научная строгость.
Структурализм –
это не философия в собственном
смысле слова, а конкретно-научная
методологическая ориентация, прежде
всего в лингвистике, требующая
выявления силой абстракции структуры,
то есть совокупности скрытых отношений
объекта исследования.
Структурализм – это, прежде всего, научные, специальные исследования. Структуралистов объединяет вкус к объективному знанию, к истине точной и верифицируемой. Но у структурализма есть мировоззренческие предпосылки, среди которых особо выделяется враждебное отношение к власти. Основная мишень для структуралистов – это человек-субъект. Они объявляют войну гуманизму, а в научном плане – антропоморфизму, считая, что их следует разрушить до основания.