Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:14, контрольная работа
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзи-
стенциализма.
2. Проблема взаимодействия личности и общества в философии
экзистенциализма.
3. Приведите характерные высказывания из каких-либо произве-
дений представителей экзистенциализма и прокомментируйте их.
4. Список литературы.
Федеральное государственное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Философии и социологии»
Заочный факультет Экономики
Направление Финансы и кредит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Философия
Курс 2 № группы 211
Преподаватель Гладышев В.И.
Содержание:
1. Основные положения, понятия и проблемы философии экзи-
стенциализма.
2. Проблема взаимодействия
экзистенциализма.
3. Приведите характерные
дений представителей экзистенциализма и прокомментируйте их.
4. Список литературы.
1. Основные
положения, понятия и проблемы
философии экзистенциализма.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia
— существование), философия существования
— направление в философии XX века, акцентирующее
свое внимание на уникальности иррационального
бытия человека. Она характеризуется антисциентистской
направленностью и ориентирована на проблемы,
связанные с человеком, смыслом его бытия
в современном мире. Экзистенциализм развивался
параллельно родственным направлениям
персонализма и философской антропологии,
от которых он отличается прежде всего
идеей преодоления (а не раскрытия) человеком
собственной сущности и большим акцентом
на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское
направление никогда не существовал. Противоречивость
этого термина исходит из самого содержания
«экзистенции», так как она по определению
индивидуальна и неповторима, означает
переживания отдельно взятого индивида,
не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной
того, что практически никто из мыслителей,
причисляемых к экзистенциализму, не был
в действительности философом-экзистенциалистом.
Единственным, кто чётко выражал свою
принадлежность к этому направлению, был
Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена
в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм»,
где он и предпринял попытку обобщить
экзистенциалистские устремления отдельных
мыслителей начала XX века.
Надо сказать, что экзистенциалисты разрабатывают
свои учения в эпоху крупных исторических
потрясений, накануне 1-й мировой войны
в России (Лев Шестов, Николай Бердяев),
после войны – в Германии (М. Хайдеггер,
К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны
во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель
и др.). Во многом бессмысленная гибель
миллионов людей на полях сражений остро
поставила вопрос о смысле человеческого
бытия, разнообразных отношений между
личностью и обществом.
Своими предшественниками они считали
Кьеркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля.
В центр внимания экзистенциалисты решительно
ставили индивидуальные смысложизненные
вопросы (вины и ответственности , решения
и выбора , отношения человека к своему
призванию и к смерти). Проблемы науки,
морали, религии их интересовали преимущественно
в связи с этими вопросами и гораздо в
меньшей степени. Они отказываются от
рационалистического, теоретически развитого
знания и обнаруживают стремление вслушаться,
проникнуть в меняющиеся исторические
переживания человека, личности, существующей
здесь и теперь.
Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления
социальных потрясений, постигших европейскую
цивилизацию в первой половине ХХ-го века,
обратился к проблеме кризисных ситуаций,
критических обстоятельств, в которых
оказывается человек.
Бытие ими представляется как некоторая
непосредственная нерасчлененная целостность
субъекта и объекта, человека и мира. В
качестве подлинного бытия, начального
бытия выделяется само переживание, а
именно – переживание человеком своего
“бытия-в-мире”.
При этом бытие понимается как непосредственно
данное человеческое существование, как
экзистенция - сновная категория философии
экзистенциализма, которая непознаваема
ни научными, ни рационалистически-философскими
средствами.
Экзистенция направлена на другое, а не
на самое себя. И только в моменты глубочайших
потрясений, в условиях “пограничной
ситуации” (перед лицом смерти) человек
может прозреть, постичь экзистенцию,
как стержень своего существа.
