Основные идеи натурфилософии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

На более глубоком уровне поиск метафизических оснований гуманистических воззрений вели Н. Кузанский (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600).№ Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского — теолога (он был кардиналом при папе Пие II), философа, крупного ученого, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.

Содержание работы

1. Основные идеи натурфилософии учения Н. Кузанского.
2. Основные идеи натурфилософии учения Дж. Бруно.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 22.02 Кб (Скачать файл)

Содержание .

1. Основные идеи натурфилософии  учения Н. Кузанского.

2. Основные идеи натурфилософии  учения Дж. Бруно.

Заключение.

Список использованной литературы. 

 

1. Основные идеи натурфилософии учения Н. Кузанского

 

На более глубоком уровне поиск метафизических оснований  гуманистических воззрений вели Н. Кузанский (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600).№ Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского — теолога (он был кардиналом при папе Пие II), философа, крупного ученого, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.

 

Кузанец (назван так по месту рождения — Куза на Мозеле), принадлежавший к ордену августинцев, утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума («человек есть его ум») как бы уподоблялся Богу. Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию и форме утонченно-диалектичны. Также диалектична и его идея о соотношении части и целого — отдельное свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы. В целом, по словам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается постепенный переход от математической мистики к точной математике. «Все вещи, говорит Кузанский, благодаря причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — в инаковости»№. Можно сказать, что проблема противоречий была основной в его творчестве.І

 

Личное знакомство Николая  Кузанского с некоторыми гуманистами, увлечение античной литературой, побудившее его изучать греческий язык оказали  влияние на направление, метод и  стиль его философствования. Он не следует ни дискурсивно-рассудочному способу мышления схоластов, ни риторическому  искусству гуманистов, хотя часто  использует, как и гуманисты, форму  возрожденного ими диалога. Н. Кузанский  использует метод, аналогичный математическому, который соответствует состоянию  ученого незнания. Ученое незнание, на его взгляд, есть осознание структурной  диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую  он включен и к которой стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные же вещи мы должны рассматривать как связанные с целым, с бесконечностью. Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащая в свернутом виде весь мир, как микрокосм. Но человек является микрокосмом и на другом уровне. Обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей, как действительных, так и возможных. Человек предназначен для творчества.

 

Николай Кузанский, решая  проблему соотношения мира и Бога в философском дискурсе, считает, что Единое есть все, отождествляет единое и беспредельное, центр и окрестности космоса — мир не имеет пределов. Учение о человеке в пантеистической космологии Николая Кузанского устанавливает непосредственную связь с абсолютной природой Христа, которая есть свернутое состояние человеческой природы. Человек силой своего ума раскрывает мир в его понятиях, только соприкасаясь с миром природы. Бесконечная сущность вещей указывает познанию процесс восхождения от конечного, чувственного мира к постижению бесконечной его сущности. Он считает, что путь разума не следует смешивать с путем веры.№ Он утверждал единство Бога и мира, поскольку Бог, которого философ называл абсолютным максимумом, абсолютным бытием, единым и единственным, присутствует во всех вещах так же, как они участвуют в нем, что означает, по выражению мыслителя, совпадение максимума и минимума. Так что, согласно Николаю Кузанскому, Вселенная есть Бог. Такой подход к мирозданию принято называть «пантеизмом», которого и придерживался Николай Кузанский, несмотря на запрет этого учения католической церковью. Вопреки церковным постановлениям, он также утверждал, что Земля не является центром мира, так как такого центра нет вообще. Человеку доступно познание Вселенной, и в этом процессе особо важную роль играет математика, дающая единственно достоверное знание. Но понимал он математику в мистическом духе, полагая математические знаки всего лишь видимыми символами невидимого мира, имеющими таинственную природу. Так, число 10 объемлет основные мировые соотношения, число 4 указывает основные ступени познания, число 3 - триединство Божества и т.п. Из математики исходит Николай Кузанский в своем учении о совпадении противоположностей, которое он считал присущим всему миру.

 

Это доказывается, по его  мнению, например, тем, что нет ничего противоположнее, чем круг и прямая линия, однако по мере увеличения радиуса  окружность все более совпадает с касательной.

 

2. Основные идеи  натурфилософии учения Дж. Бруно

 

Воззрения Джордано Бруно (1548—1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (раn — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».№

 

Он утверждал бесконечность  Вселенной, как собрания бесчисленных Солнц со спутниками-планетами, обращающимися  по круговым орбитам. Учение о Космосе  соединялось у Бруно с философской  идеей, согласно которой вся Вселенная  есть единое начало вещей, и поэтому  она то же самое, что Бог, вечный и неизменный, единственно существующий и живой. Единичные вещи - это частицы вечного духа и вечной жизни.

