Основные философские теории сознаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 20:13, реферат

Описание работы

В настоящее время в философии вопрос соотношения сознания и тела представлен следующими концепциями: физикализм (крайне материалистический подход, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует); солипсизм (другой крайний взгляд на природу сознания, где сознание есть единственная достоверная реальность); объективный идеализм (признает наличие и сознания, и материи, однако сознанию отводится первичная роль); и умеренный материализм (сознание представляет особое проявление материи). В происхождении сознания доминируют три точки зрения: сознание имеет космическое происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание исключительно человеческое свойство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Основные философские теории сознаний…………………………….6
2. Близкие к космической (божественной) точке зрения теории происхождения сознания ………………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…18
ЛИТЕРАТУРА……………

Файлы: 1 файл

На многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ.docx

— 63.09 Кб (Скачать файл)

Он считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее "внутреннюю сторону", ее "сокровенность". Внутреннее сознание, - писал Тейяр де Шарден, - до крайности тонкий, но абсолютно необходимый для объяснения состояния космоса... слой". Энергия мира предстает как единство материальной и духовной энергии. "Можно сказать, что концентрация сознания изменяется обратно пропорционально простоте материального соединения, которое оно сопровождает. Или, иначе, сознание тем совершеннее, чем более сложно и лучше организованное материальное построение оно сопровождает", - пишет ученый. Вершина развития "материальных построений" - человек, сознание которого - это революция в длительном процессе развития сознания космоса. Суть ее состоит в том, что в лице человека оно приобретает способность к рефлексии - осознанию самого себя: "сознание забурлило и брызнуло в пространство сверхчувственных отношений и представлений и в компактной простоте своих способностей оно обрело способность замечать самое себя".

Тейяр де Шарден выделяет три последовательные, качественно различные ступени эволюции: «преджизнь» (литосфера),«жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера).

Эволюция, по его мнению, не закончилась на человеке как индивидууме. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. Дивергенция «уступает место… конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путем взаимооплодотворения». Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Но это — не последний этап.

Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, сферы взаимодействия общества и природы, является присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии — Второму Пришествию Христа.

Теория Толбета

Главными творцами этой удивительной идеи являются два выдающихся мыслителя  нашего  времени:  Дэвид  Бом,  профессор  Лондонского университета,  любимый  ученик  Эйнштейна,  один  из  наиболее  выдающихся специалистов в области квантовой физики, – и Карл Прибрам, нейрофизиолог при Стэнфордском университете, автор книги «Языки мозга» – классического труда  по  нейропсихологии

Если соединить теории Бома и Прибрама, мы получим радикально новый взгляд на мир: наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения – более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг – это голограмма, свернутая в голографической вселенной. Для Прибрама данный синтез означал, что объективный мир не существует – по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. За пределами привычного мира находится огромный океан волн и частот, в то время как реальность выглядит вполне конкретной только благодаря тому, что наш мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие наш мир. Как мозгу (который сам состоит из частот материи) удается из таких нематериальных сущностей, как частотное пятно, синтезировать нечто, кажущееся твердым на ощупь?Другими словами, гладкая поверхность фарфоровой чашки и ощущение песка на берегу под ногами на самом деле всего лишь утонченная версия синдрома фантомных болей. Согласно Прибраму, это не означает, что не существует фарфоровых чашек или песка на берегу. Это просто означает, что фарфоровая чашка имеет два совершенно различных аспекта своей реальности. Когда она пропускается через линзы вашего мозга, она проявляет себя как чашка. Но если снять эти линзы, мы ощутим ее как интерференционный паттерн. Какой из этих образов истинный, а какой ложный? «Истинны оба, – говорит Прибрам, – или, если хотите, оба ложны».

Ситуация, конечно, не сводится к фарфоровым чашкам. Мы тоже обладаем двумя совершенно различными аспектами нашей реальности. Мы можем рассматривать себя как физические тела, движущиеся сквозь пространство. Или мы можем рассматривать себя как пятна интерференционных паттернов, свернутых в космической голограмме. Бом считает, что вторая точка зрения может быть даже более верной, поскольку рассматривать себя как голографический мозг, смотрящий на голографическую вселенную, – это снова абстракция, попытка разделить два объекта, которые в принципе не разделяются.  Так как человек есть порождение Вселенной, представляющей собою гигантскую географическую систему и имеющую квантово-механическую природу, то и психика человека должна содержать в себе голографические и квантово-механические принципы своего функционирования. Именно из этого и исходит «голографическая» модель человеческой психики и Вселенной, разработанная К. Прибрамом и Д. Бомом

Опираясь именно на эту идею Майкл Талбот написал "Голографическую Вселенную". В теории М. Талбота Вселенная - это гигантский разум, а мышление - это результат взаимодействия полей, которые организуют материю.

