Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:07, контрольная работа
Фридрих Ницше – немецкий философ и литератор. Его идеи при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации.
Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит 19 веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры 20 века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации данного учения.
Ницше считал себя прирожденным психологом. Некоторые вещи, которые он высказывает, поражают воображение своей точностью и целенаправленностью диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в основе всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.
Введение……………………………………………………………………….3
Основные понятия философских учений Ф. Ницше..…………….…….4
Развитие ницшеанства…………………………………………………….5
Влияние ницшеанства на общественные движения………...…..………8
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованных источников……………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….14
Введение
Фридрих Ницше – немецкий философ и литератор. Его идеи при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации.
Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит 19 веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры 20 века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации данного учения.
Ницше считал себя прирожденным психологом. Некоторые вещи, которые он высказывает, поражают воображение своей точностью и целенаправленностью диагностики. С точки зрения Ницше, психология лежит в основе всего, и тесно переплетается с другими частями его учения.
Ему обязаны своим появлением главные течения современной мысли: философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, феноменология... Он дает начало целому спектру философских методов: генеалогии, коллажа, перспективизма. Его мысль становится катализатором прорыва мирового искусства к авангардным формам: сюрреализму, дадаизму, футуризму, абстракционизму. Он предвосхищает новые формы искусства, и прежде всего кинематограф с его спрессованным временем и техникой монтажа. А его книги, представляющие собой конгломераты фрагментов и смысловых кусков, стали прообразом компьютерного хранения и передачи информации, рассеченной на самодостаточные единицы.
Философия Ницше уникальна: она позволяет не только обнажить проблемы, ставшие существенными для культуры 20 века, но и выявить вопросы, мимо которых эта культура прошла и которые остались на счету грядущего. Жизнь с её преодолением становится горизонтом культуры - тем, что развивает её.
Стремление понять личность, представление о личности можно обнаружить и в ранних и в зрелых работах Ницше. Каждая новая личность, входящая в жизнь и в культуру, ищет истинной жизни и борется за полноту своей уникальности, за полноту воплощения идеала. Ницше подразумевает, что жизнь (и воля к власти как её сущность) реализуется в человеке прежде всего через его творческие усилия по созиданию культуры.
Ницше раскрыл общественный характер человеческой души, в которой имеется то, что вложено в человека обществом, развил язык описания нашего бытия в мире, в котором насилие над природой и другими людьми оборачивается насилием над собой.
Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека.
Философские
поиски Ницше - это поиски морали для
свободного человека на пути разрушения
традиционных ценностей, ориентация на
которые разрушает
Главная идея ницшеанской морали - волюнтаризм - учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А. Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути. "Воля к власти" становится критерием любого типа поведения, любого явления. "Что хорошо? - Всё, что повышает волю к власти и саму власть в человеке. Что дурно? - То, что идёт от слабости" - так выражает он эту мысль в «Антихристе». "Воля к власти" - лишь "право сильного". Из "права сильного" следует и мораль Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, "аристократов", "господ", над другими - "рабами", "низшими". Натолкнувшись на действительное проявление своей морали - противоположность классов - Ницше открыто встал на позицию защиты господствующего класса. Субъектом этой морали, является сверхчеловек - центральное понятие философии Ницше. Сверхчеловек - это высший биологический тип, который относится к человеку так, как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк, предвещающий приход нового "вождя", "фюрера", полубога, а то даже и Бога. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек - это новый "культ личности", далеко выходящий за рамки "культа личности" обычных людей и легший в основу мифологии Ницше, изложенной более полно в «Заратустре». Идеалом, близким к сверхчеловеку, были Цезарь, Макиавелли, Наполеон.
Антибуржуазная философия Ницше находилась в полном противоречии с идеологией и практикой фашизма. Ницше был против любых форм проявления массового сознания, господствовавшего в Германии, его сверхчеловек - гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.
В четыре года Ницше потерял отца и воспитывался в семье, состоящей из пяти женщин: бабки, матери, двух теток и сестры. Практически лишенный всякого отцовского влияния, Ницше с детства рос в глубоком пренебрежении к нормам традиционной морали. Другие плоды исключительно женского воспитания - это глубокий кризис самоидентификации. Эти невротические переживания порождали психическое сверхнапряжение, которое проявлялось в виде мучивших его чудовищных головных болей, приступов тошноты и временами даже потери зрения. Вся последующая жизнь Ницше была отчаянной борьбой с собственным детством. Он отбросил все, что могло создавать какие-либо "информационные шумы", способные помешать слышать гул мира. Его одиночество было практически тотальным.
В результате этой жестокой жизненной практики он уже ничего не боялся, ничем не дорожил и ни на что не надеялся. Это демоническое состояние придало ему столь могущественные, неудержимые силы, что он бесстрашно разбил вдребезги все моральные запреты и нормы, все привычки и табу, за которые судорожно хватается всякий человек в водовороте жизни.
Благодаря психическим особенностям, которые обернулись преимуществами в философской работе, Ницше открывает феномен ресентимента. Заимствованный из французского языка, этот термин обозначает психологический комплекс состояний ненависти, униженности, затаенной обиды и мстительности. "Рабские" способы смягчения ресентимента превратили человека из благородного существа в стадное, одомашненное, больное животное. Духовными лидерами этого переворота стали Сократ и Христос, два антигероя последних работ Ницше, «Сумерек кумиров» и «Антихриста».
