Основные принципы правового статуса человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Философско-правовая концепция прав человека включает в себя два основных момента. Первый состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права “первого поколения” (право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни) присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко “второму поколению” прав человека относятся права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные и др. права). Философско-правовой основой прав второго поколения является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первого поколения прав составляет естественный порядок.

Файлы: 1 файл

Основные принципы правового статуса человека и гражданина.docx

— 25.20 Кб (Скачать файл)

Именно поэтому между  этими группами прав человека наметились следующие основные противоречия:

-противопоставление экономических  и социальных  прав личным, политическим  и гражданским;

-противопоставления между  правами человека и государством;

- противопоставление власти  индивидууму;

-противопоставление прав  обязанностям;

Прогрессивные изменения, происходящие  в России в начале 90-х годов  прошлого века, в которых много  как негативных так и позитивных черт, связаны с началом так называемой Горбачевской перестройки. В частности, было постулировано и такое мнение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно  классовым интересам и именно они будут лежать в основе будущего прогресса. Постепенно основной акцент переместился на  политический плюрализм, на правовое государство,  утверждение прав и свобод человека. Признание верховенства  общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественной юридической науки знания философии права, истории правовых и политических учений, социологии, психологии и др., очень серьезного переосмысления многих моментов,  а в ряде случаев прямого пересмотра  позиций, мотивировок и  суждений  в части,  например,  старых представлений о правах и свободах человека,  его  примате  при  установлении целого ряда внутригосударственных  правовых  норм, а также об информированности населения о них. Ведь права человека, как и право в целом восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей.       В философско-правовой лексикон  понятие ценности  (именно понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вошло в 60-х годах XIX столетия,  когда за ним закрепился вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик. Так определил понятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881). Сложность и многозначность философской категории "ценность" проявляется и в том,  что в современной научной юридической литературе существует множество различных трактовок.

История общества убедительно  показывает,  что во всякой культуре  существует  некое общественное согласие, своеобразный общественный консенсус относительно того, что  считать моральными, нравственными  нормами. При переходе от одной формации к другой эти нормы претерпевают изменение. Именно такое изменение  переживает наше общество в настоящее  время. В центре современного философско-правового  мировоззрения человек, его права  и свободы как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается  не только в том, какой человек  нужен обществу, но и в том, какое  общество нужно человеку, чтобы оно  в полной мере соответствовало возможностям человека,  его эстетическим и  нравственным требованиям,  комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ  на этот сложный вопрос.  Но для  цивилизации, для данной эпохи важно, что он уже изначально поставлен:  сам человек  нуждается  в защите и охране своих прав не меньше, чем  государство и окружающая среда.


Информация о работе Основные принципы правового статуса человека и гражданина