Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:27, реферат
Сущность Бога по своему содержанию носит идеальный характер, который действенен. Его действенность заключается в том, что он везде утверждает себя, устраняя дуализм идеально-духовной и природной реальности. Поэтому он един не только в себе, но и во всем другом, что им порождается как Универсальным субъектом. В этом и состоит Всеединство Бога . Всеединство нигде и ни в чем не расщепляется, а присутствует всегда.
Введение……………………………………………………………………3
1. Биографические данные и основные идеи В.С. Соловьева………….4
2. Теория всеединства В.С.Соловьева и ее суть………………………...8
3. Принцип всеединства в теории познания - гносеологии…………..11
4. Учение о Софии в философии Соловьева……………………….….13
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы………………….…………………………………...17
Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия.
3.Принцип всеединства в теории познания – гносеологии.
Поскольку всеединство есть то, к чему
стремится жизнь духа, постольку оно находит
свое выражение в процессе познания. Таким
образом, принцип всеединства применяется
Соловьевым и в теории познания - гносеологии.
В.Соловьев различает три способа познания:
эмпирический, рациональный и мистический.
Эмпирическое познание - это познание
опытное. В нем главную роль играют органы
чувств. Рациональное познание осуществляется
разумом. Наконец, мистическое познание
- это внутреннее познание, осуществляемое
с помощью веры. Под термином "вера"
В.Соловьев понимает не только лишь субъективное
убеждение, а интуицию, или непосредственное
познание, т.е. познание, не требующее логических
шагов. Истина всеедина в том смысле, что
она есть результат совместного действия
органов чувств, разума и интуиции. Истина
рациональна по своей форме, но одновременно
она не мертва, не является сухой и застывшей
- какой бы она была, если бы целиком сводилась
к рациональности. Жизненность ей придают
чувственный опыт и интуиция. Заблуждение
возникает вследствие разрывов между
эмпирическим, рациональным и мистическим
(интуитивным) познанием или вследствие
абсолютизации одного из них. Другой причиной
заблуждений является придание абсолютного
значения тому, что по своей сути. Принцип
всеединства применительно к познанию
тем самым означает постоянное обобщение,
поиск все более общих теорий, способных
включить в себя ранее известные.
Всеединство является также принципом
отношения трех ценностей, фундаментальных
для всякой классической философской
системы, - истины, блага и красоты. Их соединяет
понятие любви.
Принцип всеединства находит свое продолжение в учение В.Соловьев о вселенской теократии.
Теократия (букв. "боговластие"), по замыслу философа, должна объединить все христианские народы прежде всего в единство духовное. Предполагалось, что во главе нового духовного объединения станет Папа Римский. Папа стал бы главой духовной власти всех христиан. Светскую власть объединенных народов возглавил бы российский император. Наконец, еще одна "ветвь власти" (говоря теперешним языком) должна была принадлежать пророкам - людям, которые в силу своих интеллектуальных и нравственных качеств пользуются особым уважением и авторитетом. Их миссия "теоретическая" и "пропагандистская". Вселенская теократия призвана противостоять опасности нигилизма и грубого материализма. Эта опасность остро ощущалась В.Соловьевым на протяжении всей жизни.
4.Учение о Софии в философии В.Соловьева
Учение о Софии ярко выражает своеобразие философии В.Соловьева.
София - не только понятие, но и образ, придающий философским взглядам русского мыслителя романтическую приподнятость и поэтическую возвышенность. В образе Софии наглядно обнаруживается особое, утонченно-трепетное, отношение В.Соловьева к миру, характерное также для его философии.
Учение о Софии - типичное метафизическое учение, т.е. представляет собой умозрительную гипотезу, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута методами естественных наук. В условиях все большего распространения научного («положительного») мировоззрения, отвергающего метафизические сущности, Вл. Соловьев смело идет по стопам Платона - основателя метафизики.
София и есть вечная женственность - образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время - двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образ земного мира - мира противоречивого и обманчивого и одновременно одушевленного и прекрасного. В образе Софии нашли свое отражение различные идеи и представления, известные в истории мысли. Вл. Соловьев синтезировал идею дуальности (двойственности) Платона, понятие Души мира неоплатоников, христианское учение о Премудрости Божией, представления о познании средневековых мистиков, образ беспорочной красоты Девы Марии (Матери Божией).
В.Соловьеву принадлежит заслуга в постановке
и разработке проблемы, которую с тех пор
принято обобщенно обозначать словосочетанием
«русская идея», она как бы является конкретным
выражением принципа всеединства.
В.Соловьев считал, что каждая нация, объединенная
в соответствующее государственное единство,
призвана выполнять в составе человечества
определенную миссию, или роль. Под нацией
он понимал не этнос, а совокупность народов,
объединенных в одном государстве. Миссия,
или роль, нации в составе мирового целого
есть ее национальная клея. Каждая нация
должна обрести свою идею, в противном
случае существование нации не оправдано.
