Основные направления древнегреческой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

В классическом представлении европейская философия развивалась от онтологии в античности до гносеологии Нового времени и современной аксиологии. Тогда как индийская и китайская философии всегда были по преимуществу аксиологическими. Но и теория познания, и теория ценностей в Европе, как правило, основывались на той или иной метафизике. На Востоке же представления о бытии и ценностные ориентации взаимоопределяли друг друга. Мир полон ценностей, другими словами одухотворен, и человеческий дух способен проникнуть в бытие как в собственную стихию, минуя при этом этап познания.

Содержание работы

Введение.
1. Борьба диалектиков и метафизиков в Древней Греции.
2.Подготовка формальной логики как ведущего метода античной гносеологии.
3. Учение Платона и Аристотеля. Перенос этического абсолюта на явления мира.
4.Киники и другие.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ контрол. работа.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

И. Нахов так  определил онтологию кинизма и ее взаимосвязь с этикой. «Этика, составляющая «душу» кинизма, связана с его сенсуалистским материализмом, не оставляющим места для религиозной морали, а также с логическим сингуляризмом и номинализмом». Там же. - С. 8. Если выразить эту мысль проще, мир таков, как он нам представляется, нужно уживаться с этим миром и не требовать от него больше чем он может дать. Можно сказать, что в этом подходе есть определенное предвестие эмпиризма, хотя основные свои взгляды киники все равно определяли теоретически и не могли отказаться от представлений о Едином.

Исходя из своих представлений они требовали  соответствия этической позиции  и поступков философа, проповедовали  не сколько словом, сколько делом. Практика выше теоретического познания, хотя эта практика - еще не эмпирический эксперимент, а только поступки. См.: Там же. - С. 9.

Такая естественная гносеология дала соответствующий  толчок более позднему материализму Эпикура, стоической морали и христианству.

Таким образом, она проповедовала чувственное  постижение мира, чем в свое время сослужила большую службу для развития экспериментальной науки.

Заключение

Как видим, в  античном мире и, прежде всего в Древней  Греции, сложились все основные гносеологические предпосылки. Античная проблематика стала  проблематикой всей европейской философии на тысячелетия. Просуществовав в Древнем Риме, как повтор греческих образцов в различных формах неоплатонизма, эпикурейства, стоицизма и аристотелизма, она легла в основу христианского мировоззрения и она же составила главную проблему рационализма и классической философии.

В самом античном мире гносеология содействовала  развитию математики. Хотя занятия  мыслителей были шире, чем вмещает  современная философия. Фактически, философия вмещала в себя все  науки, все искусства, мифологию, религию и практическую мораль. Вероятно, эта традиция привела к сегодняшнему западному подходу к научным званиям. Ученый из любой области науки воспринимается как философ.

Но главное  заключается в том, что греческий  миф о единстве и целостности  бытия определил структуру, направленность и проблемы европейской философии. Попытка совместить этику, ценностные установки, политическую теорию и естествознание привела к созданию сложных элитарных систем. Эмпирическое знание об изменчивости и теоретическое желание ухватить неизменную сущность вещи соединенные с той или иной формой социально-этического проекта влияли на терминологию, восприятие мира. Это создавало противоречия в гносеологических рекомендациях.

Эти противоречия сгладила эпоха средневековья. Схоласты не имели нужды доказывать бренность этого мира и имели жесткое абсолютное основание для своих теорий. Этим основанием было бытие Бога.

Но как  только научный прогресс привел к  возникновению эмпирического знания и эмпирической философии, а идея Бога утратила свою абсолютность, философия вернулась к проблемам, с которыми столкнулись Сократ, Платон, Аристотель и их последователи. Попытки Канта отделить вещь саму по себе от явлений, аналогичны подходу Аристотеля к познавательным процессам, когда последний отделял сущность от существования.

Диалектика  Гегеля впитала в себя проблематику Гераклита, чтобы через законы развития опровергнуть тезис Канта о пределах познания.

Субъективизм, экзистенциализм, феноменология, материалистическая диалектика и другие современные  философские школы, так или иначе, повторяют идеи, которые на заре человечества появились в учениях греческих мудрецов.

Поэтому история античной философии остается актуальной, а  процессы возникновения тех или  иных теорий многое могут подсказать современному ученому и философу.

Список литературы.

1. Антология кинизма: Философия неприятия и протеста/ Под ред. И. Нахова. - М.: ТЕРРА, 1996. - С. 7.

2. Диоген Лаэртский. О жизни,  учениях и изречениях знаменитых  философов// АН СССР, Ин-т философии;  Общ. Ред. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1979. - С. 103.

3. Каутский К. Происхождение христианства. - М.: Политиздат, 1990. - 463 с.

4. Поппер К.Р. Открытое общество  и его враги. - М.: Феникс, Культурная  инициатива, 1992. - Т. 1.

5. Сафонов В.И. Политические взгляды  Аристотеля// Социально-политический журнал (Социально-гуманитарные знания). - 1998. - N 4. - С. 181 - 182.

6. Серебряков Ф.Ф. Истоки и основания  философии. - Казань: Унипресс, 1998. - С. 38.

7. Соловьев В.С. Жизненная драма  Платона// Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 582 - 625.

8. Философский словарь// Под ред.  М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. - М.: Политиздат, 1968. - С. 22.

9. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы:  Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков:  Фолио, 1998. - С. 297.


Информация о работе Основные направления древнегреческой философии