Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 23:52, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является попытка рассмотреть основные положения философии Фридриха Ницше.
Объект данной работы – философия Фридриха Ницше.
Предмет - основные положения философии Фридриха Ницше.
В реальном, биологическом мире Ницше для жалости, симпатии, помощи места нет. Ошибкой является вера в симпатию, как в наиболее ценное человеческое качество, потому что жалость преумножает страдания, делает людей слабыми, высасывает из них способность свободно и насильственно проявлять свою естественную волю к власти. В обществе, разделенном на бесправную массу («стадо») и аристократических властителей. «Жалость помогает стаду внушить нам чувство вины и заставить нас спасать тех, кто должен погибнуть из-за слабости и отрицания жизни. Наиболее освобождающее качество людей есть их воля к власти... Эго подчиняет и убивает. Оно действует как живая органическая клетка – она жестока и прибегает к насилью», - утверждает бесстрашный Ницше.
Сила и жестокость, с которыми одно государство подчиняет себе другое, индивиду недоступно. Государства не чувствуют испытываемой индивидом, связанным христианской моралью, ответственности за свои действия. Государства никогда не руководствуются христианской любовью к своему соседу. Действия государств наиболее ярко подтверждают, что по природе человек жесток и эгоистичен.
В свою очередь государство подавляет жестокие естественные инстинкты индивидов, их стремление обрести силу, удерживает их в состоянии «стада» путем внедрения в них моральных правил и табу.
Ницше отрицает социализм, демократию и анархизм, как исходящих из ложной идеи всеобщего равенства, отрицания существования высших и великих индивидов. В этих типах общественной организации он видит власть «стада», блокирующей творчество высших и более благородных типов людей. Ницше отбрасывает их в пользу аристократического идеала, в пользу существования и ценности высшей формы человека. Он верит в право на власть великих и талантливых лидеров, во власть класса элиты, при которой «стадо» лишено права контролировать деятельность выдающихся людей, в общество, в котором индивид может поступать в соответствии с его волей к власти.
Рабская мораль «стада» отвратительна, потому что рабы «банальны и скучны, услужливы и наивны, они защищаются с лишенной выражения, униженной улыбкой без тени индивидуального характера». Здоровая мораль господ контрастирует с болезненной моралью рабов. Рабы лишены четырех принципиальных добродетелей человека: «честности, смелости, щедрости и вежливости».
Воля к власти так же понималась Ницше как главная сила того, что он называл становлением - так сказать, “хроническим” процессом либо вечного возвращения одного и того же, либо беспорядочного хаотического изменения. Ницше известен как сторонник “вечного возвращения”. В основе мира Ницше мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии.
«Мы не известны себе самим, мы - познающие, - и тому имеется веская причина…» - пишет философ, развивая мысль о том, что люди могут считать себя сколь угодно образованными, утонченными, развитыми, но отсутствие мужества не позволяет им докапываться до того, что лежит в основе человеческого существования и морали. Ницше пытался положить конец этой напасти – самообману. Он стремился обнажить скрываемые факты, видя себя терапевтом, который в силах освободить читателей от культурных ограничений, удушающих все выдающееся. Но добытая свобода может оказаться непосильной. «Независимость – удел многих, - говорил Ницше. – Она – привилегия сильных».
По убеждению Ницше, отказываясь честно признать, что «жизнь есть просто воля к власти», мы обманываем сами себя. Он не был поборником демократического идеала равенства людей. Это учение, полагал он, только уравнивает выдающееся и посредственное. Индивиды различаются по способностям и талантам. Тем не менее, согласно Ницше, индивиды изо всех сил стремятся утвердить свою власть. Каждый неизменно рвется достичь и удержать господство. Эта склонность свидетельствует о том, что борьба - основной факт жизни. Идет жаркая схватка за вершины власти. Если кто – то спотыкается на самом верху, другой занимает его место.
Согласно мыслям философа, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это расслабляет и размягчает волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше: он гипертрофировал волю, особенно волю к власти, в широком смысле этого слова. Исследователи заметили, что при чтении работ философа остро чувствуется, как он «всласть описывает власть». По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных – как воля к большей власти или, если это приводит к успеху, как воля к справедливости, у самых сильных – как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли.