М. Талбот подчеркивает старую идею иллюзорной природы мира, для того чтобы обосновать необходимость слияния науки и мистицизма. Им приводится тибетская легенда о короле, который, фантазируя, «умножал» себя в сотнях воображаемых образов. Цель— простое наслаждение испытанием всех возможных форм. Эта легенда фактически выражает потребность человека трансформировать свое «я» в других разнообразных формах бытия (в многообразии растений, животных, вселенных), потребность человека постичь множество миров. Сейчас в связи с прогрессом в научном познании мира эта потребность резко возросла, и ее выражение в старой философской идее множественности миров во Вселенной требует нового, космологического обобщения на уровне идеи множественности вселенных. По сути речь идет о проблеме «познаваемости плюралистического Космоса как целого»

Популярные варианты гипотезы «космического плюрализма» не касаются фундаментального вопроса о «связи миров повсюду сущих». Поэтому могут возникать и возникают, толкования в духе либо агностического скептицизма, либо иррационализма и мистицизма. Последнее характерно для М Талбота, который считает, что Сверхвселенная представляет собой «космическую игру в прятки абсолютного духа». Сознание за пределами нашей реальной жизни—это «миллиарды фантасмагорией в калейдоскопе мышления». Человек внутри себя выращивает осознание других вселенных, миров и сущностей, которые он создает в грезах. Что же касается духовного абсолюта, то он —греза внутри грезы, для которой нет конца. Человеческая эволюция не является ни абсурдным движением по кругу, ни движением к финалу, она—«приключение в Сознании». Голографическая гипотеза сознания в мистической интерпретации Талбота приводит к выводу о том, что Вселенная— это гигантский разум.

Теория психосферы Рейзера

Из гипотезы о «галактическом разуме» Рейзер делает далеко идущие выводы. По его мнению, человек создал искусство и науку, чтобы резонировать с галактической психосферой, и поэтому якобы может получать фундаментальное знание посредством «космической настройки». Для этого было сконструировано электронное устройство (устройство обратной биосвязи), которое способно генерировать альфаволны человеческого мозга и которое можно будет использовать для преобразования сигналов мозга в воспринимаемые человеком гармонические музыкальные звуки. Эту «музыку гемисфер» человеческого мозга Рейзер идентифицирует с «музыкой космоплазмы». В этом случае, считает он, можно осуществить синхронизацию человека с галактической психосферой.

Гипотеза о галактическом разуме  представляет собой конкретную модификацию идеи о сознании как имманентного свойства сложных и тонких систем. В ней сознание человека представляет собой результат взаимосвязи между полями, генерируемыми церебральными гемисферами, и водородно-гелиевой плазмой Галактики, причем последняя обозначается терминами «космический фокус», «космическое воображение» и трактуется как целостный, космический образ, порождающий в резонансе с церебральными полушариями индивида психосферу. Наша Галактика почти на 90% состоит из водорода, следовательно, человек живет в галактическом водородном поле. Учет того, что квантовые спиновые ориентации протонов водородного поля и их различные состояния в геометрических конфигурациях в сумме эквивалентны «фокусам космического воображения» (или галактической психосфере, разуму), позволяет объяснить механизм воздействия галактики на земные биологические системы. Наша спиральная галактика может использовать лазерные пучки в виде музыкальной гармонии, чтобы вызвать насыщенные космоплазменные волны. Последние, в свою очередь, порождают динамические голограммы, которые в виде архетипов человек получает благодаря резонансу с галактическим полем плазмы.

Человек, резонируя в соответствии с пульсациями и ритмами обратной кибернетической связи, построенных из потенциалов пси-полей водородно-гелиевой плазмы, может получить знание о галактике без астронавтических путешествий. В конце своего «духовного» путешествия индивид имеет «архетипическую голограмму», которая появляется как визуализация «космического воображения». В этой гипотезе о галактическом разуме фактически зафиксировано представление о соотношении: человек («микрокосм») и космос («макрокосм»). В этом зеркальном дуализме микрокосма и макрокосма выделена гомология человека и космоса, мозга и галактики, что предполагает соответствие между спиновыми резонансами, процессами и угловыми моментами в биофизических системах и ориентациях и поляризациями их космических «двойников». Благодаря этому соответствию сознание человека подключается к «космическому воображению» и визуализирует его в виде «архетипических голограмм». Иными словами, суть гипотезы о галактическом разуме заключается в том, что человек рождается в нашей спиральной галактике, осуществляет свою жизнь в рамках земной биосферы и снова возвращается в галактику в виде голограмм, несущих всю информацию о нем.

Теория гилозоизма

Гилозои́зм (греч. ὕλη — материя и ζωή — жизнь) — представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом. Теорию гилозоизма развивали ещё представители ионийской (милетской) школы натурфилософов. Термин введён в XVII веке Ралфом Кедвортом, который вместе с Генри Мором (1614—1687) говорил о «пластической природе» — бессознательной, бестелесной субстанции, которая управляет и организует материю и, таким образом, производит природные явления, выступая в качестве божественного инструмента изменения.

Социокультурные истоки гилозоизма уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм.

Гилозоизм был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения гилозоизм под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы.

Наша проявленная Вселенная существует как выражение Энергии, или Жизни, которая является Инициирующей причиной существования разнообразных Форм и многочисленной Иерархии чувствующих существ, составляющих совокупность всего Сущего.

Эта великая Жизнь является основой монизма, и все просветленные люди - монисты.

Единая Жизнь наполняет все Формы, и эти Формы являются проявлениями во времени и пространстве Центральной Вселенской Энергии.

Жизнь в проявлении производит Существование и Бытие. 
Она, таким образом, коренная причина двойственности. 
Эта двойственность, видимая в объективности и пропадающая при исчезновении аспекта формы, обозначается многими терминами, например: 
Дух..........................................................Материя 
Жизнь......................................................Форма 
Отец........................................................Мать 
Положительное........................................Отрицательное 
Тьма (Непроявленное)..............................Свет

Гилозоизм противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время гилозоизм отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ; подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме; в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения.

В понимании сознания, психики человека и животных гилозоизм (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно — единое целое. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. В то же время сознание есть явление морального порядка, ибо имеет дело со смысложизненными проблемами. Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Понятие “сознание” - далеко неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, -- это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

Информация о работе Основные философские теории сознаний