Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:39, лекция
Формирование системных идей происходило очень медленно в процессе становления человеческого общества и культуры. Системные идеи, как и любое явление природы и общества, прошли несколько важнейших этапов.
Первый этап начался в глубокой древности и завершился к началу ХХ ст. Это этап возникновения и развития системных идей, которые складывались в практической и познавательной деятельности людей, шлифовались философией, носили разрозненный характер.
Второй этап развертывается с начала прошлого века до его середины, когда происходит теоретизация системных идей, формирование первых системных теорий, широкое распространение системности во все отрасли знания, освоение их системными идеями.
Третий этап характеризуется тем, что происходит превращение системности в метод научных исследований, аналитической деятельности.
Основные этапы развития системных идей
Формирование системных идей происходило очень медленно в процессе становления человеческого общества и культуры. Системные идеи, как и любое явление природы и общества, прошли несколько важнейших этапов.
Первый этап начался в глубокой древности и завершился к началу ХХ ст. Это этап возникновения и развития системных идей, которые складывались в практической и познавательной деятельности людей, шлифовались философией, носили разрозненный характер. Возникали и оформлялись отдельные идеи и понятия. Нередко они представляли собой нечаянные интуитивные открытия тех или иных выдающихся ученых, философов и мыслителей.
Второй этап развертывается с начала прошлого века до его середины, когда происходит теоретизация системных идей, формирование первых системных теорий, широкое распространение системности во все отрасли знания, освоение их системными идеями. Системность превращается в научное знание о системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности.
Третий этап характеризуется
тем, что происходит превращение
системности в метод научных
исследований, аналитической деятельности.
Он развертывается со второй половины
50-х годов и совпадает с
Становление философских
основ системного подхода представляет
собой длительный процесс. Слово
«система» появилось в Древней
Греции 2000-2500 тыс. лет назад. Однако
зачатки системных идей возникли
в еще более глубокой древности.
В ее первооснове лежит целостное
мифологическое восприятие людьми всего
сущего. Системность как видение
мира в виде целостности взаимосвязанных
элементов складывалась в процессе
эволюции человеческой практики и мышления.
Ее становление происходило
Отсюда следует, что в качестве источников системных идей выступали:
Рассмотрим подробнее этот великий исторический процесс накопления сокровищ системности.
Практической жизни людей, несомненно, принадлежит ведущая роль в формировании массовых системных представлений. Человек либо сталкивался с системами, либо созидал их, либо подвергал нещадным разрушениям. Знаменитые египетские пирамиды, ирригационные системы Древнего Китая, как правило, открывают огромные списки сложнейших сооружений древности. Принципы целостности и соразмерности, учета влияния на рукотворный объект многообразных факторов окружающей среды широко применялись в строительстве, торговле, военном деле и других областях. Практика постоянно требовала соблюдения этих принципов. Классическим примером недооценки внешних факторов, действующих на систему, является одно из семи чудес света — 35-40-метровая статуя бога солнца Гелиоса, сооруженная на входе в гавань острова Родос, т. н. Колосс Родосский. Она простояла 50 лет (некоторые исследователи называют более точную цифру — 66 лет) и рухнула во время землетрясения в 225 г. до н.э. Самым уязвимым местом оказались колени — выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи уперлись в землю. Обломки почти 1000 лет лежали на берегу бухты уроком нарушения принципа системности, закрепив в сознании людей сентенцию «Колосс на глиняных ногах».
Важнейшие факторы практической жизни, которые влияли на формирование системного отношения к действительности:
Идеи системности в методологическом контексте встречаются уже в древних обществах. Гениальны догадки античных философов о системности мира. Так, Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.) широко использовал два постулата: «все во всем» и «из всего — все», которые в зачаточном виде улавливают системные законы, которые будут открыты лишь в ХХ ст. Демокрит из Абдер (ок. 470 или 460 — ок. 360 до н. э.) выдвинул идею атомного строения, взаимосвязи.
