Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:59, доклад
Патристика (1-7 вв.)-«учение отцов церкви».Впатр. выделяют 2 этапа: ранний и поздний. На 1-м были заложены основы христианских догматов и создана единая церковная организация. Для 2 характерна разработка догматики и философии.Апологеты (оправдывающие) – старались защититьь христианство от язычества, иудейства и представителей гос.власти.
Основные этапы и принципы формирования христианской философии1. Патристика (1-7 вв.)-«учение отцов церкви».В патр. выделяют 2 этапа: ранний и поздний. На 1-м были заложены основы христианских догматов и создана единая церковная организация. Для 2 характерна разработка догматики и философии.Апологеты (оправдывающие) – старались защититьь христианство от язычества, иудейства и представителей гос.власти. Юстин – мученик – все содержание христианского(ХР) учения есть в языч.мифологии и философии(Ф),т.к.у ХР и Ф один источник-божественный логос. Аврелий Августин (блаженный) – 1-й систематизатор ХР мировоззре-ния.Он сделал бога центром философ.мышления, его МЗ было теоцентрично.1.По его учению бог создал мир из «ничего». Поддержание бытия есть постоянное творение его богом вновь. Если творческая сила прекратится – мир вернется в небытие. А.толкует бога как личность, сотворившую мир и человека(креацианистское начало ХР).2. Атрибут божественной личности – всемогущество. Бог полностью владеет судьбой людей, подчиняя её своей воле. Судьба-промысел божий.3.Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство сущ-ют только в мире и с миром: начало творение мира есть начало времени. Мир один. Душа – нематериальная субстанция, она бессмертна.4. Творя многообразие вещей и явлений природы, бог имеет идеи этих предметов в уме. У А. идеи-мысли творца, бога. У него подобно Платону все существует как бы в 2-х планах: в виде материальных вещей как несовершенных подобий идей и в качестве предвечных мыслей- идей божественного ума.5. Познание, с т.зр. А.,основано на ощущениях и разуме. Источники: –личный опыт, полученный с помощью ощущений и разума,–знание,полученное от других людей (вера). Вера в Бога – главный источник истинного знания.«Верь,чтобы понимать» – т.е. вера должна предшествовать пониманию. А. лишает разум возможности постичь истину самостоятельно без опоры на веру. Провозглашает наивысшим авторитетным источником вере не Библию как апологеты, а церковь.6. Добро проистекает от бога, зло имеет земной характер и исходит от человека.Зло не явл. противоположным добру, оно есть недостаток добра.7.Вопрос о назначении человеческой жизни? Для него счастье состоит в познании человеком бога, в уяснении своей полной зависимости от него.8.Труд «О граде божьем». Человечество в своем развитии образует 2 града: светское гос-во – царство зла, греха; ХР церковь- царство божье на земле. Два града созданы 2 родами любви: земной – любовью к себе,доведенной до презрения к богу, а небесной – любовью к себе, доведенною до презрения к самому себе. На страшном суде граждане «града божьего» получат блаженство, граждане «зесмного града» – будут преданы вечным мучениям.2.Схоластическая Ф. (8-14 вв.) – характерны монополия церкви и религии. Особенность: Ф. была объявлена «служанкой» богословия, кот.должна была поддерживать догматы ХР.Истина уже дана в библейских текстах, и чтобы вывести из них всю полноту следствий использовали аппарат Ф. Познание природы рассматривалось как нечто греховное, запретное. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию.Догмат триединства, бог един по существу, но троичен в лицах(отец,сын и дух святой). Его обоснование прошло через духовную жизнь средневековья в виде борьбы учений «реализма»(существует реально только один бог, сущ-ние троицы вымысел) и «номинализма»(реально сущ-ет троица, а единый бог вымысел).Фома Аквинский (13в.) 1. разграничил область Ф. и теологии. Первой доступны «истины разума», второй – «истины откровения». Между ними нет непроходимой грани и принципиального противоречия, так как источником великой истины явл.бог. Но не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Богословские истины «сверх разумны». но не «противоразумны». Ф.находится в услужении у богословия. Религиозная истина не может быть уязвима со стороны философии2. Учение о материи(позаимст.у Аристотеля). Материя – есть только потенция, определяемая формой. Бог есть чистая, лишенная материи форма. Он действующая и конечная причина мира. Мир не вечен, а создан богом «из ничего».3.Душа – форма, превращающая материю в человеческое тело. Интеллект неотделим от души. Разрушение заключается в отделении формы от материи, душа же лишена материи, поэтому она вечна.4.Универсалии имеют троякое существование. Они сущ. до вещей(как идеальные прообразы индивидуальных предметов в божественном разуме), в самих вещах, после вещей в человеческом разуме.5.Конечная цель человечества – блаженство, которое заключается в созерцании бога, постоянное блаженство доступно только в загробном мире.6. Бытие бога может быть доказано апостериорно, т.е. через опыт на основании существования мира как творения бога. доказательства: – должен существовать первый двигатель, – цепь причин не м.б.бесконечна – должна существовать первая причина, – вещи в разной степени совершенны, поэтому должно сущ-ть абсолютно совершенное существо.
Информация о работе Основные этапы формирования христианской философии