Основные концепции происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 15:53, практическая работа

Описание работы

Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (им обычно является какое-то животное или реже — растение либо неодушевленный предмет) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу, дал им оружие, обряды и обычаи.

Файлы: 1 файл

Задание1,2,3.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Основные концепции происхождения человека.

 

 Проблема человека–центральная  проблема философии. В первую очередь она связана с выяснением его происхождения и сущности. На протяжении всей истории философии, да и сегодня, эта проблема по-прежнему является актуальной.

Существуют пять основных концепций происхождения человека:

1. Креационистская концепция —  человек сотворен Богом или  мировым разумом;

Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (им обычно является какое-то животное или реже — растение либо неодушевленный предмет) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу, дал им оружие, обряды и обычаи.

 В языческих религиях, которые  основаны на вере во множество  богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением  этих богов. Так, древние шумеры  считали, что первые люди были  созданы богами из глины, чтобы  те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Так, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу и низшим женским богосуществам (наядам, дриадам и т.д.).

 В монотеистических религиях, таких, как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека.

 Так, в Библии, священной книге  христиан, рассказывается, что на  шестой день творения Бог сотворил  человека по своему образу  и подобию, чтобы тот владел  всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.

 Коран повествует о том, как  Аллах создал человека из эссенции  глины, превратил ее в каплю, создал  из нее сгусток крови, затем  кусок мяса и кости, после этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Независимо от конкретной версии (христианство, иудаизм, ислам и др.) сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные процессы, сопровождавшие и составляющие божественный акт творения, — тайна.

 

2. Биологическая концепция —  человек произошел от общих  с обезьянами предков путем  накопления биологических изменений; Симиальная концепция антропогенеза. Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч. Дарвином, который в 1871 г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два очень важных положения:

- человек произошел от животных  предков;

- человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

 Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.

1. Для человека и животных  характерны одинаковые вещественный  состав, строение и поведение. Чем  выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Сравнительный анализ показал, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%;

2. Человеческий зародыш проходит  в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных стадиях  эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон;

3. О родстве человека с животными  свидетельствует также наличие  у человека атавизмов и рудиментарных  органов;

4. Данные генетики также подтверждают  преемственность между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60—70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека также есть гены, унаследованные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков, и т.п.

 Отличия человека от животных :

1. Способность к понятийному  мышлению. В отличие от человека, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей;

2. Речь. У животных может быть  очень развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Тем не менее общение между ними идет на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека;

3. Способность к труду. Третье  важнейшее отличие человека от  животных —способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки  как орудия для доставания плодов. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно это отличие позволяет утверждать, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, что труд создал человека.

 

3. Трудовая концепция — в  появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей; Если симиальная концепция отвечает на вопрос о том, кто был предшественником человека, от кого он произошел, то на вопрос о причинах превращения обезьяноподобных предков в человека пытается дать трудовая концепция, суть которой изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». По словам Энгельса, труд создал человека.

 Переломный момент в процессе  перехода от обезьяны к человеку  был связан с формированием условий, при которых человек мог начать трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга. Они вызвали перестройку телесной организации ископаемого предка, привели к его очеловечиванию.

 Переход к прямохождению  был обусловлен сменой древесного  образа жизни на наземный в  связи с наступлением ледникового  периода.

Поскольку перемещение на двух конечностях сложнее, чем на четырех, и требует быстрого ориентирования, координации тела и работы конечностей, это, в свою очередь, повлекло изменение анатомического строения мозга. Средний объем мозга австралопитека был таким же, как у современных человекообразных обезьян, но по сложности значительно превосходил их.

4. Мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе; Причины появления мутаций такого рода могли быть самыми разными. Рассмотрим наиболее вероятные из них.

 Одной из возможных причин  могло быть влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по двум направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего, ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Л. Чижевским в 30-е гг. XX в. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям у древних обезьян.

 В качестве еще одной причины  мутаций ученые называют периодическую  смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних четырех  миллионов лет Северный и Южный  магнитные полюса менялись четырежды. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в два раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. Автор этой гипотезы, отечественный антрополог Г.Н. Матюшкин, выявил совпадение датировки многочисленных находок останков гоминид в Африке с периодами смены полярности геомагнитного поля.

