Основные характеристики досократической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

Поэтому они оказались одновременно создателями первых в Древней Греции астрономических, математических, физических и биологических понятий и догадок, конструкторами первых простейших научных приборов ( солнечные часы, модель небесной сферы), а также авторами первых основанных на наблюдении предсказаний астрономических явлений.
Однако собранные и самостоятельно добытые ими знания являются для них не отдельными истинами наук (которых еще не было) и не только основой для практического действия, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, объединяющего отдельные чувственные явления в мысли об общем для них вещественном первоначале.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….....3
Глава 1. Основные характеристики досократической философии....4
Глава 2. Милетская школа…………………………………………….5
2.1 Мировоззрение Фалеса…………………………………………….6
2.2 Анаксимандр и его взгляды……………………………………….7
2.3 Анаксимен…………………………………………………………7
Глава 3. Гераклит и его философия…………………………………...9
Глава 4. Элейская школа……………………………………………...11
4.1 Ксенофан…………………………………………………………...11
4.2 Парменид…………………………………………………………..12
Глава 5. Пифагорейская школа………………………………………13
Глава 6. Атомисты Ливкипп и Демокрит……………………………15
Заключение…………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………...17

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Подобно милетским философам, Ксенофан стремился к натуралистическому объяснению природных явлений.

Хотя основой его  онтологии было «единое» — совершенное, единое бытие, Ксенофан допускал еще  изменение и движение как возникновение  и упадок, которые Парменид и другие элеаты полностью отвергали. Действительно, Ксенофан признает изменение и движение только как возникновение и гибель мира, понимая его как внутренне неизменную целостность. Если в этом случае можно вообще допустить развитие, то оно, согласно этой концепции, не приносит ничего-нового.

Онтологические взгляды Ксенофана тесно связаны с его пониманием познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь к мнениям и кажимости. Именно чувства ведут к убежденности, что мир многолик и изменчив. Этот скептический подход к чувственному познанию характерен для всей элейской школы.

4.2 Парменид

Парменид из Элей был  основателем элейской школы (ок. 540—470 до н. э.). Он был другом и учеником Ксенофана.

Свои взгляды и философские  мысли Парменид излагал и в  стихах, в которых весьма часто  используются метафоры и аллегории. Его основной труд «О природе» изложен в аллегорической форме, где повествуется о том, как молодой человек приходит к богине, которая и сообщает ему истину о мире.

Из действительного  мира, из области бытия Парменид полностью исключает движение. Понятие развития в том смысле, в котором оно употребляется в милетской школе, и в частности Гераклитом, Парменид подвергает острой критике и называет пустым именем.

У Парменида можно  встретить ряд интересных мыслей, касающихся астрономии. Он первый обнаружил, что Земля шаровидна и лежит в середине вселенной. Он первый отметил, что вечерняя и утренняя звезды — одно и то же светило. И появление человека Парменид объясняет естественным образом: «Род человеческий первое начало свое имеет от солнца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее и солнца».

 

Глава 5. Пифагорейская  школа

Еще одной  философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателя школы Пифагора и пифагорейцев дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э. Союз пифагорейцев возник в атмосфере развития мистических и религиозных течений.

Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и целый  ряд других трудов, которые создавались  пифагорейской школой и, как тогда  было в обычае, были подписаны именем руководителя школы.

Основными моментами  религии Пифагора были: вера в переселение  души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний  и запретов относительно пищи и поведения  и, быть может, учение о трех образах  жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией.

Пифагорейское учение в  начальной стадии своего развития является, собственно, исторически первой попыткой (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. В частности, в области геометрии отношение между количественно выраженной взаимосвязью и объективной реальностью является в значительной степени наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным.

Учение Пифагора о  мире пронизано мифологическими  представлениями. По учению Пифагора, мир — живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Религию и мораль Пифагор  считал основными атрибутами упорядочения общества. Пифагорейский подход к религии заметно отличается от тогдашней греческой традиции. Пифагорейский подход испытывает влияние элементов персидской и индийской мистики. Он в определенной степени является освящением классовой исключительности (которая приобретает почти кастовый характер). Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам.

Пифагорейство в той  или иной форме существовало вплоть до III столетия н. э. Ближе всего к учению Пифагора стояли старшие пифагорейцы, среди которых было много прямых учеников Пифагора. Самым видным из них был Алкмеон из Кротона. Время его деятельности приходится где-то на первую половину V столетия" до н. э.

В сущности, в своих  философских взглядах он был верен пифагорейским принципам. Основной сферой интересов Алкмеона была медицина. О нем известно, что он «первый отважился на вскрытие». Важнейшим из его медицинских и физиологических познаний является осознание взаимосвязи органов чувств и мозга.

 

Глава 6. Атомисты Ливкипп и Демокрит

Атомистизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой  философии Левкиппом и его  учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению существуют только атомы  и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой.

В Античной атомистике выделяется группа проблем, связанных с потребностью объяснить материальность Вселенной как таковой и материальность вещей. Идея атома достаточно хорошо отвечала на этот запрос: можно было одновременно объяснить и Вселенную в целом, ее материальность, и материальность отдельных вещей. Наличие всех вещей, всех вещественных состояний Левкипп и Демокрит как раз и объясняли тем, что они состоят из материальных частиц, атомов.

Атомы движутся, вступают друг с другом во взаимодействие, сцепляются друг с другом, соединяются, образуя  своеобразные сочетания. Итак, первое, что объяснялось атомистами, — материальность всей Вселенной, ее вещей, материальность движения. Второе, что в этой большой группе проблем объясняли с помощью атомов, была множественность вещей и состояний.

В атомистическом понимании  первоначала был еще один очень важный момент. Левкипп и Демокрит, как и некоторые предшествовавшие им философы, пытались найти первоначало, позволяющее объяснить как все телесное, так и все, что относится к человеческой душе. Атомисты считали, что атомы как первоначало превосходно отвечают на вопрос о единстве телесного и духовного в человеке. Для этого, правда, они должны были "душевные" явления объяснить совершенно специфическим образом — материализуя их.

Заключение

Спецификой древнегреческой  философии в её начальный период  является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phisis – природа). Главным вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.  В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться  решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.

 

Список используемой литературы

 

 

1.     Асмус В.Ф. Античная философия, М., 1989

2.     История философии /под ред. Мапельман В.М., Пенькова Е.М., М., 1997

3.     Радугин А.А. Философия, М., 1999

4.     Философский энциклопедический словарь, М., 1989

5.     Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М., 1991




Информация о работе Основные характеристики досократической философии