Основные этапы развития средневековой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Философия Средних веков в европейской культуре объемлет собой значительный исторический период (II – XIV вв.), хотя в узком смысле слова под средневековой философией понимают учения, сформировавшиеся после утверждения христианского канона (Никейский собор христианских церквей 325 г.; Халкедонский собор 451 г.), поскольку в V в., вследствие падения Западной Римской империи под ударами варварских племен, античное культурное наследие в значительной степени оказалось утраченным, а эллинская философия в ее греческом варианте предана забвению. Как следствие, в духовной жизни западноевропейских народов всецело утвердился католицизм.

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития средневековой философии.docx

— 26.80 Кб (Скачать файл)

 В качестве основных  философских направлений схоластики  можно выделить: августинианство, томизм, мистицизм, реализм и номинализм.

 Августинианство (Бонавентура, Дунс Скот) – одно из основных направлений развития схоластической философии, для которого характерно обращение к философскому наследию Аврелия Августина и ориентация на неоплатонизм. Это выразилось в присущем августинианству предпочтении онтологического доказательства бытия Бога, в отождествлении философской рефлексии с Богопознанием, в проведении аналогий между тремя способностями души (памятью, разумом и волей) и тремя лицами Троицы. А также для философии августинианства характерна безусловная вера в силу божественного Провидения, спиритуализация истории, предпочтение веры разуму, и акцент на интуитивном постижении истины, нисходящей к человеку благодаря божественному откровению.

 Томизм (Фома Аквинский,  Иоанн Капреол, Суарес) – направление, для которого характерно стремление соединить христианскую ортодоксию со здравым смыслом и требованиями логики, что определило присущее данному направлению предпочтение философского реализма Аристотеля мистическому идеализму Платона. В результате томизм обосновывал принцип гармонии веры и разума, отдавал приоритет космологическому доказательству бытия Бога перед онтологическим, рассматривал человека как единство души и тела, которому душа придает субстанциальную форму.

 Мистицизм (Бернар Клервосский, Гуго Сен-Викторский, Иоахим Флорский, Иоганн Экхарт) – философское направление, восходящее своими корнями к апофатическому богословию и мистицизму Псевдо-Дионисия Ареопагита, религиозному спиритуализму Августина и неоплатонизму Эриугены, с характерным для последнего противопоставлением духовного телесному. Христианский мистицизм этого времени настаивал на возможности экстатического, сверхразумного и вневременного единения души верующего с Богом, который мыслился как трансцендентный, непостижимый и «безымянный» Абсолют. Согласно представителям мистицизма, Богопознание возможно лишь на пути аллегорического истолкования смысла божественных символов, заключенных в природе вещей и скрытых за видимой реальностью человеческой истории.

 Выдающимся явлением  в философской жизни схоластики  был спор номинализма с реализмом.  Диспуты между представителями  данных направлений длились несколько  столетий и бывали довольно  ожесточенными. Предметом спора  была природа общих понятий,  или универсалий. 

 Представители реализма (Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий. Гильом из Шампо, Фома Аквинский) утверждали реальное существование универсалий как неких духовных сущностей, или прообразов, предшествующих единичным вещам. Основная идея данного направления состояла в признании реального существования идеальных объектов – общих понятий. Постулируя объективность существования родов и видов вне и до вещей, до познающего человеческого ума, сторонники реализма полагали, что общее, в отличие от единичного, представляет собой нечто самостоятельное и первичное, в силу чего они отождествляли понятийную конструкцию действительности с самим бытием.

 Реализм был своеобразным  средоточием рационального обоснования  важнейших догматов христианского  вероучения – догмата о Троице, о Богочеловеческой природе Христа, о первородном грехе, об искупительной  жертве Иисуса. Вера в абсолютную  объективность и внечувственный способ бытия идеальных объектов, вне и независимо от телесных предметов, позволяла оправдать иррациональный с точки зрения здравого смысла характер основных положений религии. Реалисты считали, что Бог обладает в своем уме извечными понятиями, представляющими собой его вневременные мысли. В них изначально содержится бесконечное многообразие тварных вещей. Чем более общим является понятия, полагали сторонники данного направления, тем реальнее, объективнее его существование в качестве особой, автономной сущности. В результате выстраивалась иерархия бытия, в которой Бог как абсолютная и максимально общая идея, абсолютная бесконечность и совершенство, являлся подлинной вершиной мироздания. Реализм предполагал не только существование общего вне вещей, но также признавал универсалии в качестве неизменных сущностей, наличествующих во всех единичных предметах определенного класса.

