Основные проблемы философии экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:56, реферат

Описание работы

Одним из влиятельных направлений современной западной философии является экзистенциализм.
Название этой философской школы происходит от лит. слова ex(s)istentia -«существование», поэтому
направление называют также «философией существования».
Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
Основы экзистенциализма были заложены еще в XIX в. датским теологом и философом С. Кьеркегором
(1813 - 1855), а сложилось это направление в XX в. Теоретическими источниками и своими
предшественниками экзистенциалисты считают феноменологию Э. Гуссерля (1859 - 1938) и «философию
жизни» В. Дильтея (1833 - 1911), Ф. Ницше (1844 - 1900), а также Ф.М. Достоевского (1821 - 1881). Идеи
экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы

Файлы: 1 файл

Основные проблемы философии экзистенциализма.pdf

— 609.85 Кб (Скачать файл)
Page 1
Основные проблемы философии экзистенциализма
Одним из влиятельных направлений современной западной философии является экзистенциализм.
Название этой философской школы происходит от лит. слова ex(s)istentia -«существование», поэтому
направление называют также «философией существования».
Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
Основы экзистенциализма были заложены еще в XIX в. датским теологом и философом С. Кьеркегором
(1813 - 1855), а сложилось это направление в XX в. Теоретическими источниками и своими
предшественниками экзистенциалисты считают феноменологию Э. Гуссерля (1859 - 1938) и «философию
жизни» В. Дильтея (1833 - 1911), Ф. Ницше (1844 - 1900), а также Ф.М. Достоевского (1821 - 1881). Идеи
экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы. Так, в России, накануне первой мировой
войны, теория экзистенциализма проповедовалась Л. Шестовым (1866 - 1938) и H.A. Бердяевым (1874 -
1948), которые в 20-х годах в эмиграции распространяли свои взгляды за границей, главным образом во
Франции. В Германии экзистенциализм начал складываться после первой мировой войны и связан с
именами К. Ясперса (1883 - 1969), М. Хайдеггера (1889 - 1976) и О.Ф. Больнова; в период второй мировой
войны и после нее он чрезвычайно быстро распространился во Франции -Г. Марсель (1889 - 1973), Ж.-П.
Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960) - и других европейских странах - Испании (Ортега-и-Гассет,
1883 - 1955), Италии (Э. Пачи, Н. Аббаньяно и др.).
В конце 50-х гг. экзистенциализм стал распространяться в США. В 1962 г. в Нью-Йорке была
опубликована книга Брейсаха «Введение в современный экзистенциализм», в которой автор говорит об
экзистенциализме как отражении в филосо-
362
фии «века гибели иллюзий». «Настроение кризиса пришло как нежеланный, но постоянный гость. И нет
от него спасения».1
Настроение кризиса и крах иллюзий были связаны с войной в Корее, расовыми столкновениями,
политическими убийствами, разгулом преступности, экономическим спадом и ростом безработицы, затем
войной, которую США вели во Вьетнаме. Эти факторы вызвали у американцев чувства беспокойства и
неуверенности. В таких условиях оптимизм философии прагматизма, на которой воспитывались
американцы, стал уступать место идеям экзистенциализма, с которыми выступили У. Лоури, У. Баррет, П.
Тиллих, Р. Нибур и др.
В экзистенциализме, как и других направлениях философии, проявляется национальная специфика. Так,
можно говорить о немецком, французском, итальянском экзистенциализме. Одни экзистенциалисты
называют свое учение «фундаментальной онтологией» (немецкий философ Хайдеггер), другие -
«позитивным экзистенциализмом» (Н. Аббаньяно), третьи считают себя христианскими
экзистенциалистами (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов), четвертые проповедуют
атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар, А. Камю).
Экзистенциалистской философии придерживаются люди, различающиеся по своим политическим
убеждениям. Так, Хайдеггер в Германии в 30 - 40 гг. не прекращал сотрудничества с нацистами, а либерал
К. Ясперс, не принявший фашизма, был лишен возможности преподавать и печатать свои труды; Сартр,
Камю и Бовуар были участниками французского Сопротивления, боролись с немецким фашизмом,
выступали за мир и демократию.
Каким образом объединяет этих людей экзистенциализм? При всех разночтениях экзистенциализм имеет
общие исходные принципы. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его
крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает
настроения определенных кругов интеллигенции, которая увидела в ней озабоченность проблемами
культуры, путями ее развития в наш технократический век, увидела стремление объяснить причины
неустроенности человеческой жизни, неустойчивого положения «простого человека» в обществе, выявила
протест против нивелирования личности, невнимательности к ее страданиям, массовой гибели людей в
войнах.
1 Breisach E. Introduction to Modem Existentialism. New York, 1962, p. 3.
363
Интерес к этой философии связан с тем, что она выступила защитницей гуманизма, что она привлекла
внимание к «вечной» проблеме - человека, его места и роли в мире, выступила глашатаем эмансипации
личности - и это создало ей широкую популярность.
Наш век философы противопоставляют предшествующему столетию, которое называют «веком
уверенности», когда, несмотря на социальные бури в умах, господствовала вера в триумф человеческой
мысли, в прогресс науки и техники.
В XX в. произошла переоценка ценностей, эта вера надломилась. Он характеризуется как век «кризиса» и
«тревоги».1 Когда разум бессилен, а возвышаются подсознательные моменты в поведении человека,
господствует иррационализм2. Французский экзистенциалист А. Камю считал, что мир, в котором мы
живем, абсурден.

