Основные этапы жизни и творчества Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, родился в 384 г. до н. э. в Стагире-городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом».

Файлы: 1 файл

контр фил.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политика  и экономика

 

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов».6

Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети… потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни.

Аристотель был сторонником рабовладельческой системы, поэтому его политические и социологические воззрения проникнуты мыслью о необходимости упрочить рабовладельческое государство.

Исходя из этого, он считал, что для одного человека полезно и справедливо быть рабом, для другого — господином. Вопреки исторической правде, он утверждал, будто бы и господином и рабом, в их взаимном объединении, руководит общность интересов.

Аристотель считал рабство существующим по природе и стремился увековечить господство рабовладельцев над рабами.

Аристотелевское определение раба ярко характеризует классовую природу его социально-политических взглядов: «...Кто, по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот, по своей природе, раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью...». Раба Аристотель считал «говорящим орудием», принадлежащим господину, который является «общественным животным», членом общества.7

Рабовладельческое государство, по Аристотелю, наиболее совершенная форма общения людей. Власть в государстве, по его мнению, не должна принадлежать ни богатым, ни бедным, но среднему слою рабовладельцев. «В каждом государстве,— говорил он,— мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и средина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше».8

Государственные формы Аристотель делил на «нормальные» (монархия, аристократия и полития) и «ненормальные» (тирания, олигархия, демократия). Наилучшей государственной формой он признавал «среднюю» — политию.

Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через посредством среднего между рабовладельцами и рабами элемента, и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Работы Аристотеля, которые подвели итог развитию философских, естественнонаучных и политических идей в древней Греции, достижениям древнегреческой науки, явились ценными документами той эпохи. Они дали толчок для дальнейшего развития ряда научных областей (философии, логике, математике, органике, теории государства). Критика Аристотелем идеализма Платона, передовые материалистические элементы аристотелевской натурофилософии и теории познания, его теории логики, его диалектика явились великим достижением науки древнего мира.

Аристотель не только подвел итог развитию античной мысли до Платона включительно, но и создал систему знаний и сам стиль научного мышления. Фактически Аристотель разработал понятийный аппарат, которым философия пользовалась на всем протяжении своей истории до настоящего времени. Широчайший охват всех областей знания, присущий творчеству Аристотеля, не мог не привести к противоречивости его философского учения. Это породило многообразие интерпретаций его философии, основанное не выделении той или иной стороны его учения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005, с. 60
  2. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/Е.В.Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др.; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: Изд-во «Проспект», 2007 г. – с.58-59
  3. «Философия», Учебное пособие для студентов ВУЗов, отв. редактор доктор философских наук В.П. Кохановский., Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 1997 г. – 260 с.
  4. «Философия», П.В. Алексеев, А.В. Панин; Москва, Издательство

«Проспект», 1996 г. – 410 с.

  1. «Философия», под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова, Москва, Издательство ТОН/TONE, 1997 г. – 312 с.

 

 

1 Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/Е.В.Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др. ; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: Изд-во «Проспект», 2007 г. – с.58-59

2 Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005, с. 60

3 Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/Е.В.Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и др. ; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.- М.: Изд-во «Проспект», 2007 г. – с.58-59

4 «Философия»,  Учебное пособие для студентов ВУЗов, отв. редактор  доктор философских наук В.П. Кохановский., Ростов-на-Дону, 1997г. с.58

5 «Философия»,  П.В. Алексеев, А.В. Панин ;Москва, Издательство «Проспект», 2000 г. С. 61

6 Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005, с. 63

7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005, с. 65

8 Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005, с. 65

 


Информация о работе Основные этапы жизни и творчества Аристотеля