Основные направления и школы древнеиндийской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 12:08, контрольная работа

Описание работы

Возникновение философии относится к VI в. до н.э. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью (неразделенностью), в нем все находится в единстве и нерасчленённости: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер.

Файлы: 1 файл

КР 1.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Начиная с III в. до н.э. происходит процесс слияния легизма и конфуцианства в единое учение, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

ШКОЛА СТОРОННИКОВ ИНЬ И ЯН. Инь и Ян в Китае – два начала (духа). Ян – это мужское, светлое и активное начало. Оно управляет небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. Ян и Инь могут действовать только в соединении своих сил. В IV-III вв. до н. э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь и пятью первоначалами, стихиями – усин.

Отношение между первоначалами характеризовалось двумя особенностями: взаимопорожением и взаимопреодолением. Взаимопорожение имело такую последовательность первоначал: дерево, огонь, земля, металл, вода; дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода опять порождает дерево и т. д. Последовательность начал с точки зрения взаимопреодоления была другой: вода, огонь, металл, дерево, земля; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д.

 

  1. Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия

В Индии Восточная философия развивалась в противоречиях между неортодоксальными и ортодоксальными школами. Неортодоксальные школы не признавали авторитета Вед, в отличие от ортодоксальных школ, которые признавали авторитет Вед и опирались на них.

В Китае Восточная философия развивалась в противоречиях между:

1. Конфуцианством и даосизмом. Дао зависит у Конфуция от  воспитания и образования и не является у него первичным и самостоятельным началом. Таковым у Конфуция выступает Небо, которое и определяет дао. В даосизме же, наоборот, небо, как и все остальное, зависит от воли дао, которое является самостоятельным началом.

2. Конфуцианством и моизмом. Основатель моизма Мо-цзы, рассматривая выгоду как содержание и цель человеколюбия и долга, развивал концепцию утилитаризма, согласно которой моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, от которого было свободно учение Конфуция. Для последнего именно долг, гуманность стояли на первом месте. Также Мо-цзы выступил против конфуцианской концепции о "воле Неба", выдвинув теорию "отрицания воли Неба".

3. Конфуцианством и легизмом. Конфуцианство исходило из нравственных  качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью.

 

 

Заключение.

Древневосточная философия представляет собой большую культурную ценность для всего человечества. Ее идеи были интегрированы в духовную среду Запада. Известные литераторы Европы и России неоднократно обращались к ней исключительно в положительном смысле. Можно утверждать, что философская культура Древнего Востока не замкнулась в себе и проложила дорогу на Запад. Было рассмотрено два главных направления Восточной философии - индийская и китайская философии.

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности. В этом, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести.

Древнекитайскую философию отличает следующее. Выйдя из глубин мифологически-религиозного мировоззрения, она сохранила его общие структуры и стабильный круг проблем и понятий. Философские размышления носили отчетливо выраженный практический характер, они были сориентированы на решение морально-этических и социально-политических проблем. Реальная древнекитайская философия весьма богата направлениями, школами и именами, которые прошли через всю историю китайского общества и оставили в ней яркий и неизгладимый идейный след.

Есть, однако, у Древневосточной философии и другая сторона. Как и каждая далёкая от нас философия прошлого, она несет неразгаданные идеи, значение которых раскрывается порой неожиданно в связи с более поздними находками человеческой мысли, открытиями в науке, поисками смысла бытия.

 

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014
  2. История китайской философии. – М.: Прогресс, 1989
  3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая)/Под ред. Н.В.Мотрошиловой: 1996
  4. Китайская философия и современная цивилизация. – М.: 1997
  5. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.I, СПб "Стикс", 1994
  6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высшая школа, 2003
  7. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. – М.: 1955
  8. Философия: Энциклопедический словарь – М.: 2004. (Статьи: индийская философия, китайская философия)

 

1 Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. Т. 1. — Спб.: Стикс, 1994. — С. 244.

 

 


Информация о работе Основные направления и школы древнеиндийской философии