Page 2

О.Ф. Больнов, указывая на причины возникновения экзистенциализма, пишет, что чудовищные
политические потрясения XX в., две мировые войны противопоставили человеку мир как жуткий и
опасный. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлещему разрушению, он
направляет усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы.
Исторические катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое
развитие и неустранимом трагизме человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает
запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса науки и великих исторических
сдвигов современного мира. Один из представителей экзистенциализма характеризует это состояние так:
безопасность исчезла. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния», или
«философией кризиса». Социальный пессимизм получил в экзистенциализме свое дальнейшее развитие.
Следует отметить также, что регламентация общественной жизни различными нормами и правилами,
усиление бюрокра-
1 Breisach E. Introduction to Modem Existentialism. New York, 1962, p. 11.
2 Иррационализм (от лат. слова irrationalis - неразумный, бессознательный) - направление в
идеалистической философии, принимающее за основу действительности недоступное разуму и чуждое
закономерности начало, случай, слепую волю и отрицающее научное логическое познание.
364
тизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают
многообразные возможности внутреннего мира человека; рядовая личность не может проявить в полную
меру свои способности. Возникает иллюзия, что подлинный смысл человеческого существования
коренится в отклонении от стандартизированной жизни и устойчивых общественных норм.
Объективный процесс обезличивания, «деперсонизация» общества вызывает сопротивление в
индивидуальном сознании. Это сопротивление по-разному выражается в зависимости от мировоззрения и
среды, в которой живет человек в обществе. Одни люди не ограничиваются субъективным чувством
внутреннего протеста и становятся участниками демократического движения. Другие колеблются, и их
протест выражается в уходе от всякой общественной деятельности. Такого рода люди пытаются найти
успокоение в узком кругу друзей, стараясь отличить себя в сознании от своего реального положения в
обществе. Они утверждают, что таким образом возможно обрести «внутреннюю свободу», свободу в
мышлении.
Экзистенциализм предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем «религиозного или
философского порыва». Ставя в центр внимания человека, он утверждает, что может научить людей,
стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха и тем
самым выступает не только как «философия отчаяния», но и как «философия утешения».
Экзистенциализм использует разнообразные и новые средства для пропаганды своих идей. Дело в том, что
он более, чем другие философские течения, обладает способностью влиять на искусство, а через него и на
так называемого «массового человека». Пропаганда идей экзистенциализма вышла за рамки философских
трактатов и лекционных курсов, рассчитанных на специалистов, и широко проникла в различные жанры
художественной литературы: прозу, поэзию, драматургию, публицистику, а также кинематографию,
изобразительное искусство и т. д. Философия, и экзистенциализм в особенности, в значительной мере
воздействует на современное западное искусство, видит в нем средство собственного самоутверждения.
Пропаганду своих идей посредством художественных образов экзистенциализм использует как более
действенную и широковещательную, по сравнению с научными трактатами. Фило-
365
софы-экзистенциалисты часто обращаются к художественному творчеству. Среди них много писателей,
особенно во Франции. С другой стороны, основная проблематика экзистенциализма - человек и смысл его
жизни - не может быть безразличной писателям и художникам. Поэтому близкие к экзистенциализму
настроения проявлялись у таких писателей нашего века, как А. Сент-Экзюпери, Э. Хемингуэй, Э.М.
Ремарк, Ж. Ануй и др.
Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории
В центр своей философии экзистенциализм ставит отчуждение личности от общества. Его представители
утверждают, что тот человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества.
Для этого, говорил еще Кьеркегор, следует забыть мир, являющийся иллюзией, и глубоко погрузиться в
«подлинную» действительность, которой является наше Я. Мыслящий субъект создает «свой мир», сугубо
личный, интимный, внутренний мир. Когда говорят о «существовании», то понимают совсем не то, что
принято понимать под этим словом. Это не физическое объективное существование. У экзистенциалистов
«существование» - чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Под «Я» они понимают
непосредственное самосознание, вернее самочувствие. «Существование есть то, что никогда не
становится объектом, первоначало, из которого я мыслю и действую, о котором я высказываюсь в рядах

