И. Нахов так
определил онтологию кинизма и ее взаимосвязь с этикой.
«Этика, составляющая «душу» кинизма,
связана с его сенсуалистским материализмом,
не оставляющим места для религиозной
морали, а также с логическим сингуляризмом
и номинализмом». Там же. - С. 8. Если выразить эту мысль
проще, мир таков, как он нам представляется,
нужно уживаться с этим миром и не требовать
от него больше чем он может дать. Можно
сказать, что в этом подходе есть определенное
предвестие эмпиризма, хотя основные свои
взгляды киники все равно определяли теоретически
и не могли отказаться от представлений
о Едином.
Исходя из
своих представлений они требовали
соответствия этической позиции
и поступков философа, проповедовали
не сколько словом, сколько делом.
Практика выше теоретического познания,
хотя эта практика - еще не эмпирический эксперимент,
а только поступки. См.: Там же. - С. 9.
Такая естественная
гносеология дала соответствующий
толчок более позднему материализму
Эпикура, стоической морали и христианству.
Таким образом,
она проповедовала чувственное
постижение мира, чем в свое время сослужила
большую службу для развития экспериментальной
науки.
Заключение
Как видим, в
античном мире и, прежде всего в Древней
Греции, сложились все основные гносеологические
предпосылки. Античная проблематика стала
проблематикой всей европейской философии на
тысячелетия. Просуществовав в Древнем
Риме, как повтор греческих образцов в
различных формах неоплатонизма, эпикурейства,
стоицизма и аристотелизма, она легла
в основу христианского мировоззрения
и она же составила главную проблему рационализма
и классической философии.
В самом античном
мире гносеология содействовала
развитию математики. Хотя занятия
мыслителей были шире, чем вмещает
современная философия. Фактически,
философия вмещала в себя все
науки, все искусства, мифологию, религию и практическую мораль.
Вероятно, эта традиция привела к сегодняшнему
западному подходу к научным званиям.
Ученый из любой области науки воспринимается
как философ.
Но главное
заключается в том, что греческий
миф о единстве и целостности
бытия определил структуру, направленность
и проблемы европейской философии. Попытка
совместить этику, ценностные установки,
политическую теорию и естествознание
привела к созданию сложных элитарных
систем. Эмпирическое знание об изменчивости
и теоретическое желание ухватить неизменную
сущность вещи соединенные с той или иной
формой социально-этического проекта
влияли на терминологию, восприятие мира.
Это создавало противоречия в гносеологических
рекомендациях.
Эти противоречия
сгладила эпоха средневековья. Схоласты
не имели нужды доказывать бренность
этого мира и имели жесткое абсолютное
основание для своих теорий. Этим основанием
было бытие Бога.
Но как
только научный прогресс привел к
возникновению эмпирического знания
и эмпирической философии, а идея
Бога утратила свою абсолютность, философия
вернулась к проблемам, с которыми столкнулись
Сократ, Платон, Аристотель и их последователи.
Попытки Канта отделить вещь саму по себе
от явлений, аналогичны подходу Аристотеля
к познавательным процессам, когда последний
отделял сущность от существования.
Диалектика
Гегеля впитала в себя проблематику
Гераклита, чтобы через законы развития
опровергнуть тезис Канта о пределах
познания.
Субъективизм,
экзистенциализм, феноменология, материалистическая
диалектика и другие современные
философские школы, так или иначе,
повторяют идеи, которые на заре человечества
появились в учениях греческих мудрецов.
Поэтому история античной
философии остается актуальной, а
процессы возникновения тех или
иных теорий многое могут подсказать
современному ученому и философу.
Список литературы.
1. Антология кинизма:
Философия неприятия и протеста/ Под ред.
И. Нахова. - М.: ТЕРРА, 1996. - С. 7.
2.
Диоген Лаэртский. О жизни,
учениях и изречениях знаменитых
философов// АН СССР, Ин-т философии;
Общ. Ред. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль,
1979. - С. 103.
3.
Каутский К. Происхождение христианства.
- М.: Политиздат, 1990. - 463 с.
4.
Поппер К.Р. Открытое общество
и его враги. - М.: Феникс, Культурная
инициатива, 1992. - Т. 1.
5.
Сафонов В.И. Политические взгляды
Аристотеля// Социально-политический журнал
(Социально-гуманитарные знания). - 1998.
- N 4. - С. 181 - 182.
6.
Серебряков Ф.Ф. Истоки и основания
философии. - Казань: Унипресс, 1998. - С. 38.
7.
Соловьев В.С. Жизненная драма
Платона// Сочинения в 2 т. - М.: Мысль,
1990. - Т. 2. - С. 582 - 625.
8.
Философский словарь// Под ред.
М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. - М.:
Политиздат, 1968. - С. 22.
9.
Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы:
Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков:
Фолио, 1998. - С. 297.