Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:03, реферат
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.
Основные методы научного познания
Как подчеркивал Гегель, не только результат
исследования, но и путь, ведущий
к нему, должен быть истинным. Метод -
это совокупность правил поведения и требований
к деятельности, сформулированных на основе
знаний о свойствах объективной реальности.
Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий
путнику дорогу в темноте.
Существуют различные типы классификации
методов, в совокупности образующих методологию,
которая понимается и как система принципов
и способов организации и построения теоретической
и практической деятельности, и как учение
об этой системе.
Остановимся лишь на одном, но важном,
разделении всех методов на две большие
группы - на методы эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы не вытекают из сущности
объекта, а поэтому содержат в себе много
субъективных моментов. Но они таковы
только в том случае, если не входят как
необходимый момент в сферу действия системы
методов теоретических, которые построены
на единстве предмета и метода. Поскольку
теоретические методы выступают способом
организации субъектом своей деятельности
в соответствии с сущностью предмета,
то эмпирические методы, вовлеченные в
сферу действия теории, получают внутри
нее направленность и объективность.
Познание начинается с наблюдения. Наблюдение -
это метод направленного отражения характеристик
предмета, позволяющий составить определенное
представление о наблюдаемом явлении.
В блок процедур наблюдения входят описание,
измерение, сравнение.
Эксперимент -
это более эффективный метод, отличающийся
от наблюдения тем, что исследователь
с помощью эксперимента активно воздействует
на предмет путем создания искусственных
условий, необходимых для выявления ранее
неизвестных свойств предмета.
Метод моделирования основан на создании
модели, которая является заместителем
реального объекта в силу определенного
сходства с ним. Главная функция моделирования,
если брать его в самом широком понимании,
состоит в материализации, опредмечивании
идеального. Построение и исследование
модели равнозначно исследованию и построению
моделируемого объекта, с той лишь разницей,
что второе совершается материально, а
первое - идеально, не затрагивая самого
моделируемого объекта. Из этого вытекает
вторая важная функция модели в научном
познании - модель выступает программой
действия по предстоящему построению,
сооружению моделируемого объекта.
Анализ
и синтез. Эмпирический анализ - это
просто разложение целого на его составные,
более простые элементарные части. Синтез
- это, наоборот, - соединение компонентов
сложного явления. Теоретический анализ
предусматривает выделение в объекте
основного и существенного, незаметного
эмпирическому зрению. Аналитический
метод при этом включает в себя результаты
абстрагирования, упрощения, формализации.
Теоретический синтез - это расширяющее
знание, конструирующее нечто новое, выходящее
за рамки имеющейся основы.
Индукция
и дедукция. Индукция может быть определена
как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего.
Дедукция - это метод перехода от знания
общих закономерностей к частному их проявлению.
Теоретическая индукция и основанная
на ней дедукция отличаются от эмпирических
индукции и дедукции тем, что они основаны
не на поисках абстрактно-общего, одинакового
в разных предметах и фактах ("Все лебеди
- белы"), а на поисках конкретно-всеобщего,
на поисках закона существования и развития
исследуемой системы.
Исторический
и логический методы основаны на диалектике,
т. е. взаимопревращении, исторического
и логического: изучая историю, мы познаем
ее объективную логику, изучая же предмет
логически, мы реконструируем его историю.
Историзм может быть абстрактным и конкретным.
Абстрактный историзм - это эмпирический
метод хронологического описания событий
без глубокого понимания их сути.
Интегрирующим научным
методом, включающим в себя все предыдущие
методы как моменты, является метод восхождения
от абстрактного к конкретному. Это теоретический
системный метод, состоящий в таком движении
мысли, которое ведет исследователя ко
все более полному, всестороннему воспроизведению
предмета. В процессе такого движения
теоретической мысли можно выделить три
этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно,
чувственно-конкретно данного предмета,
2) этап восхождения от чувственно-конкретного
к исходной абстракции, к познанию сущности
предмета, 3) этап возвращения к "покинутому"
в процессе абстрагирования предмету
на основе знания его собственной сущности,
т. е. этап восхождения от исходной абстракции
к целостному теоретически-конкретному
понятию предмета; это путь к конкретному,
сущностному научному мышлению, способному
опредметиться в практике.
Для образного восприятия
всего сказанного о содержании теории
познания приведем специальную таблицу,
координирующую принципы, формы и методы
научного познания (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные принципы познания |
Основные формы познания |
Основные методы познания |
Принцип единства объективного и субъективного (принцип деятельностного отражения) |
Чувственная и рациональная Формальная и содержательная |
Наблюдение Эксперимент Моделирование Анализ и синтез |
Принцип единства исторического и логического (принцип историзма) |
Эмпирическая и теоретическая (факт, идея, гипотеза, теория) |
Индукция и дедукция Исторический и логический методы |
Принцип единства абстрактного и конкретного (принцип конкретности истины) |
Истина |
Метод восхождения от абстрактного к конкретному |
Как можно видеть, каждый
столбец начинается с наиболее простого
элемента, и чем ниже опускаем мы
свой взгляд, тем с более и более
сложными, конкретными принципами,
формами и методами имеем дело.
Однако каждый предыдущий элемент при
этом не исчезает, а остается в последующем
элементе в подчиненном и