Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:48, реферат
У философии и медицины общий объект исследования - человек. Но что такое человек ни философия, ни медицина не дала исчерпывающего определения. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако тезис Сократа "Познай самого себя" по-прежнему не реализован. Прошли тысячелетия, а человек остался для себя загадкой . Человек самый трудный предмет для изучения, потому что для изучения человека самому человеку ученому, исследователю приходится преодолевать непрерывно меняющиеся обстоятельства бытия. В свою очередь эти обстоятельства бытия изменяют сам объект изучения. В этой ситуации был выбран путь дифференциации знания о человеке (это процесс, связанный с более тщательным и глубоким изучением определенной области действительности)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Основные философские учения о человеке, их оценка»
Философское учение о человеке.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (греч. anthropos - человек и logos - учение) - философское учение о человеке; дисциплина, отвечающая на вопрос «что такое человек?»; фундаментальное учение о гуманитарной сущности, назначении человека и человечества.
У философии и медицины общий объект исследования - человек. Но что такое человек ни философия, ни медицина не дала исчерпывающего определения. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако тезис Сократа "Познай самого себя" по-прежнему не реализован. Прошли тысячелетия, а человек остался для себя загадкой . Человек самый трудный предмет для изучения, потому что для изучения человека самому человеку ученому, исследователю приходится преодолевать непрерывно меняющиеся обстоятельства бытия. В свою очередь эти обстоятельства бытия изменяют сам объект изучения. В этой ситуации был выбран путь дифференциации знания о человеке (это процесс, связанный с более тщательным и глубоким изучением определенной области действительности)
Философское постижение человека
началось ещё в древности в
различных мифологических, религиозных
и натуралистических
Философские учения о человеке развивалось в двух направлениях. В западной философии человек обращен к его окружению, взаимодействуя с которым он преобразует мир. В восточной философии человек более обращен к высшим, неличностным ценностям.
Человек в системе мира.
Каким образом появился человек? Две точки зрения:
- Появление случайно;
- Жизнь существовала всегда и везде (панспермизм).
Всё это гипотезы,
не имеющие научного
Внимание этой проблеме было уделено уже в Древней Греции. Итак, начало в исследовании этой проблемы положили один из философов- Сократ, софисты Протагор (480-410 гг. до н. э.), Горгий (480-380 гг до н.э.) и другие. В философии Сократа человек становится единственным бытием.
Имея в виду предшествующую философию, искавшую бытие (существование) вне человека софист Горгий доказывает, что, если бы оно существовало, мы не могли бы иметь о нём никакого знания, а если бы имели таковое, то не могли бы его выразить. Иначе говоря, человек только в себе самом может найти истину. Эта идея очень чётко была сформулирована другим известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют», То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида. Сократ с еще большей решительностью требует перейти к исследованию «дел человеческих». Т. о., следует констатировать, что со времен софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии.
Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека, означал не просто более широкое и всестороннее развитие второй
важнейшей составляющей мировоззренческого
комплекса, а коренной поворот в
разработке мировоззренческой
на передний план выходит проблема отношения человека к миру. Как видно из приведенного выше высказывания Протагора, уже софисты
подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с
софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа
к природе, мышления к бытию. И здесь нужно подчеркнуть, что для философии специфическим является не раздельное рассмотрение
человека и мира, а постоянное их соотнесение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, и в нем нельзя отделить общие, существенные свойства, т. е. абстрагироваться от присутствия познающего, оценивающего и эмоционально переживающего человека. Философия - это самосознающее мышление.
Антропоцентризм русской философии. Учение о человеке Леви-Cтpoccа.
Не избежала "искушения человеком" и русская философия, важнейшей чертой которой является антропоцентризм. Его суть заключается в признании абсолютной значимости человеческой личности, ее жизни и внутреннего мира. Эта абсолютная значимость заложена в приобщении личности к абсолютным ценностям, которые (если говорить о русской религиозной философии) коренятся в божественной личности, то есть личность становится таковой лишь через внутреннюю работу души, приобщение к абсолютным ценностям добра, истины, справедливости, красоты
Учение о человеке Августина, Макиавелли и философов Нового времени.
Августин в своей концепции человека исходит из того, что духовному преобразованию подлежит как дух, так и душа и тело. Макиавелли, для которого человек — это сосредоточие как добра, так и зла, полагал, что его сущность проявляется в зависимости от обстоятельств, в которые попадает человек
Учение о человеке Аристотеля.
Аристотель определяет человека как политическое животное ("zoon politikon"). Термин "политический" здесь употребляется в значении "общественный"
Что касается современных концепций, то они неоднозначны. Среди них можно выделить концепции Пьер Тейяр Де Шардена и Вернадского. Это идеи о месте человека в природе и в системе мира. Человек не может мыслить себя вне человечества, вне жизни, вне универсума. Человек закономерное звено в эволюции, которую можно представить в качестве переходов: Неживая природа – Живая природа – Сфера духовной деятельности человека (ноосфера).
Мир это объективная реальность (существование мира независимо от сознания человека) во всем многообразии её качественных форм; реальность, основой которой являются принципы материального единства связи и развития.
Подводя итог, следует отметить,
что современная наука
Список использованной литературы:
Информация о работе Основные философские учения о человеке, их оценка