Экзистенция конечна, т.е. она сама есть
временность, точкой отсчета которой является
смерть. Представление о смерти как непереходимой
границе всяких человеческих начинаний
занимает у экзистенциалистов почти такое
же место, как в религии (кстати говоря,
различают экзистенциализм религиозный
- Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический
- Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не
должен устраняться от сознания своей
смертности, конечности, напротив, нужно
высоко ценить все то, что напоминает ему
о суете мирской.
Гносеология экзистенциализма не что
иное, как бунт против крайностей рационалистического
познания. Наука, считают они, не в состоянии
решать мировоззренческие, гуманистические
проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая
категория, а нравственно-социальная.
Самым надежным свидетелем истины оказывается
индивидуальная субъективность сознания,
которая выражается в настроениях, переживаниях,
эмоциях личности. В них всегда есть нечто
общее всем людям и выражающее самую суть
положения человека в мире.
Философия существования пытается раскрыть
социально-этические стороны человеческого
бытия. При этом немецкий и французский
экзистенциализм часто подчеркивают темные,
пессимистические свойства бытия, его
абсурдный характер. Тревога, страх, вина,
страдание неизменно сопутствует человеку
в его жизни. Пессимистические мотивы,
характеризующие человеческое существование,
звучат и у А. Камю, и у Ж.-П. Сартра, ученика
Хайдеггера.
Однако надо отметить, что в 60-х годах в
Англии появился и оптимистический вариант
экзистенциализма. Один из главных его
представителей – писатель и философ
Колин Уилсон, написавший шеститомную
работу «Аутсайдер». Он считает философию
Хайдеггера и Сартра нигилистической
и пессимистической и поэтому не имеющей
будущего для своего развития. Уилсон
говорит о новом понимании свободы, которая
состоит в расширении и углублении сознания
путем различных методов психоанализа,
психотерапии и медитации.
Для всех экзистенциалистов одной из главных
является проблема отчуждения и связанные
с ней проблемы свободы, произвола, насилия,
ответственности и вины, случайности и
необходимости.
В истории человеческого общества и результате
неустранимости элементов стихийности
исторического процесса результаты трудовой
деятельности часто противостоят человеку,
отчуждаются от него. Это стало очевидным
в поразившим человечество экологическом
кризисе. Такую историческую ситуацию
и пытаются осмыслить экзистенциалисты,
говоря о непреодолимой случайности человека,
-его заброшенности в мире и об абсурдности
самого мира.
Еще одной важной темой в философии существования
является тема человеческой коммуникации,
взаимообщения или интерсубъективности.
Человек в экзистенциализме изначально
выступает как социальное существо. В
отчужденном бытии, например в толпе, массе,
каждый поступает так, как поступают остальные,
следуя моде, установившимся схемам общения,
обычаям, привычкам. Экзистенциалисты
не просто описывают факты, но явно выражают
протест против массовой, бульварной культуры,
ханжеской буржуазной морали. Правда,
это часто делается с позиций нигилизма
и анархизма.
Характерно, что выступая против массовой
культуры 60-х годов, сам экзистенциализм
стал впоследствии модой и элементом той
же самой массовой культуры.
Значительное место в философии экзистенциализма
занимает постановка и решение проблемы
свободы, которая определяется как «выбор»
личностью одной из бесчисленных возможностей.
Предметы и животные не обладают свободой,
поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией.
Человек же постигает своё сущее в течение
всей жизни и несёт ответственность за
каждое совершённое им действие, не может
объяснять свои ошибки «обстоятельствами».
Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами
как строящий себя «проект». В конечном
итоге, идеальная свобода человека — это
свобода личности от общества.
2. Проблема личности в философии экзистенциализма
Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая, политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции”.
Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т.д.
Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания
отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества,
равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, противостоящих
и враждебных человеку.
Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот
мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его волнуют вопросы: Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Человек пытается осмыслить бытие. По Хайдеггеру, для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие
человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как “вечного присутствия”. По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а “вечное ограничение настоящим” приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как “забота”, “страх”, “вина” и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредотачивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках
собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.
