Основные этапы развития системных идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:39, лекция

Описание работы

Формирование системных идей происходило очень медленно в процессе становления человеческого общества и культуры. Системные идеи, как и любое явление природы и общества, прошли несколько важнейших этапов.
Первый этап начался в глубокой древности и завершился к началу ХХ ст. Это этап возникновения и развития системных идей, которые складывались в практической и познавательной деятельности людей, шлифовались философией, носили разрозненный характер.
Второй этап развертывается с начала прошлого века до его середины, когда происходит теоретизация системных идей, формирование первых системных теорий, широкое распространение системности во все отрасли знания, освоение их системными идеями.
Третий этап характеризуется тем, что происходит превращение системности в метод научных исследований, аналитической деятельности.

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития системных идей.docx

— 65.19 Кб (Скачать файл)

Основные этапы  развития системных идей

Формирование системных  идей происходило очень медленно в процессе становления человеческого  общества и культуры. Системные идеи, как и любое явление природы  и общества, прошли несколько важнейших  этапов.

Первый этап начался в  глубокой древности и завершился к началу ХХ ст. Это этап возникновения  и развития системных идей, которые  складывались в практической и познавательной деятельности людей, шлифовались философией, носили разрозненный характер. Возникали  и оформлялись отдельные идеи и понятия. Нередко они представляли собой нечаянные интуитивные  открытия тех или иных выдающихся ученых, философов и мыслителей.

Второй этап развертывается с начала прошлого века до его середины, когда происходит теоретизация системных  идей, формирование первых системных  теорий, широкое распространение  системности во все отрасли знания, освоение их системными идеями. Системность  превращается в научное знание о  системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности.

Третий этап характеризуется  тем, что происходит превращение  системности в метод научных  исследований, аналитической деятельности. Он развертывается со второй половины 50-х годов и совпадает с началом  научно-технической революции, которая  максимально использовала системный  метод для научных открытий, осуществления  технологических разработок. Системность  к концу ХХ ст. становится всеобщим мировоззрением, которое используют специалисты всех отраслей.

Становление философских  основ системного подхода представляет собой длительный процесс. Слово  «система» появилось в Древней  Греции 2000-2500 тыс. лет назад. Однако зачатки системных идей возникли в еще более глубокой древности. В ее первооснове лежит целостное  мифологическое восприятие людьми всего  сущего. Системность как видение  мира в виде целостности взаимосвязанных  элементов складывалась в процессе эволюции человеческой практики и мышления. Ее становление происходило благодаря  нескольким факторам:

  1. проникновению человека в ходе познания окружающего мира во внутреннее устройство вещей и явлений, где всякий раз обнаруживались многообразные взаимосвязи и иные атрибуты системности;
  2. вследствие мыслительной деятельности, когда постоянно происходило разложение целого на части и, наоборот, соединение его составляющих;
  3. в ходе практической деятельности по созданию целого из нескольких частей, а также делению целого на части. Разбивая, дробя, ломая, человек всякий раз улавливал потерю целого.

Отсюда следует, что в  качестве источников системных идей выступали:

  • практическая деятельность людей, которая постоянно обнаруживала структуры, целостность объектов и явлений, взаимосвязи между ними. Целое и части всегда присутствовали в хозяйственной деятельности, торговле, военном деле, строительстве и т.д.;
  • философия, которая осмысливала, обтачивала основные понятия системности, отрывала от реальной действительности и поднимала в облака абстрактности;
  • естественные знания и науки, которые формировали системность видения природы;
  • социальные науки, науки о человеке, которые вырабатывали системный подход к обществу.

Рассмотрим подробнее  этот великий исторический процесс  накопления сокровищ системности.

Практической жизни людей, несомненно, принадлежит ведущая  роль в формировании массовых системных  представлений. Человек либо сталкивался  с системами, либо созидал их, либо подвергал нещадным разрушениям. Знаменитые египетские пирамиды, ирригационные  системы Древнего Китая, как правило, открывают огромные списки сложнейших сооружений древности. Принципы целостности  и соразмерности, учета влияния  на рукотворный объект многообразных  факторов окружающей среды широко применялись  в строительстве, торговле, военном  деле и других областях. Практика постоянно  требовала соблюдения этих принципов. Классическим примером недооценки внешних  факторов, действующих на систему, является одно из семи чудес света — 35-40-метровая статуя бога солнца Гелиоса, сооруженная на входе в гавань острова Родос, т. н. Колосс Родосский. Она простояла 50 лет (некоторые исследователи называют более точную цифру — 66 лет) и рухнула во время землетрясения в 225 г. до н.э. Самым уязвимым местом оказались колени — выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи уперлись в землю. Обломки почти 1000 лет лежали на берегу бухты уроком нарушения принципа системности, закрепив в сознании людей сентенцию «Колосс на глиняных ногах».