Ницше характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека, как главную особенность его деяний.
Понятие воли к власти оказывается у немецкого философа универсальным объяснительным принципом, с помощью которого он характеризует процесс непрерывного становления.
С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие увеличению или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на абсолютное зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать победу над тем, что стоит у него на пути.
Книга "Воля к власти" не была завершена Ф.Ницше и вышла в свет после смерти великого философа в реконструкции, предпринятой сотрудниками Архива Ницше. Тем не менее, эта книга стала восприниматься как главный труд Ницше, явилась событием мировой культуры и оказала влияние не только на философию, но и на всю историю XX века.
4. СВЕРХЧЕЛОВЕК И ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ
«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком», - так говорил Ф.Ницше.
Идея «сверхчеловека» - попытка создать культурно-нравственный идеал совершенного человека, достигаемый в перспективе реального будущего. Ницше находит воплощение своего идеала в таких исторических личностях, как Александр Великий, Цезарь, Август, Наполеон. Но это исключения из правил, случайность. По мнению Ницше, сверхчеловек новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo sapiens. Он должен быть создан путем усовершенствования, строгого, отбора и сознательного воспитания новой породы людей. Ницше не биолог и не политик. Поэтому его сверхчеловек это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая тенденции развития эпохи. Сверхчеловек должен соединить в себе до этого несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой.
Идеал сверхчеловека противопоставляется современному человеку, массовому индивиду, которого Ницше характеризовал крайне отрицательно. «Самый ничтожный человек последний, т.е. современный человек, потому что он не может презирать самого себя. Он самодоволен и жалок, заботится о своем здоровье, не переутомляется, уважает равенство, когда нет ни бедных, ни богатых, ибо то и другое слишком хлопотно. Все считают себя умными, считают, что знают все. У них есть свое удовольствие для дня и свое удовольствие для ночи, но здоровье выше всего.
Ницше своей идеей сверхчеловека стремится придать новый импульс развитию человека и общества. Он говорит: «Да, существующий человек слаб и ничтожен, и хуже всего то, что он при этом и самодоволен, старается не знать о своей ничтожности. Hо наиболее честные и свободные возненавидят свою слабость и объявят ей жестокую войну. Это и будет движением к сверхчеловеку, человеку будущего».
О новой морали, о человеке и сверхчеловеке Ницше пишет в своем произведении «Так говорил Заратустра». «Заратустра» происходит от «Зороастр», имени пророка и реформатора древнеиранской религии, получившей название зороастризма. Время жизни Зороастра относят к X-VII векам до н.э. Это необычное для европейской философия произведение. Философия, говорившая на языке абстракций, начинает говорить на языке художественных образов.
«Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя, - говорит Ницше, - что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Сверхчеловек - соль земли. Человек это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Опасно прохождение, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель, он переход и гибель».
Сверхчеловек должен стать целью, движение к которой направляется презрением человека к самому себе. Но путь к сверхчеловеку предполагает разрушение всех прежних ценностей представлений о добре и зле. Заратустра говорит о том, что он пришел разрушить старые скрижали ценностей.
Необходимо развенчать все прежние ценности, поскольку они противоречат самой жизни. Христианство Ницше считает моралью рабов, восставших против всего благородного и аристократического. Это бунт «недоделанных и неполноценных». Христианство стремится смирить человеческое сердце, стремится разрушить сильных, разбить их дух, использовать минуты усталости и слабости, превратить их гордую уверенность в беспокойство и тревогу. Ницше провозглашает смерть Бога. «Кто его убил? - спрашивает он, - Я вам скажу. Это мы его убили: я и вы. Мы его убийцы!» Убийство Бога в последовательном отказе от ценностей, которые всегда были в основании западной цивилизации.
Разрушительная работа духа начинается развенчанием образа Бога. Бог оказался призраком, созданным человеческим страданием. Ницше говорит, что страданием и бессилием созданы все потусторонние миры. Бог не явился из потустороннего мира, он был создан человеком, притом лишь бедной частью человека, его Я.