У Ясперса личностное бытие связывается с обостренными поисками
человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. Коммуникация - по Ясперсу - это универсальное условие человеческого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущность. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Коммуникация Ясперсом возводится в ранг критерия философской мысли и отождествляется с разумом. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на единое во всем сущном, он противодействует прерыванию коммуникации, но именно она дарит человеку подлинную сущность.
По Ясперсу, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь
связывается с трансценденцией. Ясперс создает вариант религиозного
экзистенциализма. Обретение же человеком сущности, свободы, познания вещей внешнего мира возникает в “пограничных условиях”: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Оказавшись в “пограничной ситуации”, человек освобождается от господствующих ценностей, норм, установок. И это освобождение, “очищение “Я” дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает понять человеку иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом.
Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия (вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”, образования в нем
“трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним
также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенным от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно- неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В
противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”,
согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает”
себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою
трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится
заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое
существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что не будучи чем- то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”, “природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе ”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип
“несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. Помысли Сартра, “...человек без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым
“человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”.
Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, иабсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
3.Приведите
характерные высказывания из каких-либо
произведений представителей экзистенциализма
и прокомментируйте их.
«Для экзистенциалиста человек потому
не поддается определению, что первоначально
ничего собой не представляет. Человеком
он становится лишь впоследствии, причем
таким человеком, каким он сделает себя
сам» - Жан Поль Сартр «Экзистенцианализм
– это гуманизм»
Действительно изначально человек ничего
из себя не представляет. Лишь только впоследствии
своими поступками, действиями, деятельностью,
отношением к другим людям, таким же как
он, человек сам формирует свою личность.
И от того, как он будет это делать, будет
зависеть то, кем и каким он станет в будущем.
Человек, который ничего не делает, не
прилагает никаких усилий для достижения
собственных целей, если они вообще у него
есть, ничего и не добьется, и ничего хорошего
из него не выйдет. Тогда как человек, который
ставит перед собой четкие цели, активно
участвует в их достижении, расширяет
свой круг мировоззрения, работает над
собой, многого добивается, и в конечном
итоге сам формирует из себя личность
и занимает почетное место в обществе.
«Мне кажется, что у каждого из нас есть
свое отчаяние, тенью следующее за нашей
уверенностью в себе, за нашим спокойным
настоящим» [4] - Ж.П.Сартр
По моему мнению, Сартр хочет этим сказать,
что у каждого человека нет полной уверенности
в себе. Что всегда перед совершением какого-нибудь
поступка, да и даже после того как мы что-то
сделаем, мы задаемся вопросами, а правильно
ли я сделал, а нужно ли это, стоило ли вообще
это делать? Конечно, уверенность в себе
очень много значит для человека. Уверенный
в себе человек счастлив, успешен. Но даже
у таких людей за этой уверенностью скрывается
мелкая дрожь, боязнь чего-то сделать не
так, оступиться…
"Каждое слово, каждое предложение,
каждый жест или форма вежливости, каждое
произведение искусства понятны лишь
потому, что выражающего и понимающего
связывает общность." – В. Дильтей
По сути, общность – это широкое понятие,
объединяющее различные совокупности
людей, для которых характерны некоторые
одинаковые черты жизнедеятельности и
сознания.
Приведем такой пример, читая книгу нашего
современника о жизни русской деревни,
мы, наиболее приближенные к этому, как
никто другой понимаем героев произведения.
А если бы это произведение прочитал житель
какого-нибудь крупного мегаполиса, который
и в деревне никогда не был, ему были бы
чужды поступки, общение, да и сама мораль
деревенской жизни героев.
Поэтому я считаю, что для общностей характерно
не только наличие общих объективных характеристик,
но и осознание единства своих интересов
по сравнению с другими общностями. И только
люди, которых связывает такая общность,
способны понять друг друга.
Информация о работе Основные положения, понятия и проблемы философии экзистенциализма