Основные философские учения о человеке, их оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

У философии и медицины общий объект исследования - человек. Но что такое человек ни философия, ни медицина не дала исчерпывающего определения. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако тезис Сократа "Познай самого себя" по-прежнему не реализован. Прошли тысячелетия, а человек остался для себя загадкой . Человек самый трудный предмет для изучения, потому что для изучения человека самому человеку ученому, исследователю приходится преодолевать непрерывно меняющиеся обстоятельства бытия. В свою очередь эти обстоятельства бытия изменяют сам объект изучения. В этой ситуации был выбран путь дифференциации знания о человеке (это процесс, связанный с более тщательным и глубоким изучением определенной области действительности)

Файлы: 1 файл

Философское учение о человеке.docx

— 22.41 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Основные философские  учения о человеке, их оценка»

 

 

 

                                                                                                                                       

                                                                                                             Выполнил:

                                                                                                            Студентка 1 курса, группы Б-М-12

                                                                                                             Лебедева Кристина

                                                                                                             Проверил:

                                                                                                                

 

 

               

 

                                                                           Майкоп,2013.

Философское учение о человеке.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos - человек и logos - учение) - философское учение о человеке; дисциплина, отвечающая на вопрос «что такое человек?»; фундаментальное учение о гуманитарной сущности, назначении человека и человечества.

У философии и медицины общий объект исследования  - человек. Но что такое человек ни философия, ни медицина не дала исчерпывающего определения. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако тезис Сократа "Познай самого себя" по-прежнему не реализован. Прошли тысячелетия, а человек остался для себя загадкой . Человек самый трудный предмет для изучения, потому что для изучения человека самому человеку ученому, исследователю приходится преодолевать непрерывно меняющиеся обстоятельства бытия. В свою очередь эти обстоятельства бытия изменяют сам объект изучения. В этой ситуации был выбран путь дифференциации знания о человеке (это процесс, связанный с более тщательным и глубоким изучением определенной области действительности)

Философское постижение человека началось ещё в древности в  различных мифологических, религиозных  и натуралистических представлениях. По мнению древних, человек содержит в себе все элементы или стихии космоса: состоит из тела и души, которые рассматривались как  два аспекта единой реальности в  учении Аристотеля или как две  разнородные субстанции в учении Платона.

Философские учения о человеке развивалось в двух направлениях. В западной философии человек  обращен к его окружению, взаимодействуя с которым он преобразует мир. В восточной философии человек  более обращен к высшим, неличностным ценностям.

Человек в системе мира.

 Каким образом  появился  человек? Две точки зрения:

- Появление  случайно;

- Жизнь  существовала  всегда и везде  (панспермизм).

 Всё это  гипотезы, не имеющие научного обоснования.  Если рассматривать вопрос с точки зрения науки ,то на данный момент актуальны вопросы  сохранения самого человека, а также  его окружающей среды. Человек, можно сказать, сейчас стоит на пороге прекращения своего существования. Вся его среда  тоже. Виной всему людская деятельность, приводящего под сомнение дальнейшее существование человека как вида. Природа уже не в состоянии  выдержать нахождение в ней человека.

 Внимание  этой проблеме  было уделено уже в  Древней  Греции. Итак, начало в исследовании этой проблемы положили один из философов- Сократ, софисты Протагор (480-410 гг. до н. э.), Горгий (480-380 гг до н.э.) и другие. В философии Сократа человек становится единственным бытием.

 Имея в виду предшествующую философию, искавшую бытие (существование) вне человека софист Горгий доказывает, что, если бы оно существовало, мы не могли бы иметь о нём никакого знания, а если бы имели таковое, то не могли бы его выразить. Иначе говоря, человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень чётко была сформулирована другим известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют», То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида. Сократ с еще большей решительностью требует перейти к исследованию «дел человеческих». Т. о., следует констатировать, что со времен софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии.

Перенос акцента в философском  размышлении с природы на человека, означал не просто более широкое и всестороннее развитие второй

важнейшей составляющей мировоззренческого комплекса, а коренной поворот в  разработке мировоззренческой проблематики. С этого времени 

на передний план выходит  проблема отношения человека к миру. Как видно из приведенного выше высказывания Протагора, уже софисты 

подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его  влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная  с 

софистов и Сократа, философия  впервые формулирует основной мировоззренческий  вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа

к природе, мышления к бытию. И здесь нужно подчеркнуть, что для философии специфическим является не раздельное рассмотрение

человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно  окрашено, и в нем нельзя отделить общие, существенные свойства, т. е. абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия - это самосознающее мышление.

Антропоцентризм русской философии. Учение о человеке Леви-Cтpoccа.

Не избежала "искушения  человеком" и русская философия, важнейшей чертой которой является антропоцентризм. Его суть заключается  в признании абсолютной значимости человеческой личности, ее жизни и  внутреннего мира. Эта абсолютная значимость заложена в приобщении личности к абсолютным ценностям, которые (если говорить о русской религиозной  философии) коренятся в божественной личности, то есть личность становится таковой лишь через внутреннюю работу души, приобщение к абсолютным ценностям добра, истины, справедливости, красоты

Учение о  человеке Августина, Макиавелли и философов  Нового времени.

Августин в своей концепции  человека исходит из того, что духовному  преобразованию подлежит как дух, так  и душа и тело. Макиавелли, для  которого человек — это сосредоточие как добра, так и зла, полагал, что его сущность проявляется в зависимости от обстоятельств, в которые попадает человек

Учение о  человеке Аристотеля.

Аристотель определяет человека как политическое животное ("zoon politikon"). Термин "политический" здесь употребляется в значении "общественный"

Что касается современных  концепций, то они неоднозначны. Среди них можно выделить концепции Пьер Тейяр  Де Шардена и Вернадского. Это  идеи о месте человека в природе  и в системе мира. Человек не может мыслить себя вне человечества, вне жизни, вне универсума. Человек  закономерное звено в эволюции, которую  можно представить в качестве переходов: Неживая природа – Живая природа – Сфера духовной деятельности человека (ноосфера).

Мир это объективная реальность (существование мира независимо от сознания человека) во всем многообразии её качественных форм; реальность, основой которой являются принципы материального единства связи и развития.

Подводя итог, следует отметить, что современная наука рассматривает  человека  как систему, которая  представляет единство физического, духовного, природного и социального, наследственного  и пожизненно приобретенного. Однако для изучения феномена человека недостаточно фиксации его существования как многоуровневой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. http://lib4all.ru/base/B2089/B2089Part3-17.php
  2. http://aspirantura.ws/uchenie-o-cheloveke-filosofija.htm
  3. http://miem-stud.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=211
  4. http://www.nauctat.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=398:2012-04-26-09-36-04&catid=195&Itemid=100125
  5. http://deld.ru/filosofskaja_antropologija/index.html

Информация о работе Основные философские учения о человеке, их оценка