Но упадок
человека не мог быть бесконечен. Ренессанс
знаменует начало кризиса осевого
времени, который ко времени Ницше
вступает в решающую фазу. В сжатом
виде этот кризис Ницше выражает в
прозвучавшей, как планетарный взрыв,
формуле "Бог умер!". Это означает,
что старые религиозные и метафизические
духовные практики утешения и спасения,
которые две с половиной тысячи
лет ориентировали
По Ницше, движение к сверхчеловеку - это не конкретная естественно-историческая перспектива, а явление высшего культурного порядка: "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка". Сверхчеловек не сможет появиться до тех пор, пока высшие индивиды не осмелятся на переоценку всех ценностей, не разобьют старые скрижали, особенно идеалы христианства, и не создадут новых ценностей не из страха перед опасностью, а от преизбытка своей жизненной силы.
Совершенно очевидно, что философский сценарий 20 века во многом развивался по Ницше. Великий философ достаточно точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, сама склонна этим законом пренебречь. Ницше выделил два типа людей, которые всегда будут нарушать закон. Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними. Второй - люди над законом: это представители власти. Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу "воли к власти".
Впоследствии
Ницше вменяют в вину то, что, разгласив
эту грозную тайну удела
Разрушение
этих норм и запретов переживалось
массами не только как социальное,
но и как биологическое
Ницше провидчески предсказал, что тоталитарные движения 20 века (как в левой, социалистической, так и в правой, нацистской, версиях) станут жестокой и отчаянной реакцией на это страшное событие. Их глубинную природу адекватно выражают слова М. Хайдеггера, всю жизнь мыслившего под знаком Ницше: «Гитлер и Муссолини... развязали контрдвижение против нигилизма. Оба были, каждый по-своему, учениками Ницше». Они в полной мере использовали философа-маргинала в своих политических целях. Ведомство Геббельса объявило III Рейх "временем Ницше". В штабах СС Гиммлер приказал развесить девиз Заратустры: "Благословенны твердые". Ницше был включен в школьную программу. В своих ранцах каждый солдат Вермахта носил «Заратустру».
Идеологи фашизма востребовали ницшеанский пафос сверхчеловеческого усилия - радикально изменить жизнь здесь и сейчас. Они узурпировали его героический призыв к штурму неба цвета пыли, за которым сверкает яркое солнце. Но главное, они почувствовали, что этот мыслитель-динамит взорвал тысячелетние запреты. Отныне ничто не сдерживало чудовищные заряды ресентимента задавленных масс, которые буквально взорвались, порождая ужасающие практики насилия и жестокости: гражданские и мировые войны, революции, ГУЛАГ, Освенцим…
Жестокость и насилие, которые демонстрировали тоталитарные массы (в немецком случае - в отношении "врагов Германии", в советском - в отношении "врагов народа"), порождали мощный психологический освобождающий эффект. Они выходили из депрессивного состояния. Отныне они чувствовали себя не "униженными и оскорбленными", а строителями новой жизни и бесстрашными воинами. Это "восстание рабов" сопровождалось ритуалами самовосхваления: "Да здравствует советский народ!", "Немцы - высшая раса". Слова «Интернационала» - "Кто был ничем, тот станет всем", казалось, воплощались в жизнь. Именно поэтому массы видели в тоталитарных режимах гарантию своих кровных интересов, именно поэтому были беззаветно преданы своим вождям.
Неслучайно поэтому поколения, участвовавшие во Второй мировой войне по обе линии фронта, видели в Ницше идейного фюрера национал - социалистической революции, которая реально казалась ницшеанским экспериментом. "Гитлер - это толпа, прочитавшая Ницше", - таково было общее мнение эпохи. Никто не удивился, когда французский прокурор на Нюрнбергском процессе заявил о возможности привлечь Ницше посмертно к ответственности за преступления гитлеризма. Еще долго, ницшеанство будет восприниматься как чудовищное духовное преступление.
На заре тоталитарных движений 20 века широкие массы, спровоцированные взломом тысячелетних моральных запретов, вторглись в политику и были приняты за "новых варваров", несущих на остриях своих копий новую культуру, которая приведет к натурализации человека и его воссоединению с природой. У многих возникало впечатление, что раз рабы восстали против ресентиментной культуры Сократа и Христа и используют ницшеанскую рецептуру борьбы, то Ницше вроде бы на их стороне. Но на деле они не были "варварами 20 века", которых он так страстно ждал. Он презирает их, ибо они остаются рабами, захлебывающимися от обиды и мстительности. Они жестоки, ибо мстительны. Ницше хотел иного преодоления ресентимента. Он воспринимает восставшие массы как чернь, хлынувшую из подполья жизни. (Эти ницшеанские мотивы ярко воплотились в образе Шарикова из «Собачьего сердца» М.А. Булгакова. Нашествие шариковых не может принести ничего иного, кроме культурной катастрофы и деспотизма, а они сами в принципе не подлежат облагораживанию.) Восстание этого "стада последних людей" может быть лишь тоталитарной практикой облегчения ресентимента, дающей иллюзорную компенсацию националистической или классовой мстительности.
Информация о работе Основные понятия философских учений Ф. Ницше