Основные формы идеализма и материализма античной философии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 22:40, контрольная работа
Описание работы
Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное.
Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.
Файлы: 1 файл
Введение.
Античная философия представляет собой
последовательно развивавшуюся философскую
мысль и охватывает период свыше тысячи
лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э.
Античная философия есть нечто единое,
неповторимо оригинальное.
Она развивалась, не изолировано – она
черпала мудрость Древнего Востока, где
еще до греков происходило становление
цивилизации: формировалась письменность,
зачатки науки о природе и развивались
собственно философские воззрения. Имело
место влияние и более отдаленных стран
Востока – Древнего Китая и Индии.
Наиболее известные древнейшие сочинения,
в которых формулируются философские
идеи, появились во втором тысячелетии
до н.э. в древней Индии, Древнем Китае
и несколько столетий спустя в Древней
Греции. Вот почему в данной работе мы
в основном будем рассматривать именно
эти античные цивилизации.
Как правило, это были литературные памятники,
в которых в мифологической форме высказывались
наивные идеи об окружающем человека мире
и делались робкие попытки его осмысления.
Древнейшие человеческие цивилизации,
по сути, не имели прочных связей и не оказывали
взаимного влияния, что предполагает их
изолированность друг от друга, а следовательно,
в философском плане они развивались вполне
самостоятельно. Известные в наше время
источники свидетельствуют, что наибольшего
успеха философия достигла в Древней Греции,
и именно греческая культура оказала в
последующем преобладающее воздействие
на развитие человеческого общества.
Понятие философия в буквальном смысле
означает любовь к мудрости. Оно возникло
в Древней Греции. Традиционно принято
считать, что понятие философия впервые
использовал Пифагор. Другие античные
авторы полагают, что приоритет принадлежит
Гераклиту. Но в любом случае философами
считались люди, занимавшиеся проблемами
окружающего их мира, его постижением,
уяснением места и роли в нем человека.
Исторически предмет философии изменялся,
что обусловливалось общественными преобразованиями,
духовной жизнью, уровнем научных, философских
знаний. В настоящее время философия —
это учение об универсальных принципах
бытия и познания, сущности человека и
его отношении к окружающему миру, иными
словами — наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления. Какова же
была античная философия? Этот вопрос
мы и рассмотрим в данной работе.
Вопрос 1. Основные
формы идеализма и материализма античной
философии.
Идеализм - одно из главных направлений
в философии; исходит из первичности духовного,
мыслительного, психического и вторичности
материального, природного, физического.
Идеализм представляет собой теоретически
развернутую форму философского мышления,
которая индуцируется достаточно глубокими
основаниями.Основной познавательный
исток идеализма — одушевление первобытным
человеком объективного мира (антропоморфизм,
гилозоизм, анимизм и др.), восприятие явлений
по аналогии с обусловленной сознанием
и волей человеческой деятельностью. В
дальнейшем, с возрастанием степени абстрактности
мышления, гносеологическими корнями
идеализма служат отрыв общего от единичного,
сущности от явления, предпосылки которых
коренятся в самой природе мыслительной
деятельности на теоретическом уровне.
Материализм –
это направление в философии, противоположное
идеализму; при разрешении
вопроса об отношении мышления и бытия
материализм исходит из того, что материя
первична по отношению к сознанию, существует вне
и независимо от сознания.
Материализм и идеализм - это противоположные
друг другу философские воззрения. При
этом материализм объявляет первопричиной
мира материю, а идеализм - Сознание. Всё,
что утверждает материализм, отрицается
идеализмом и наоборот.
При самом общем взгляде на мир предметы
и явления, которые он в себе заключает,
подразделяются на материальные и идеальные.
Этот наиболее общий подход к определению
их сущности составляет содержание основного
вопроса философии. Основной вопрос философии
раскрывает соотношение между идеальным
и материальным, духом и природой, сознанием
и материей.
Материалистов и идеалистов
разделяет вопрос об источниках философского
знания. Его решение возможно лишь на основе
общественно-исторической и повседневной
практики людей, которая постоянно доказывает
объективное существование внешнего мира
и возможность его познания.
Смена форм материализма и идеализма исторически
происходила в результате перехода самого
общества на качественно новые уровни
развития, возрастания роли науки в общественной
жизни, расширения сферы общественно-исторической
практики. Если материалистическая философия
отражала и отражает интересы передовых
социальных слоев общества, заинтересованных
в его прогрессивном преобразовании, то
идеализм являлся и является отражением
взглядов консервативных слоев и классов,
не заинтересованных в каких-либо преобразованиях.