 Дополнительным фактором, вызвавшим  появление непосредственных предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн. лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнажились залежи урановых руд. Этот естественный атомный реактор, появившийся миллионы лет назад, существует и в наши дни. Он интенсивно влиял на приматов, которые жили в пещерах, расположенных вблизи от него, вызывая мутации разного рода. Кроме повышенной радиации в Восточной Африке наблюдалась интенсивная вулканическая деятельность, часто случались землетрясения. При этом на поверхность Земли всегда выбрасывается огромное количество веществ, являющихся мутагенами. Все это также создавало условия как для повышения частоты мутаций, так и для более активного естественного отбора.

 В 1960-е гг. ученым удалось  выяснить, что источником генетических  мутаций может быть не только  радиация, но и стресс, запредельные  нервные нагрузки. Стресс — это  острая гормональная реакция  организма на ситуацию резкого расхождения между нужным результатом и наличными условиями. При этом возникают резко отрицательные эмоции, вспышки страха, гнева и т.д. По мнению антропологов и палеопсихологов, в ситуации резкого изменения климата, вызвавшего сокращение жизненных ресурсов, стресс вызывался частым голодом. Результатом было расшатывание иммунной системы и наследственного аппарата.

 Но естественная радиация  и другие мутагенные факторы  могли быть только спусковым  крючком начавшегося процесса  превращения обезьяны в человека. Считается, что при этом наблюдался синдром Бьюси-Клювера, приведший к кризису чисто животного способа существования. Он проявлялся в том, что радиация повреждала некоторые участки мозга — миндалевидное ядро, поясную извилину или мозговой свод. Это приводило к огрублению и сокращению хватательных функций задних конечностей, которые отныне должны были служить лишь средством передвижения по земле. Кроме того, у высших приматов начинали размываться половые циклы, и появлялась способность к деторождению в течение всего года. Власть инстинктов ослабевала, вместо них формировались символические способы хранения и передачи необходимой для выживания информации, поэтому правила жизни начали преобразовываться.

 Влияние радиации на изменчивость  организма несомненно. Любая доза радиации может вызвать изменения в наследственном аппарате и привести к рождению детей, сильно отклоняющихся от нормы. Родителям такие дети могут казаться уродами. Тем не менее, они могут быть способны к дальнейшему воспроизводству, при котором появившиеся у них изменения будут сохранены.

 Так, скорее всего, и обстояло  дело с человеческими предками. Произошедшие мутации сократили  число хромосом. Известно, что у  низших обезьян число хромосом  колеблется от 54 до 78, а у высших  — их 48. Число хромосом у человека равно 46, т.е. у человека всегда на две хромосомы меньше, чем у высших обезьян. Поэтому итальянский генетик Б. Кларелли высказал гипотезу о слиянии у далекого предка двух пар хромосом, в результате чего их число сократилось, при этом укрепились те хромосомы, которые отвечали за развитие мозга и нервной системы. Это предположение косвенно подтверждается тем, что в соматических клетках некоторых людей встречается аномальный набор хромосом (XXY — у женщин и XYY — у мужчин). Он обычно сопровождается умственной отсталостью и повышенной агрессивностью. Появление лишней хромосомы считают генетическим атавизмом.

 Таким образом, с точки зрения  данной концепции, человек — это  обезьяний урод. Поэтому высшие  обезьяны имеют высокое морфологическое и биохимическое сходство с человеком — состав белков крови и тканей, а также структура ДНК не совпадают лишь на 1%.

 Мутанта, ставшего предком человека, в обычных условиях ждала неминуемая  гибель. Но он сумел этого избежать, поскольку стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру. Иными словами, он стал человеком.

5. Космическая концепция. На основе анализа исторических документов и изучения необычных природных объектов выдвигается тезис о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеовизит). Сторонники космической концепции исходят из того, что появление человека на Земле — результат вмешательства инопланетян. Это могло быть или осуществлением заранее намеченной цели — распространение разума на подходящих планетах, или результатом несчастного случая — аварии космического корабля инопланетян, заставившей их остаться на Земле, и их последующего одичания. Предполагается, что «космические пришельцы» способствовали созданию как мужской, так и женской особей и тем самым дали толчок становлению и развитию человечества. Подтверждением родства человека и животных являются следующие факты:

 

 

 

 

 

2. Понятие социальной  общности. Классификация социальных общностей.

 

 

Понятие «социальная общность» - базовая категория социологии, раскрывающая источник и развитие социального. В данной категории соединяются макро- и микроуровни социологического анализа: поведение конкретных людей, массовые процессы, культуры, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли ожидания и т. п.

Информация о работе Основные концепции происхождения человека