Основные положения диалектического материализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Задачами данной контрольной работы являются:
Рассмотреть теоретические предпосылки философии марксизма.
Выявить основные положения диалектического материализма.
Объяснить различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические предпосылки философии марксизма 5
Основные положения диалектического материализма 9
Различие между материализмом Л. Фейербаха и
материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса 12
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 40.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Лист

Введение                     3

  1. Теоретические предпосылки философии марксизма                      5
  2. Основные положения диалектического материализма        9
  3. Различие между материализмом Л. Фейербаха и

материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса            12

Заключение                         15

Список литературы                17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Марксистская философия  — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла  Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Она появилась в 40-х годах XIX столетия. Данное философское учение, в определённом смысле, можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии.

Марксизм был своеобразным теоретическим ответом на те вопросы, которые поставили перед людьми социально-экономические и политические процессы новейшей европейской истории. Мощный экономический подъем, стремительное развитие науки, исторический оптимизм просветителей, подтвержденный грандиозной системой Гегеля, с одной стороны, и нищета и беспомощность рабочей массы в молодом буржуазном обществе - с другой, вот истоки философии Маркса. Его учение было рождено ужасающим зрелищем социальной действительности на фоне научного прогресса, который, казалось, мог обеспечить человеку достойные условия жизни. Маркс был поражен бедственным положением людей среди мощных машин, предназначенных для того, чтобы сделать долю человека лучшей, но почему-то не сделавших этого.

Поэтому главной целью марксизма является разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Эта задача была решена. Создание Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) диалектико-материалистической философии опиралось и на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера.

Важнейшей предпосылкой философского, социологического и естественнонаучного характера диалектико-материалистической философии, созданной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, является немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.

В классически-чистом виде теория Карла Маркса сегодня имеет достаточно ограниченную, хотя и далеко не нулевую  актуальность.

Во-первых, марксизм актуален как классическая методология и  теория, остающаяся «работающей» в  той мере, в какой не изменились за последние сто с небольшим  лет основы общественной жизни человека.

 Во-вторых, классическая марксистская теория позволяет раскрыть взаимодействие социально-экономических отношений с материально-техническими основами экономики и социально-культурной жизнью, активностью человека.

Задачами данной контрольной  работы являются:

    1. Рассмотреть теоретические предпосылки философии марксизма.
    2. Выявить основные положения диалектического материализма.
    3. Объяснить различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Теоретические предпосылки философии

марксизма

 

Теоретическими  предпосылками  философии марксизма принято считать диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и материализм Людвига Фейербаха (1804-1872).

Философия Гегеля выступает  как чистая стихия мышления, восхождение  от абстрактного к конкретному.

По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. Соответственно этому тройственному делению  Гегель пишет книги: "Наука логики"; "Философия природы"; "Философия  духа". Эти книги образуют "Энциклопедию философских наук". Он считал, что мир есть саморазвитие абсолютного духа, который проходит три стадии: 1) Идея (тезис) — утверждение. 2) Природа (антитезис) — отрицание. 3) Дух (синтез) — отрицание отрицания.

Природа есть отрицание Идеи. Дух - возвращение Идеи к самой  себе. На этой стадии осуществляется синтез логической идеи и материальной природы, т. е. синтез мышления и бытия.

Гегель пытался объять единым взором все проблемы бытия, человеческого духа и представить их в систематизированном виде. В «Науке логики» он рассмотрел основные философские категории, проблемы человеческого мышления, познания, деятельности. В «Философии природы» он исследовал сущность мира, бытия природы. В «Философии духа» — проблемы человека и общества.

Главными особенностями  гегелевской системы обычно называют абсолютный идеализм и диалектику.

Считалось, что если идеализм заменить материализмом и его  соединить с диалектикой, то получается передовая философия, диалектический материализм.

Диалектика выступает у Гегеля как восхождение от абстрактного к конкретному, это переход идей, их соотношение, наконец, развитие. Диалектике идей соответствует диалектика единичных явлений, где обнаруживается качественно-количественное преобразование, соотношение противоположностей, развитие явлений. Здесь следует сделать одну оговорку: для Гегеля явление — это тоже идеи, диалектика явлений соответствует диалектике сущности. Настойчивое стремление Гегеля "погрузить" сферу реальных явлений непосредственно в идеи, в законы, представляется чрезмерным. Мир единичных реальных явлений на самом деле "вмещается" в мир идеального, но вместе с тем он относительно самостоятелен. Это последнее обстоятельство Гегель нередко игнорировал, давая повод своим оппонентам обвинить его в мистифицировании реального. Диалектика Гегеля явилась значительным шагом вперед в том смысле, что до Гегеля сложная жизнь понятий не учитывалась столь полно, как в гегелевской системе. Разумеется, гегелевские открытия не приходили в противоречия с задачами формализации логических операций. Гегель не отменил законы формальной логики, к которым он относился излишне критически, он их дополнил новыми представлениями. При этом, если не до конца, то отчасти, некоторые черты диалектики Гегеля были позднее формализованы. Гегелевский переход понятий выступает, например в математике, как доказательство, а оно формализуемо. Дедукция в науке фиксирует отношение сущности и явления. Сложнее обстоят дела с развитием идей, сколько-нибудь полно формализовать этот процесс пока не удается.

Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления, то, что он сам называл спекулятивным  мышлением.

Гегель стал творцом философии  как теории. Всякий, кто способен к теоретическому философствованию, неминуемо использует достижения гегелевского гения. Эти достижения — кратчайший и верный путь к сокровенным тайнам вообще всякого последовательного  мышления.

Сильной стороной диалектики Гегеля можно считать последовательность, стройность и упорядоченность предложенной им системы. Он рассматривает абсолютную идею начиная от ее начала, наблюдая развитие, выделяя в ней определенные этапы. Кроме того, именно Гегель дополнил идею развития глубоким философским содержанием, сформулировав законы процесса движения, изменения и развития.

Всеохватность мышления Гегеля, его систематизм имели некоторые  отрицательные эффекты. Он смотрел  на человеческую жизнь и человека с высоты птичьего полета, поэтому  его мало интересовала конкретная жизнь  человека. Он даже говорил о ничтожности  индивидуального сознания. Его философия - философия абсолютного-мирового духа. В абсолютном духе всё как бы растворяется (как бог в природе у пантеистов). Природа, люди, их жизнь, сознание являются лишь отдельными ступенями развития мирового духа. Гегелю интересно целое (история), а детали его интересуют лишь в отношении к целому (как бы за лесом не замечает отдельных деревьев).

Недостатком диалектики Гегеля также считают преувеличение роли разума, его абсолютизация, что сводит все многообразие жизни к логически выведенным категориям и законам. Таким образом, возникает неумолимость действий, которые также неумолимо управляют миром.

Людвиг Фейербах был одним  из последних представителей немецкой классической философии.

Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел к критическому переосмыслению религии как типа сознания и далее, к критике философского идеализма. Он не просто подверг критике веру в Бога, не просто декларировал атеизм. Он искал корни возникновения идей, связанных с верой в Бога. С его точки зрения идею Бога породили страх и невежество. Бессилие человека перед силами природы в конечном счете вылилось в идею всемогущего существа, которое управляет поведением человека и от которого на человека исходит благодать или испытания. Фейербах считал, что Бог - это абсолютизированный обобществленный человек. Он выдвинул тезис: «Человек - человеку Бог». Каждый человек - это Бог, т. е. для каждого из нас любой человек, наделенный всеми самыми хорошими качествами, является Богом.

Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека. Человек для него не только духовное, но и телесное существо. Дух и материя слиты, нераздельны в человеке. Более того, он утверждал: «Бытие - это субъект, а мышление - предикат (нечто вторичное)». Мышление - свойство бытия.

Сильная сторона материализма Фейербаха заключается в том, что в ее центре не абсолютная идея, а обычный человек с его  надеждами, чувствами, духовными предпочтениями. Человек – Бог, это воодушевляет, вдохновляет на стремление к лучшему, к самосовершенствованию своей  души, жизни.

Крупнейшим недостатком  фейербаховского материализма была его созерцательность, то есть невнимание к активной практической деятельности человека. Единство субъекта и объекта Фейербах принимал лишь в рамках человеческого тела, считая мышление субъектом, а физическую организацию человека объектом.

Марксистская философия  возникла на стыке гегелевской философии и фейербаховского материализма.

Диалектический материализм  возник в 40-х годах 19 века и стал своеобразным революционным скачком в развитии философии из старого состояния  в новое состояние, положивший начало новому мировоззрению.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Основные положения диалектического материализма

 

Диалектический материализм — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму:

  1. материя — единственная основа мира;
  2. мышление — неотъемлемое свойство материи;
  3. движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

Карл Маркс и Фридрих  Энгельс стали основоположниками  марксизма, философией которого стал диалектический материализм. Как у любого философского направления, у диалектического  материализма есть свои основные положения.

Диалектический метод  и философский материализм взаимно  проникают друг друга, находятся  в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс  и Энгельс распространили его  на познание общественных явлений.

Диалектический материализм  возник как неотъемлемая составная  часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи  с практикой революционного рабочего движения.

Два философа смогли соединить  диалектику и материализм. В центре внимания философии марксизма оказались  проблемы общества и социальной жизни. Карл Маркс считал, что главное звено любой общественной системы лежит не в области религии, а в материально – экономической области общества. Материализм – самая легкая и общедоступная философия: вера в вещи, в тела, в материальные блага, как в единственно верную реальность мира. Если материя есть низшая и простейшая ступень бытия, то материализм есть низшая и простейшая ступень философии.

С другой стороны такой  материализм принижает мир науки, культуры, духовности и нравственности. Маркс считал, что базис развития – это противоречие и борьба классов. Именно так он рассматривал и понимал историю.

Энгельс писал, что задача диалектического материализма заключалась  в том, чтобы свести науку об обществе с «материалистическим основанием». В роли такого «материалистического основания» должна стать практика как  общественная преобразующая деятельность людей. Главным образом, речь идет именно об их производственной деятельности, способе производства материальных благ и складывающихся на его основе производственно – экономических  отношениях между самими людьми. Данные факторы прямо или косвенно воздействуют на содержание познавательной деятельности людей и в конечном счете на все стороны их жизни в обществе. Маркс высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой тогда, когда она начинает овладевать массами людей. А это будет происходить только тогда, когда эта теория будет выражать интересы масс.

Информация о работе Основные положения диалектического материализма