Многие формы идеалистической философии
широко используют религию, которая сама
является одной из форм идеализма. Что
касается античной философии, то мыслителей-материалистов,
по словам российского философа, филолога,
профессора философских наук (с 1923г.) –
Лосева Алексея Федоровича - очень мало.
Передовыми оказываются только Демокрит,
Эпикур и Лукреций.
Античный материализм признает
в качестве основы объективный материальный
мир, существующий вне и независимо от
человеческого сознания. Он постулирует
не только материю вообще, но последняя,
во-первых, определяется своими собственными
законами и, во-вторых, доступна человеческим
ощущениям и восприятиям. Так, ранние античные
материалисты признают а качестве материальной
действительности - живые материальные
стихии, которые непосредственно воспринимаются
обыкновенными органами чувств, а именно
– землю, воду, воздух, огонь и эфир. Эти
стихии продолжают нести в себе следы
мифологического происхождения – они
трактуются как живые, как органические,
как способные рождаться, произрастать
и умирать; они обладают душой и жизненным
становлением. Например, числа у пифагорейцев
тождественны с вещами. Логос Гераклита
тождествен с мировым огнем. Мышление
Диогена Аполлонийского тождественно
с воздухом. Ум Анаксагора, хотя и отделен
от материи, но зато сам является тончайшей
материей и реально проявляет себя в организации
материального космоса. Атомы Левкиппа
и Демокрита одновременно являются и материей
и неразрушимыми, не поддающимися никакому
внешнему воздействию геометрическими
телами. Это отождествление идеального
и материального есть основа античной
эстетики, поскольку всякое художественное
произведение всегда обязательно материально,
но оно при этом насыщено той или иной
идейностью и всегда внешним образом выражает
ту или иную внутреннюю жизнь.
Рассмотрев первый вопрос, ссылаясь на
работу Лосева А.Ф. История античной эстетики,
сделаем следующие выводы:
Во-первых, вся античная философия с начала
до конца, включая всех идеалистов и мистиков,
отличается приматом вещественных и телесных
интуиций, т.е. вся античная философия
в значительной мере пронизана более или
менее материалистической тенденцией. Это
определяется лежащей здесь в основе рабовладельческой
формацией и вытекающим из нее вещественным
и телесным опытом жизни. Всем известно,
что античность – это язычество, а язычество
есть обожествление природы. Констатируя
последнее, следует, однако, уметь это
языческое обожествление природы объяснить
из соответствующей социально-экономической
формации.
Во-вторых, античный материализм
резко отличается от всех других типов
материализма прежде всего от материализма
буржуазного, который возникает не на
рабовладельческой основе и поэтому вовсе
не на вещественных интуициях.
В-третьих, каково бы ни было внутреннее
содержание идеализма и материализма,
борьба между ними наполняет всю историю
философии. Исключить изучение этой борьбы
в античной философии – значит убить в
последней все живое и отказаться от понимания
того, в чем заключался ее исторический
процесс, периоды ее прогресса и регресса.
Вопрос 2. Развитие
диалектических идей в античной философии.
Диалектика (греч.) — искусство
спорить, вести рассуждение) — один из
основных методов философского познания
мира, базирующийся на столкновении тезиса
и антитезиса.
Предметом диалектики является
изменение, все изменения, и взаимодействие,
все виды и степени взаимодействия. Так,
еще Гераклит утверждал, что «все течет,
ничего не стоит на месте».
Диалектика (греч. веду беседу,
рассуждаю) – философская концептуализация
развития, понятого как в онтологическом,
так и в логико-понятийном его измерениях,
и соответственно конституирующаяся в
историко-философской традиции как в качестве
теории, так и в качестве метода. Исходно
в античности – искусство вести беседу,
спор; философский диалог, противостоящий
риторике и софистике.
Диалектика противостоит двум
способам объяснения мира, сопровождающим
ее историческое развитие как «справа»,
так и «слева». «Справа» - метафизика. «Слева»
- софистика и эклектика. Согласно метафизике,
мир, по своей структуре – это совокупность
не связанных между собой взаимопереходами
предметов, явлений, процессов. Что касается
состояния мира, то метафизика признает
движение и развитие только в ограниченных
рамках, как уменьшение и увеличение, как
повторение.