Национальная идея - это определенное
задание, данное Богом; это долг народа,
объединенного в государстве, перед Богом.
Одновременно это вклад, который нация
призвана внести в копилку общечеловеческих
достижений. Национальная миссия тем более
высока и значительна, чем более она способствует
достижению всечеловеческого единства
на христианских основаниях.
Таким образом, «русская идея» в понимании В.Соловьева - это миссия России в составе мирового сообщества. Она выступает долгом или моральным обязательством, а не вытекает непосредственно из материальных условий существования России. Анализ исторического пути России позволит определить те моменты истории, в которые она вносила наибольший вклад в развитие христианской цивилизации. Именно эти моменты дадут возможность определить миссию России в будущем: «Что Россия должна сделать во имя христианского начала и во благо христианского мира».
Заключение
В.Соловьев принадлежит к числу тех мыслителей, которым удалось создать самостоятельную целостную и всестороннюю философскую систему - учение, охватывающее все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей. Как правило, в системе наличествует небольшое число исходных принципов, из которых логически выводятся все остальные идеи и положения.
Философская система - это теория, позволяющая решать все философские вопросы с единой позиции, с единой точки зрения.
Обобщая философские идеи самого разного происхождения, В.Соловьев стремился к разработке самостоятельного учения.
Его философия - совершенно своеобразное
и неповторимое явление в истории мысли.
В основу своей философской системы он
положил принцип о всеединстве.
«Все существует
во всем» - такова самая общая формулировка
принципа всеединства. Отталкиваясь от
нее, В.Соловьев развивает целостную концепцию.
Прежде всего для него ясно, что данную
формулировку не следует понимать буквально
- все существует во всем лишь как тенденция,
как закон.
Всеединство - это гармония и согласованность
всех частей Вселенной. Но абсолютное
всеединство - это идеал, к которому мир
лишь стремится. Абсолютное всеединство
- это Бог, а мир - всеединство в состоянии
становления. Мир содержит божественный
элемент (всеединство) как идею. Но без
элемента божественного всеединства он
не может существовать, ибо в этом случае
рассыпался бы на изолированные и враждебные
друг другу части.
Абсолютное, или божественное, всеединство
есть абсолютная «единораздельная цельность
бытия». Иначе говоря, это такое соединение
отдельных элементов мира, которое не
уничтожает самостоятельности элементов,
т.е. реальной множественности мира. Это
единство многообразного или цветущая
полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии.
В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий
мир в единое целое посредством любви.
Любовь есть то, без чего соединение отдельных
частей не может быть гармоничным и согласованным.
Божественная любовь и придает миру гармонию
и стройную согласованность. Наличие в
тварном мире противоположного начала,
т.е. начала нестроения и хаоса, есть следствие
грехопадения. Однако мировой процесс
представляет собой не что иное, как процесс
возвращения к первоначальному всеединству.
Таким образом, развитие тварного мира
есть эволюция ко все большей гармоничности
и единству при одновременном росте многообразия.
Это возникновение все более сложных систем
- от примитивных неживых через многообразие
живого к обществу и человеку. С момента
возникновения христианства история общества
превращается из процесса человеческого
в процесс богочеловеческий: в истории
действует нравственное начало, ведущее
его к всеединству.
Поэтому в целом теорию Соловьева можно назвать экзистенциологией, учением о сущем. Для самого мыслителя последовательное осуществление и проведение на практике обеих вер — веры в Бога и веры в человека — сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества.
Список литературы
1. Акулинин В.Н. Философия всеединства.- Новосибирск., 1990.
2. Бердяев Н.А. Владимир Соловьев и мы// Современные записки. 1937. Кн.63.
3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ленинград, 1991.
4. Кохановский В.П. Диалектика Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 1995.
5. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.,1994.
6. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания/Сочинения в 2-х тт., 2-е изд. Т. 2. - М.: Мысль,1990. - С. 139-288.
7. Соловьев В.С. Теоретическая философия/ Сочинения в 2-х тт., 2-е изд.- т. 1. - М.: Мысль,1990. - С. 757-831.
8. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С. Соловьева. В 2-х тт. - М.: Изд-во “Медиум”, 1995.
9. История философии. Учебник для высших
учебных заведений. - Ростов-на-Дону: "Феникс",
1999.
10. Левицкий С. А. Очерки по истории
русской философии. - М., 1996.
11. Соловьев В.С. Исторические дела
философии. // Вопросы философии. - 1988. -
№ 8.
12. Энциклопедический словарь "Философы
России XIX-XX столетий (биографии, идеи,
труды)". - М., 1995.