Важнейшие факторы практической жизни, которые влияли на формирование системного отношения к действительности:

  • усложнение и нарастание многообразия человеческой деятельности и ее продуктов. Все более сложные и взаимосвязанные орудия и результаты труда, его организация заставляли задумываться о целом и частях, гармонии взаимодействий между ними. Переход от простой орудийной деятельности к машинному производству, а от него — к системно-техническому развитию наращивал практический эффект от системности;
  • проникновение системных идей во все виды профессиональной деятельности. Каждая профессия начинает оперировать определенной системой знаний, умений и навыков, которые периодически обновляются в зависимости от происходящих в обществе научных, технических и производственных революций;
  • нарастание системности в образовании людей. Образование в древних обществах предполагало обучение человека всему своду знаний. По мере роста и дифференциации знаний образование стало в той или иной мере разрешать противоречие между системами имеющихся профессиональных знаний. В современном образовании системность выступает не только характеристикой целостности и достаточности знаний, но и методом их получения.

Идеи системности в  методологическом контексте встречаются  уже в древних обществах. Гениальны  догадки античных философов о  системности мира. Так, Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.) широко использовал два постулата: «все во всем» и «из всего — все», которые в зачаточном виде улавливают системные законы, которые будут открыты лишь в ХХ ст. Демокрит из Абдер (ок. 470 или 460 — ок. 360 до н. э.) выдвинул идею атомного строения, взаимосвязи.

Чаще всего в древней  философии использовался термин «целое». Древнеримский философ  и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) неоднократно подчеркивал, что  мировой организм есть неразрывное  целое и все элементы мироздания гармонично связаны между собой. В трактате «О природе богов» писал: «...достойно восхищения больше всего  то, что мир так устойчив и представляет собой неразрывное целое, настолько  приспособленное к сохранению своего существования, что более приспособленного невозможно и вообразить себе» [37, с.139].

Однако системные идеи в древнем мире носили эпизодический  характер. Понятие «система» употреблялось  нечасто. Так, Эпикур (341-270 до н.э.) применял его для характеристики системы  знаний. Чаще всего это понятие  использовалось для обозначения  космоса, мирового порядка, всеобщей организованности Вселенной. При этом вселенский порядок  рассматривался как божественный порядок, т.е. заданный богами, или как естественный порядок, присущий изначально всему. Позже  под системой стали понимать сложную  философскую систему, которая объясняет  все сущее. Такой вклад в системность  внес великий философ древности  Аристотель (384-322 до н. э.). Он создал первую философскую систему, в которой  систематизировал знания античного  мира. Важнейшей составляющей мировоззрения  Аристотеля является учение о космосе, который воспринимался им как  «порядок», «гармония», «закономерная  Вселенная». Основную свою заслугу  в понимании космоса он видел  в том, что первым перестал «порождать Вселенную», изменил акцент ее толкования с генетического подхода на структурный.

В формировании основных категорий  философии системного видения мира немаловажную роль сыграла средневековая  философия, которая проделала огромную интеллектуальную работу в выработке  категорий «целостность», «часть»  и «целое». Изнурительные схоластические споры средневековых философов  и теологов, их стремление систематизировать  христианское учение в немалой степени способствовали открытиям ряда философских категорий, гносеологическому осмыслению целостности.

Идеи системности получают особенно интенсивное развитие в  эпоху Возрождения, когда начинает возрождаться на новой основе мировоззрение  целостного восприятия человеком действительности. Единство и целостность природы — основополагающий тезис философских доктрин этой удивительной эпохи. Нависающие над миром жизнелюбивые фигуры людей на фоне идеально проработанных пейзажей вселенского типа на портретах мастеров этой эпохи — это существенный признак усиления системного видения мира, подчиненного человеческим интересам. Бернардино Телезио (1509-1588) вплотную приближается к постижению принципа самодвижения, который реализуется в пассивной, как бы мертвой материи, за обладание которой борются активные начала.

В философских работах  нового времени делается попытка  придания понятию «система» четкости и привязки его к определенной области знания. Под системой тогда  понимали чаще всего систему знания. Иммануил Кант (1724-1804) этим понятием пользуется довольно свободно. Его можно по праву считать создателем двух систем: философской и космологической. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он применяет это понятие к космическим образованиям и тем самым онтологизирует его. Вместе с тем он употребляет это понятие и в гносеологическом смысле, понимая под системой единство многообразных знаний, связанных общей идеей.