Метафизика возникла в античности,
несмотря на многочисленные эмпирические
подтверждения гераклитовской диалектики.
Представители элейской школы (Парменид,
Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного,
неподвижного, устойчивого, абсолютно
определенного (равного самому себе) бытия.
Античная диалектика, основанная
на живом чувственном восприятии материального
мира, уже начиная с первых представлений
греческой философии, формулировала понимание
действительности как изменчивой, становящейся,
совмещающей в себе противоположности.
В более узком смысле диалектика
- название гносеологического метода (методологического
принципа познания), который реализуется
по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя
этому методу, вначале познающий субъект
выделяет в реальности некоторое явление,
формирует для этого явления понятие или
формулу (суждение), которые рассматриваются
им как тезис. Затем процесс познания продолжается
формированием антитезиса - формулы или
понятия, содержание которых противоположно
(противопоставлено) тезису. Только после
этого субъект переходит к рассмотрению
и познанию взаимосвязи между тезисом
и антитезисом - к познанию синтеза. Процесс
может повториться на метауровне, когда
синтез рассматривается, как тезис более
высокого уровня. Таким образом постигается
истина.
Научному пониманию диалектики
предшествовала долгая история. В античности
первоначально этим термином обозначались:
1) способность вести спор посредством
вопросов и ответов; 2) искусство классификации
понятий, разделения вещей на роды и виды.
Аристотель считает изобретателем
диалектики Зенона Элейского, который
подверг анализу противоречия, возникающие
при попытке мыслить понятия движения
и множества.
Вопрос 3. Дать сравнительную
характеристику Древнего Востока и Древней
Греции (в восточной и западно-европейской
традициях). В чем состоят их различия
и сходства?
Античность – тот рубеж в истории
развития человечества, на котором в трех
очагах древней цивилизации – в Китае,
Индии и Греции – практически одновременно
возникает философия. Рождение ее было
длительным процессом перехода от мифологического
мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся
на знание, обретенное в интеллектуальном
поиске. Это время взрыва интеллектуальной
энергии. Скачок в развитии производительных
сил вследствие перехода от бронзы к железу,
появление товарно-денежных отношений,
ослабление родоплеменных структур, возникновение
первых государств, рост оппозиции традиционной
религии и ее идеологам в лице сословия
жрецов, критика нормативных нравственных
установок и представлений, усиление критического
духа и рост научных знаний – вот некоторые
факторы, из которых складывалась атмосфера,
способствующая рождению философии в
этом периоде.
Знакомство с восточной философией
показывает, что она вобрала в себя не
только рациональные формы освоения человеком
себя и мира, но и другие формы, которые
существовали в культуре. Особенность
восточной философии — мировоззренческий
синтез мифологического, религиозно-символического
и рационального, нашедший отражение в
учениях Будды и Конфуция, Ведах, священной
книге персов «Авесте», а также целостность
видения человека. Соотношение этих начал
и элементов со временем меняется, но само
единство различных подходов сохраняется.
В Индии первоначально господствовало
учение брахманизм, сохранившее значительную
часть ведического ритуала, зафиксированного
в четырех самхитах, или Ведах ("веда"
– знание), – сборниках гимнов в честь
богов. Весь корпус ведических текстов
считался шрути, то есть священным откровением.
Истинными знатоками и толкователями
ведической мудрости выступали представители
высшей касты – брахманы. Однако ломка
племенных отношений, кризис родовой морали
поколебали незыблемость авторитета жрецов,
безусловность предписываемого ими ритуала.
Первыми "еретиками", осмелившимися
поставить под сомнение всевластие брахманов
и обрядовую рутину, стали аскеты, проповедники.
Их называли шраманами, то есть "совершающими
усилия". То были усилия не только аскетического
порядка, но и интеллектуального, направленные
на осмысление предписаний ведийской
религии. VI-V века до н.э. были отмечены
распространением множества критических
в отношении брахманизма течений. Главными
из них были адживика (натуралистическо-фаталистическое
учение), джайнизм и буддизм. На базе шраманских
школ выросли и развились позже основные
философские системы Индии. Вплоть до
Нового времени индийская философия развивалась
в русле шести классических систем – даршан
(веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика,
миманса), ориентировавшихся на авторитет
Вед и неортодоксальных течений: материалистической
чарвака, или локаята, джайнизма и буддизма.
Во многом аналогичным было
становление древнекитайской философии.
