Основные этапы развития русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Русская философия занималась вопросами о смысле и целях истории, где главный объект изучения – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической цензурой); стремление философов заниматься всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1 .Основные этапы развития русской философии и их общая характеристика……………………………………………………………………3 2. Славянофилы и западники ………………………………………………….12
3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и Западников и прокомментируйте их…………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 43.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….2

1 .Основные  этапы развития русской философии  и их общая характеристика……………………………………………………………………3 2. Славянофилы и западники ………………………………………………….12

3. Приведите характерные высказывания из любых работ славянофилов и Западников и прокомментируйте их…………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории  русской философии мы пытаемся найти  ответы на вопросы о разладе идеалов  и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности, и  основания подлинного национального  достоинства и гордости.

Русская философия занималась вопросами  о смысле и целях истории, где  главный объект изучения – человек, его судьба и жизненные пути, что  обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической цензурой); стремление философов заниматься всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основу  предмета составляли: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом; проблема власти; проблема государства; проблема социальной справедливости; проблема идеального общества; проблема будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные этапы развития русской  философии и их общая характеристика

 

Начальный период становления русской философии  – XI-XVII в.

Русская философия в этом периоде очень  близка к западноевропейскому Средневековью  с его религиозной направленностью. Ее отличительная особенность –  отсутствие самостоятельного статуса  и пронизанность религиозным мировоззрением. Центрами духовной жизни являлись монастыри. Можно разделить на более конкретные периоды:

  1. XI-XIV вв.- формирования древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основные  темы ранней русской философии: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа.

Распространенно было учение о стихиях как первоэлементах, ведущее свое начало из античной философии. В «Изборнике» 1073 г. в статье Иустина Философа «О правовой вере» говорилось о том, что тело человека, как и весь мир, «сложено есть от огня, и от воздуха, и от воды тоже, и от земли». Природные явления, и человеческое естество связывались с борьбой, сочетанием и взаимопереходом этих четырех первичных стихий. Много подобных идей было в апокрифической (несовпадающей с официальным вероучением и запрещаемой церковью) литературе1. Среди наиболее ярких представителей философии данного периода выделяются:

• Илларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

 

• Владимир Мономах ("Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

  1. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.

Главными  темами этого периода философии, являлись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание.

Самые известные  философы этого времени:

• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Константинополь — Москва. Выражал необходимость сильного государства и сильной державной власти. Высказывался за поддержку царской власти и утверждал ее вечность в случае сохранения приверженности православной вере. Его теория по существу была призвана идеологически обосновывать необходимость объединения Руси вокруг Москвы.

• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями считал заботу о народе и справедливость. Выступал за отмену монастырской собственности и обличал роскошь, праздность в монашеской жизни.

 

 

• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной. В середине XVII в. (1653-1655) он провел церковно-обрядную реформу, вызвавшую раскол в церкви. Аввакум — за сохранение старых обрядов. В факте раскола как идеологического явления на стороне православия было больше исторической трезвости и осторожности, а на стороне старообрядчества оставалась и отделялась от православия утопия «святой Руси»2

• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; он занимался вопросами гносеологии (познания) и выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

  1. Русская философия XVIII в. делится на два основных этапа в своем развитии: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому  направлению относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основная  направленность философии - социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.

    • М.В. Ломоносов (1711 – 1765) сторонник механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад.

Отношение к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял его сверхъестественной силой и возможностями. Также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

    • А.Н. Радищев (1749-1802). Обосновал материалистические начала бытия, большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Русская философия XIX в.

Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

    • Историческая философия П.Я. Чаадаева (была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 – 1856)). Основными направлениями его философии были: философия человека; философия истории.

Человек, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с  рождения и до самой смерти в обществе, человек становится человеком, вырастает  как личность. Общественное сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов  общественным.

Согласно  Чаадаеву в основе исторического  процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной воли – христианство. Христианство – стержень и двигатель истории. По мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса. Будущее России - вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.

    • Ортодоксально-монархическая и религиозная философия

Цели  – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль играло религиозное направление.

Н.В. Федоров (1828 – 1903) сделал основными темами своей  философии: единство мира; проблему жизни и смерти; проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Считал, что мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном являются воля и разум. Также они взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть.

К.Н. Леонтьев (1831 – 1891). Основное направление философии  Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни. В центре - развивающийся капитализм (капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России). Спасение для Росси – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

    • Философия Ф.М. Достоевского (1821 – 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека, это видно во всех его произведениях. Достоевским выделено два варианта жизненного пути человека: путь человекобожества; путь богочеловека.

Философия Л.Н. Толстого (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть его в следующем: религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни – самосовершенствование;

    • главное зло на Земле – смерть и насилие; государство, поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование.

Революционно-демократическая философия. Социально-политическая направленность. Все представители отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса  раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Народности боролись за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.

В отличие  от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

    • Либеральная философия

В.С. Соловьев (1853 – 1900). Основными идеалами его философии были: идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь); идея прогресса – как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии – всеобщей божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Информация о работе Основные этапы развития русской философии