 

Бесконечная Вселенная, в  его понимании, имеет множество  звезд, подобных нашему Солнцу, вокруг которых вращается множество  планет, похожих на пашу Землю. По отношению  к бесконечности нелепо спрашивать о центре. Он — нигде, и он —  везде. Бесконечная Вселенная есть порождение бесконечной божественной мощи. Жизнь в той или иной форме  присуща всем природным вещам. Разумная жизнь должна быть не только на Земле.

 

Человек — конечное земное существо — обладает конечной смертной душой. Только разумная безличная часть  души может быть бессмертна. Поэтому  мы должны осознавать неизбежность личной смерти. Однако в ожидании смерти, по мнению Дж. Бруно, нельзя быть праздным, ибо мы предназначены для творческого созидания на основе познания. Высшая ступень познания и высшая ступень человеческого совершенствования -- самоотверженность и подвижничество ради высокой цели — есть состояние героического энтузиазма, к которому и надо стремиться.

 

Этические воззрения Бруно  заключаются в утверждении «героического  энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.

 

17 февраля 1600 г. Дж. Бруно  был заживо сожжен на площади  Цветов в Риме. Джордано Бруно  как личность вызывает восхищение. Когда инквизиция начала преследовать  Бруно, он так сформулировал  свой принцип: «Меня мало интересует  то обстоятельство, что мои идеи  могут противоречить взгляду  многих лиц, раз они согласуются  с разумом и опытом». На заседаниях  суда инквизиции он был невозмутимо  спокоен. Только один раз он  нарушил молчание: выслушав приговор, сказал: «Мне кажется, что вы  произносите приговор с большим  страхом, чем я его выслушиваю».  Думая, что страх заставит его  отречься от своих убеждений,  ему дали неделю срока, но  неделя прошла, а Бруно остался  непреклонен. Его труды тоже  сожгли. Его имя было запрещено  упоминать публично. Своей жизнью  и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.

 

 

 

Заключение

 

Завершая краткое изложение  истории философии Возрождения, отметим наиболее важные моменты  великой эпохи. Безусловно, философия  этого периода является новым  этапом развития философии, но она осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность, в месте с тем продолжив все лучшее из того, что дало средневековье. Эпоха Возрождения являет собой не узкоевропейское, но мировое явление. Для философии Возрождения характерны: широкое, общее и свободное чувство человечности; освобождение человеческого разума от непреклонных и незыблемых догм.

 

Возрождение (ХV-ХVI вв.) открыло заново свободу мыслить, провозгласило творческую, деятельную сущность гуманистов, которые сознательно принимали роль воспитателей человеческих душ, чтобы вести всех и каждого к достойной человечности в открытой неограниченной публичной жизни. В качестве государственных мужей и творческих наставников они выступали служителями светской культуры, которая представляли собой уже специфически человеческую деятельность. Начиная с XV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Они были связаны и с освобождением от церкви и религии, и с наступлением эпохи художественно-эстетической.

 

Пантеистическая натурфилософия Дж. Бруно была высшей точкой развития философской мысли Возрождения, поскольку в ней были соединены материализм, стихийная диалектика, гуманизм, величие природы, совечной с Богом. Вселенная бесконечна и развивается по своим собственным законам, изменяется и гибнет. Множество миров, один из которых наша солнечная система, развиваются и гибнут. Человек в состоянии познать бесконечный изменяющийся мир, если единственным авторитетом для него будет разум и свободное исследование, когда чувственный опыт пройдет рациональную обработку. Высшей способностью человеческого разума является ум (дух, интуиция), проявление которого и есть непосредственное созерцание Бога как Природы и Природы как Материи во всеобъемлющем содержании.

 

Являясь новым историческим этапом в развитии философской мысли, эпоха Возрождения заложила основы для разработки материализма и диалектики нового и новейшего времени. Культура Возрождения подготовила интенсивное  развитие философских достижений Нового времени. І

 

В этой работе нам удалось достигнуть поставленную цель путем решения задач.

 

 

 

Список литературы

 

1. Лосев А.Ф. Эстетика  Возрождения. М., 1982.

 

2. Основы современной  философии: Учебник для высших  учебных заведений. 5-е изд., испр. – СПб.: изд-во «Лань», 2004.

 

3. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарик, 2004.

 

4. Философия: учебник для  высших заведений. – Ростов  н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.

 

5. Хоруц Л.Е. Введение в историю философии: Учебное пособие. – Липецк: ЛЭГИ, 2005.

 

6. Фролова Р. Судьба  гуманистических идеалов//Свободная  мысль. 2000. № 1.


Информация о работе Основные идеи натурфилософии