Здесь также ломка традиционных общинных
отношений, вызванная экономическим прогрессом,
создала благоприятную почву для духовных
перемен. Примечательно, что и в Китае
первыми "оппозиционерами" выступали
аскетствовавшие бродячие мудрецы, подготовившие
в эпоху "Чжань го" ("борющихся
царств") наступление "золотого века"
китайской философии. Хотя отдельные философские
идеи можно обнаружить в еще более древних
памятниках культуры, каковыми в Китае
были "Ши цзин" ("Канон стихов")
и "И цзин" (Книга перемен"), философские
школы окончательно складываются примерно
в VI веке до н.э. Причем и в Китае, и в Индии
философия, достаточно длительное время
развивавшаяся анонимно, отныне становится
авторской, будучи связанной с именами
Гаутамы Шакьямуни-Будды, основателей
джайнизма – Махавиры, адживики – Макхали
Госала, первого китайского философа –
Конфуция, даосского мудреца – Лао-цзы
и т.д.
Если в Индии многочисленные
философские школы так или иначе соотносились
с ведизмом, то в Китае – с конфуцианской
ортодоксией. Правда, в Индии размежевание
на отдельные школы не привело к официальному
признанию приоритета какого-либо одного
из философских направлений, в то время
как в Китае конфуцианство, во II в. до н.э.
добившееся официального статуса государственной
идеологии, сумело сохранить его до Нового
времени. Наряду с конфуцианством наиболее
влиятельными в соперничестве "ста
школ" были даосизм, моизм и легизм.
Что волновало древних философов
Востока, размышления над какими проблемами
вызывали в их среде не только дискуссии,
полемику, но и ожесточенную борьбу? Видимо,
те самые вопросы, которые остаются вечными.
Мифологическая картина мироздания,
не различала реальное от иллюзорного,
не выделяла человека из окружающего мира,
а, напротив, одушевляла последний, очеловечивая
его. Самые древние мифы описывают происхождение
космоса не иначе как по аналогии с биологическим
рождением. У индийцев то было брачное
сочетание неба и земли. В воображении
древних китайцев из бесформенного мрака
родились два духа, упорядочившие мир:
мужской дух ян стал управлять небом, а
женский инь – землей.
Пока человек сталкивался главным
образом со злом как проявлением сил природы,
он относил его исключительно за счет
сверхъестественных, надприродных сил.
Но когда носителем зла все чаще становились
сами люди, инородцы и даже соплеменники,
это заставило усомниться в традиционных
представлениях.
Не удовлетворенные мифологическим
описанием происхождения мира, древние
мыслители, подобно одному из мудрецов
Упанишад Удалаке, начали задаваться вопросом:
"Как из не-сущего родилось сущее?"
– и отвечали: "Нет, в начале... (все) это
было Сущим, одним без второго. И где еще
мог бы быть его (тела) корень, как не в
пище?.. Если пища – росток, ищи корень
в жаре. Если жар – росток, ищи корень в
Сущем. Все эти творения имеют корень в
Сущем, прибежище в Сущем, опору в Сущем"
. Таким образом, философы, отказываясь
от мифологического объяснения "порождения",
утверждали "причинность" возникновения
мира.
Заключение.
Античная философия оказала
огромное влияние на философскую мысль,
культуру, развитие человеческой цивилизации.
В данной работе мы кратко рассмотрели
общую характеристику античной философии.
В заключении следует сказать, что античная
философия, в которой содержались зачатки
основных видов философского мировоззрения,
разрабатывавшиеся во все последующие
века, - это не «музей античности», а живая
картина становления теоретической мысли,
полная смелых оригинальных идей. Это
великое торжество разума. Вот почему
она никогда не потеряет своего высокого
значения в глазах мыслящего человечества.
Античная философия явилась настоящей
общественной силой древнего мира, а затем
и всемирно-исторического развития философской
культуры и каждое новое поколение, получая
высшее образование, призвано окунуться
в этот вечно свежий поток юной, впервые
себя опознавшей философской мысли. Она
вызывает живой интерес у каждого любознательного
человека, которого волнуют философские
вопросы. Многие проблемы, над которыми
размышляли античные философы, не утратили
своей актуальности и поныне. Изучение
античной философии не только обогащает
нас ценной информацией о результатах
размышлений выдающихся мыслителей, но
и способствует развитию более утонченного
философского мышления у тех, кто с любовью
и рвением углубляется в их творения.
Информация о работе Основные формы идеализма и материализма античной философии