Надо отбросить столетиями насаждавшиеся чувства жалости и «любви к ближнему». Они были любовью к слабости, ко всем; низкому и недостойному в человеке. Любит человека тот, кто ненавидит его слабость и сражается с этой слабостью в себе и других. В этом есть и высшая любовь к жизни. Все, кто говорит любви и жалости к ближнему, в сущности презирают и ненавидят жизнь, стремятся к смерти, к потустороннему. Любовь и слабости есть презрение к жизни.
Уже было сказано о том, что главная цель Ницше - переоценка всех ценностей. С кем сражается Ницше? Он выбрал себе достойных противников. Это Будда, Платон, Иисус и их последователи. Общим для них, по мнению Ницше, является отвращение, презрение жизни, ко всему земному. Для Будды мир есть поток вечного становления, изменения, движения. В нем нет покоя. Отсутствие покоя есть беспокойство, тождественное страданию. Избавиться от страдания можно одним способом остановить поток, успокоить движение; Буддийские мудрецы знают, как это сделать: не оценивать, не хотеть, не созидать. Успокоив свое сознание, человек достигает желанного состояния нирваны. В основе такого отношения к миру лежит безусловная оценка неизменности, покоя, устойчивости как блага; высшего, желательного состояния, а изменения и движения как зла, состояния низшего и нежелательного.
Та же отрицательная оценка становления, движения, изменения, свойственного всему материальному, содержится в философии Платона. Но для Платона материальный мир это еще, не весь мир. Материальный мир бытие неподлинное, «неистинное». За ним скрывается истинное, вечное и неизменное бытие мир идеальный. Мудрый знает о его существовании и знает, как его достичь: надо очиститься от грязи материального, держать в чистоте свою бессмертную душу. Эти идеи позднее воспримет христианство.
Ницше считает, что обе эти точки зрения необходимо преодолеть. Они не отражают свойства самого бытия. Такое отношение к миру порождает слабая, усталая воля. Будда, Платон, Иисус и их последователи враги нового духа. Это достойные враги. К ним подобает относиться с ненавистью и уважением. Ненависть к ним вызвана тем, что они пытались заковать жизнь в оковы, убивали жизнь, убивали самое ценное в ней. А что в жизни самое ценное? Сильная воля, стремящаяся к господству, самопреодолению, изменению, творчеству. Это неразрывно связано с разрушением, злостью и кровью. Будда и Иисус своей проповедью ненасилия, сострадания, любви к ближнему устанавливают господство слабых над сильными, больных над здоровыми, что противоречит самой жизни, где должны торжествовать сила и здоровье.
Новая мораль не знает, что такое сострадание и «любовь к ближнему». Человек должен стать сильным или умереть. Здоровое тело и сильная воля источник радости. Они порождают свободный дух, для которого не существует внешних запретов, внешней морали. Для него нет Бога, он сам становится для себя Богом. Новый человек это не животное, отбросившее мораль и живущее инстинктами. Но и не монах, убивающий жизнь и живущий потусторонним. Новый человек сочетание силы и благородства. В нем тело и дух не находятся в борьбе и противоречии. Это сочетание высокого духа и здорового, сильного тела. Для сильного тела главная радость радость борьбы и побед. То же для сильного духа. Он презирает слабость в трусость и порожденную ими ложь. Сильный дух искренний и правдивый. Он ищет только достойных противников, которых можно уважать. Победа для него не самоцель. Важнее сам процесс, сама жизнь как игра и проявление внутренних сил. Именно избыток силы, здоровья, творческой мощи и радости главный источник жизненных проявлений для нового, совершенного человека.
У Ницше Заратустра танцующий мудрец. Он часто выплескивает свою радость и жизненную силу в танце. Сочетание силы и легкости должно быть в новом человеке.
Ницше соглашается с тем, что мир есть процесс становления, вечный поток изменений. Нет ничего бессмертного, вечного, неизменного. Нет Бога. Но это не значит, что жизнь обесценилась, превратилась в низость, зло и страдание. Страдает слабая и больная воля, слабое и больное тело. Для здорового и сального тела не нужен внешний источник радости. Оно само для себя радость и высшее проявление жизни.
Информация о работе Основные положения философии Фридриха Ницше