Чаще всего в древней философии использовался термин «целое». Древнеримский философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) неоднократно подчеркивал, что мировой организм есть неразрывное целое и все элементы мироздания гармонично связаны между собой. В трактате «О природе богов» писал: «...достойно восхищения больше всего то, что мир так устойчив и представляет собой неразрывное целое, настолько приспособленное к сохранению своего существования, что более приспособленного невозможно и вообразить себе» [37, с.139].
Однако системные идеи
в древнем мире носили эпизодический
характер. Понятие «система»
В формировании основных категорий философии системного видения мира немаловажную роль сыграла средневековая философия, которая проделала огромную интеллектуальную работу в выработке категорий «целостность», «часть» и «целое». Изнурительные схоластические споры средневековых философов и теологов, их стремление систематизировать христианское учение в немалой степени способствовали открытиям ряда философских категорий, гносеологическому осмыслению целостности.
Идеи системности получают
особенно интенсивное развитие в
эпоху Возрождения, когда начинает
возрождаться на новой основе мировоззрение
целостного восприятия человеком действительности.
Единство и целостность природы —
В философских работах нового времени делается попытка придания понятию «система» четкости и привязки его к определенной области знания. Под системой тогда понимали чаще всего систему знания. Иммануил Кант (1724-1804) этим понятием пользуется довольно свободно. Его можно по праву считать создателем двух систем: философской и космологической. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он применяет это понятие к космическим образованиям и тем самым онтологизирует его. Вместе с тем он употребляет это понятие и в гносеологическом смысле, понимая под системой единство многообразных знаний, связанных общей идеей.
Выдающийся немецкий философ,
представитель классического
Обогащению категории
«система» в немалой степени
способствовал Георг Гегель (1770-1831).
Система как философская
Несомненный вклад в понимание природы систем, особенно социальных, внесли великие утописты-социалисты: Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) обосновал идею взаимосвязанности и гармонии социальных систем; Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) развилл идеи интеграции социальных систем, выступил основоположником европейской интеграции; Роберт Оуэн (1771-1858) —выдающийся организатор и рационализатор производства, предпринял попытку организации и проведения эксперимента по проверке общества, построенного на принципах социальной справедливости. Все утописты, начиная с Платона, обосновывали идеи проектирования и конструирования социальных систем.
Заслуга Карла Маркса (1818-1883) в развитии идей системности заключалась в том, что, благодаря ему, системность начали рассматривать с позиций материализма. Система стала полноценным явлением окружающей природы, общества и человеческого мышления. Маркс был первым философом, который создал целостную систему знаний об обществе, где системность становится системным подходом, методом научного познания. Однако К. Маркс специально не исследовал системность. Будучи противником построения абстрактных систем, он чаще пользовался термином «организм», широко использовал основные понятия системного подхода. Идеи системности были распространены К. Марксом на общество и его подсистемы.
Идея развития систем получила основательное обоснование в работах Фридриха Энгельса (1820-1895) » Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Энгельс сформулировал важнейшие положения системного мировоззрения. Наиболее важные:
Не анализируя системные идеи в философии ХХ ст., которые требуют специального осмысления, рассмотрим сначала еще одно русло системных идей — естественнонаучное знание. При этом в самих естественных науках можно выделить несколько важнейших русел, по которым текли ручьи системности, образуя в последующем целые реки.
На первом плане, несомненно, стоит космология. Уже в глубокой древности сложились первые космологические взгляды. Они заключались в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Сформировавшаяся на основе опыта тысячелетий человечества и просуществовавшая почти 1400 лет система Клавдия Птолемея (ок. 90 — ок. 160), изложенная в его труде «Альмагест», была заменена космологической системой Николая Коперника (1473-1543), изложенной им в работе «Об обращениях небесных сфер» и опубликованной после смерти. На основании данных астрономических наблюдений Н. Коперник пришел к выводу, что геоцентрическая система Птолемея неверна и должна быть заменена гелиоцентрической.