 Представители номинализма  (Иоанн Росцелин, Уильям Оккам) настаивали на реальности лишь единичных, индивидуальных предметов, считали универсалии простыми названиями, именами (лат. – nomina), которые люди присваивают отдельным вещам и явлениям. В отличие от реалистов, сторонники данного направления отрицали онтологически независимый статус общих понятий, полагая, что действительным бытием могут обладать лишь единичные вещи («res singulares»). Универсалии же существуют не в объективной действительности, а в субъективном человеческом мышлении, обнаруживаются в реальности лишь как имена, даваемые вещам, и как звуки человеческого голоса. Роды, виды, философские категории являются средством классификации терминов и поэтому не выражают никакого объективного смысла. Сводя универсалии к терминам языка и логическим классификаторам, номиналисты отрицали возможность достоверного познания действительности, полагая, что постижение конкретной вещи во всей полноте ее свойств доступно лишь Богу, в уме которого уже заключено полное и совершенное знание.

 Выдающимся представителем  реализма и крупнейшим систематизатором  схоластики был итальянский монах-доминиканец  Фома Аквинский. Возведенный в ранг святых римско-католической церкви, Аквинат в своих трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» стремился построить на основе религиозных догматов целостную философско-теологическую систему.

 В сочинениях Фомы  Аквинского теология определялась  как фундамент онтологии, в  результате чего философское  учение о бытии оказалось ценностно окрашенными: сущее отождествлялось с благом. На этих же принципах строилась физика и космология. Подобно тому, как природа получает свое завершение в благодати, философия, по мысли Фомы Аквинского, получает свое завершение в откровении. При этом высший божественный закон не противоречит «естественному», заложенному в человеческом сердце. На этом положении базировалась этическая концепция Аквината. Философско-теологическая концепция Фомы Аквинского включала в себя разветвленную систему практической философии, к которой он относил не только этику и политику, но также экономику и право. Разработанные в схоластике мыслительные схемы, как способы организации знания, последовательно применялись им при решении различных философских проблем – от пяти онтологических доказательств бытия Бога до разработки правил финансовой деятельности.

 Безусловной заслугой  Фомы Аквинского являлось развитие  культуры интеллектуальной деятельности, опирающейся на «естественный»  разум. Хотя Аквинат и говорил о примате любви к Богу над богопознанием, но относил это требование исключительно к жизненно-практической проекции человеческого бытия. В философии же вероучение должно было обрести рациональную форму «здравого смысла».

 Проникновение в западноевропейскую философию воззрений арабского философа XII в. Ибн Рушда (лат. – Аверроэс), представляющих собой натуралистическую версию концепции Аристотеля, сформировало особое философское направление – аверроизм, согласно которому наряду с Богом вечно существуют материя и движение. Причем Бог выступает в аверроизме лишь как первопричина сущего, своеобразный первотолчок, а последующее зарождение вещей, предметов, живых существ осуществляется в недрах материи согласно естественно-природной необходимости. Последователи данного направления отвергали идею тварности и бессмертия души, и полагали, что душа есть изначальная форма материи. Человеческий интеллект, вливаясь в божественный разум, составляет с ним единую и общую для всех понятий идеальную субстанцию. Развитие аверроизма привело к возникновению теории «двух истин», согласно которой истины философии и истины религии не могут противоречить друг другу в силу их принципиальной независимости. Они различны по истокам, путям и способам получения знания. Философия, призванная изучать естественный ход вещей в природе и обществе, опирается на логику и силу абстрактного разума, в то время как теология в качестве предмета рассматривает область сверхъестественного. Поэтому для нее характерны образный, метафорический язык, опора на авторитет Священного Писания, вера в безусловность божественного откровения.

 Аверроизм был значимой попыткой отстоять автономность философского знания, его независимость от догматов христианской религии, но стал преследоваться церковной цензурой. Вместе с тем, его влияние оказалось решающим в формировании образа и предмета философии в новоевропейской культуре. Распространение концепции «двух истин» свидетельствовало о приближающемся духовном кризисе средневековья, о необходимости пересмотреть отношения между философией, наукой и религией, что стало задачей следующего исторического этапа в развитии классической философской традиции.


Информация о работе Основные этапы развития средневековой философии