Основные концепции бытия в их историческом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Однако после этого смысл этого понятия менялся, можно выделить три этапа:
1. Первоначально и философы и физики были между собой согласны, материя это какое-то вещество. С XIX века представления о материи резко изменились.
2. Материя представлена не только как вещество, но и в виде энергетического поля.
3. В XX веке учёные пришли к выводу, что и виды вещества и виды поля могут быть чрезвычайно многообразны.

Файлы: 1 файл

Категория+бытия+в+философии (1).doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

В истолковании этой реальности философы разделились на несколько  принципиально разных течений. Одни утверждали, что "бытие" открывает  подлинный мир сущностей и  является как бы окном, позволяющим  взглянуть из мира явлений на действительность. Другие считали, что "бытие" – это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума. Первое течение в свою очередь делилось на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Второе – на тех, кто замещает "пустые" построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести онтологию на язык этико-антропологической проблематики.

Как признающие, так и  отрицающие значимость категории бытия  периодически, как показывает история  философии, попадали в тупики, односторонне истолковывая свои предпосылки. Первые склонялись к натурализации или догматической объективации своих конструкций, которые в этом случае оказывались лишь субъективными схемами. Вторые теряли интуицию сверхопытного единства мира, что приводило к распаду мышления – теоретически и исторически – на бессвязные самодовлеющие элементы, на пустой рассудок, бессмысленную волю, бесцельное воображение и т.д.

Из исторического опыта  кризисных периодов онтологии и  наиболее значимых попыток их преодоления  следует, что понятие бытия не является гипостазированием субъективности, но и не в состоянии заменить собой позитивное раскрытие реальности. Оно – не зеркало и не окно, а скорее витраж, указывающий нам на источник света, но делающий видимым лишь строй своих узоров. Понятие бытия играет в философии роль, сходную с ролью философии в системе наук: любое содержание, попадающее в поле понятия бытия, обнаруживает в себе границу с внетеоретической реальностью (что соответствует и роли глагола "быть" в языке) и открывает пространство, в котором можно достраивать содержание, правда лишь теоретически, до полноты его смысла.

Вместе с понятиями  и темами, вовлеченными им в мышление, "бытие" строит схемы, не совпадающие  с эмпирической действительностью, но и не ограничивающиеся рамками идеальности. Являясь как бы прафеноменом философского понятия, категория бытия доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели. Этим понятием – своего рода хранителем целостности универсума в мышлении – в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории философии простейшим (а из доказуемых – единственным) способом мыслимости абсолюта. 7

 

 

 

Заключение

 

В философии нет более фундаментальной проблемы, чем выяснение сущности бытия. С самого начала становления философии мыслители пытались уяснить смысл всего существующего, и в настоящее время эта проблема остается одной из главных в философии.

Необходимо различать:

1) обыденный смысл понятия «бытия», совпадающий с такими понятиями, как «существовать», «быть», «есть», «находиться в наличии», где фиксируется факт существования какого-то явления, предмета, процесса;

2) сугубо философский  смысл категории «бытия».

Со времен античности в философии различают «бытие» и «сущее». Под «сущим» понимают совокупность вещей и процессов, бесконечно многообразных в своих проявлениях, с которыми сталкивается человек при первых же попытках понять самого себя и окружающую его действительность.  Бытие – есть начало, «чистое» существование, не имеющее причины. Оно начало, причина самого себя, самодостаточная, ни к чему не  сводимая, ни из чего не выводимая, обеспечивающая миру порядок, стабильность и развитие. Бытие – это то, что обеспечивает существование. Бытие — это последнее, о чем еще можно спрашивать: последнее таково, что за ним уже ничего не стоит, оно сущность самого себя.

Первую философскую  концепцию бытия выдвинули досократики. Античные мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего.  Практически все более или менее известные философы этого периода прямо или косвенно анализировали проблему бытия, соотнося ее с вечным и совершенным космосом (космоцентризм), в подавляющем большинстве отождествляя бытие с проявлениями или свойствами предметно-чувственного мира.

Заслуга выделения категории  «бытия» как предмета философского анализа принадлежит Пармениду, он же, в отличие от всех предыдущих философов, обосновал неизменную сущность истинного бытия. Бытие едино, неделимо, совершенно неизменно и неподвижно. Оно не возникало и не может погибнуть, ибо помимо него ничего нет и быть не может, оно похоже «на глыбу совершенно круглого шара».

Значительный вклад  в трактовку бытия внес Платон, выделяя «истинное бытие» - мир «чистых идей», и противопоставляя его «чувственному бытию». Платон впервые структурировал бытие, включив в него все сущее.

Платоновская концепция  объективно-идеалистической трактовки  бытия получила дальнейшее развитие в средневековой христианской философии. «Истинное бытие» – бытие Бога, стоящее над сотворенным им, «неистинным бытием», определила историю становления и развития человечества, а также жизнь каждого отдельного человека. «Град божий» и «град земной» разделили людей на праведников и живущих в грехе, на достойных вечной, посмертной жизни в полном единении с Богом и на обреченных своим выбором на всевозможные наказания и муки ада после смерти.

В механистической картине  мира XVII-XVIII вв. бытие отождествляется с физической реальностью, веществом, атомами. Но в этот период в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей основы мира, философская категория субстанция. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа, основание, носитель); как конкретная индивидуальность; как сущностное свойство; как то, что способно к самостоятельному существованию; как логический субъект и т.д.

В XX веке в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка, а в школах такого направления, как неопозитивизм, проблема бытия в философии была объявлена псевдопроблемой наряду со многими традиционными проблемами философии. Наиболее глубокий анализ категории бытия в XX веке связан с философией экзистенциализма, сводящий проблему бытия к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие.

Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? «Бытие» противопоставляется «небытию». Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует.

Для подавляющего большинства  философских систем понятие «бытие»  понималась как исходный, основополагающий момент всех последующих рассуждений. В диалектических концепциях понятия бытия и небытия рассматривались как противоположности, предполагающие друг друга, как диалектическое единство при определяющей роли бытия. Однако, наряду с этими представлениями, существовали попытки понятие «бытие» вывести из «небытия». В современных условиях существования человеческой цивилизации возрождение интереса к «небытию», связано с целым рядом глобальных проблем, способных весь мир превратить в «небытие».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Барулин В.С. Социальная философия. М.: ФАИР-Пресс, 2006.
  2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: 1986.
  3. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 2006.
  4. Лосев А.Ф. Бытие – имя – космос. М.: Мысль, 1993.
  5. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М.: РОСПЭН, 1997.
  6. Очерки по истории философии /Под общ. ред. Садовникова В.Н. СПб., ГИТМО, 2005.
  7. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

1 Очерки по истории философии /Под общ. ред. Садовникова В.Н. СПб., ГИТМО, 2005.

2 Барулин В.С. Социальная философия. М.: ФАИР-Пресс, 2006.

3 Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 2006.

4 Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: 2006.

5 Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 2006.

6 Барулин В.С. Социальная философия. М.: ФАИР-Пресс, 2006.

7 Очерки по истории философии /Под общ. ред. Садовникова В.Н. СПб., ГИТМО, 2005.




Информация о работе Основные концепции бытия в их историческом развитии