Выдающийся немецкий философ, представитель классического идеализма  Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) предпосылкой практической философии считал научно разработанную теоретическую систему, науку о науке, развил систему категорий бытия и мышления, в качестве метода познания видел субъективную интеллектуальную интуицию. Он разработал проект устройства немецкого буржуазного общества в форме «замкнутого торгового государства». Признавал системность научного знания, но сводил ее к системности формы, а не содержания.

Обогащению категории  «система» в немалой степени  способствовал Георг Гегель (1770-1831). Система как философская категория  не была у него предметом рассмотрения. Но зато всякий предмет, к которому он обращается, раскрывается им как  органическая целостность, которая  развивается и проходит некоторые  этапы жизни. При этом объективный  идеализм Гегеля наложил отпечаток  и на системность, которая выступала  у него как некоторое свойство движущейся идеи. Как пишет Л. А. Петрушенко, определенность, целостность и замкнутость, способность к диалектическому развитию как саморефлексии и рефлексии вовне, способность быть дискретным и непрерывным, частью и целым — это, с точки зрения Гегеля, такие особенности абсолютного духа, которые на уровне природы, материи отражаются как системность и иерархичность (стадийность), обладающие историческим характером [20, с. 131]. По сути дела системность у Гегеля обрела методологический характер. Но это не методология действующего субъекта, а способ существования идеи. Вместе с тем Гегель довольно четко понимал систему как развивающуюся внутри себя целостность, связывал системность с самодвижением, применял эту категорию к объектам природы, общества и к знанию.

Несомненный вклад в понимание  природы систем, особенно социальных, внесли великие утописты-социалисты: Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) обосновал идею взаимосвязанности  и гармонии социальных систем; Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) развилл идеи интеграции социальных систем, выступил основоположником европейской интеграции; Роберт Оуэн (1771-1858) —выдающийся организатор и рационализатор производства, предпринял попытку организации и проведения эксперимента по проверке общества, построенного на принципах социальной справедливости. Все утописты, начиная с Платона, обосновывали идеи проектирования и конструирования социальных систем.

Заслуга Карла Маркса (1818-1883) в развитии идей системности заключалась  в том, что, благодаря ему, системность  начали рассматривать с позиций  материализма. Система стала полноценным  явлением окружающей природы, общества и человеческого мышления. Маркс  был первым философом, который создал целостную систему знаний об обществе, где системность становится системным  подходом, методом научного познания. Однако К. Маркс специально не исследовал системность. Будучи противником построения абстрактных систем, он чаще пользовался  термином «организм», широко использовал  основные понятия системного подхода. Идеи системности были распространены К. Марксом на общество и его подсистемы.

Идея развития систем получила основательное обоснование в  работах Фридриха Энгельса (1820-1895) »  Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Энгельс сформулировал важнейшие положения системного мировоззрения. Наиболее важные:

  • представление об объективном мире как бесконечно большой, вечной, неоднородной и саморазвивающейся системе;
  • наличие всеобщей объективной взаимосвязи и взаимообусловленности в природе;
  • обоснование идеи организации как на уровне природы, так и общества;
  • рассмотрение взаимодействия между элементами на базе механизма притяжения и отталкивания;
  • круговорот материи как форма всеобщего взаимодействия и направленного развития;
  • положение о критических точках, в которых происходит перестройка объектов и переход их от одного качества к другому.

Не анализируя системные  идеи в философии ХХ ст., которые  требуют специального осмысления, рассмотрим сначала еще одно русло системных  идей — естественнонаучное знание. При этом в самих естественных науках можно выделить несколько важнейших русел, по которым текли ручьи системности, образуя в последующем целые реки.

На первом плане, несомненно, стоит космология. Уже в глубокой древности сложились первые космологические  взгляды. Они заключались в том, что Земля неподвижно покоится в  центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Сформировавшаяся на основе опыта тысячелетий человечества и просуществовавшая почти 1400 лет  система Клавдия Птолемея (ок. 90 — ок. 160), изложенная в его труде «Альмагест», была заменена космологической системой Николая Коперника (1473-1543), изложенной им в работе «Об обращениях небесных сфер» и опубликованной после смерти. На основании данных астрономических наблюдений Н. Коперник пришел к выводу, что геоцентрическая система Птолемея неверна и должна быть заменена гелиоцентрической.

Информация о работе Основные этапы развития системных идей