Page 3

мыслей, которые ничего не познают, существование есть то, что соотносит себя с самим собой...».1
В отличие от эмпириокритицизма, который простейшими «элементами мира» полагал ощущения,
экзистенциализм берет «переживания», «настроения», такие состояния сознания, в которых
изолированный индивид испытывает свою непосредственную включенность в житейскую ситуацию, и
придает им онтологический смысл. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий,
стремящийся. Президент французского философского общества, экзистенциалист по взглядам Жан Валь
(1888 - 1974) говорил, что существовать - значит выбирать, испытывать эмоции, становиться, быть
изолированным и быть субъективным, быть непрерывно поглощенным
1 K. Jaspers. Philosophie, Bd I, s.15.
366
самим собой. Ж. Валь в концентрированной форме дает характеристику экзистенции. Переживание
субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция. Причем существование человека
предшествует сущности, ибо сущность человеческого бытия и его экзистенции в том, что он из себя
делает. Следовательно, экзистенциальное бытие - это я сам, это мое сознание. В этом «бытии-сознании»
выявляется единство субъекта и объекта.
Учения о бытии в экзистенциализме - это учения о личности, это только человеческое бытие. Хайдеггер
говорит, что бытие не дается эмпирически, это не предмет окружающего мира, его невозможно
определить однозначно. Хайдеггер различает понятия «бытия» и «сущего», для него они
противоположны. Сущее - это различные предметы, определенные явления. Бытие же не является чем-то
определенным. Бытие есть экзистенция. В работе «Бытие и время» Хайдеггер пишет, что сущность
человеческого бытия лежит в экзистенции.1 Сущность бытия надо искать не вовне, а внутри того, кто
спрашивает о бытии. Что же касается сущего, то оно существует только как «мое сущее», ибо «мир»
Хайдеггера - это мир отдельного человека. Иными словами, мир рассматривается им как мир для человека
и в человеке, поскольку человек есть «бытие-в-мире».
Хайдеггер не отрицает существования внешнего мира, вещей этого мира («сущего»). Но вещи внешнего
мира, рассматриваемые вне человеческого существования, вне отношения человека к ним (их
использованию, употреблению и т. д.), по мнению Хайдеггера, лишены смысла и определенности, и
только человеческое существование посредством постоянной заинтересованности, «озабоченности» в
отношении окружающего придает им определенность, возводит их из «ничто» в ранг сущего. Получается,
что внешний мир обнаруживается и существует до тех пор, пока есть человеческое существование. Сартр
также утверждает, что сознание и мир даны одновременно: мир, внешний по отношению к сознанию,
соотносителен ему. Материю он толкует механистически, как чистую инертность и пространственную
рядоположность, считает, что материя совершенно не представлена в человеческом опыте.
Как и всякая другая разновидность субъективного идеализма, экзистенциализм утверждает, что нет
объекта без субъекта,
1 M.Heidegger Sem und Zeit. Tubingen, 1957, s. 58.
367
хотя и самый субъект и характер зависимости от него объекта понимается здесь специфично. Человек -
это существо, в результате появления которого существует мир, - говорит Сартр. Мир существует для
человека, поскольку существует человек, -утверждает английский экзистенциалист Актон. Исходной
посылкой экзистенциализм берет «человеческое существование» или «бытие-сознание». К. Ясперс прямо
пишет, что «анализ бытия есть анализ сознания».1 Экзистенциалистский человек мыслит, исходя из своей
субъективности, окрашивает мыслимое эмоциональными красками, видит его в свете глубоко интимных,
личных, непередаваемых чувств: любви, заботы, трепета, отчаяния, страха. Эти эмоциональные состояния
не есть отражение внешнего воздействия, а являются априорными (доопытными, врожденными)
характеристиками «человеческого существования».
Разумеется, реальный человек, живущий и действующий во внешнем мире, не только познает, но и
эмоционально реагирует на него. Экзистенциалисты же превращают эти эмоциональные реакции в
«онтологическую основу», считают, что личность определена не внешними обстоятельствами, а своей
априорной эмоциональной структурой. Тем самым вторичное - эмоциональная реакция человека на
воздействие внешнего мира - превращается в первичное, исходное начало.
Таким образом, экзистенциализм абсолютизировал чувства, эмоции человека, оторвал их от разума и от
социального в природе человека, а последнего - от общества.
Поскольку экзистенциализм трактует существование как индивидуальное, чисто психическое бытие
личности, изолированной от социальных связей, постольку это существование остается чистой
субъективностью, и в этом проявляется индивидуалистическое понимание личности экзистенциализмом.

Page 4

Общество и его история им трактуются как «множество индивидуальных судеб», тем самым они не
приемлют социального определения человека.
Экзистенциалисты говорят о временности человеческого существования. «Временность» - это
переживание человеком времени, окрашенное в трагические эмоциональные тона, поскольку
существование простирается между рождением и смертью. В этом, по их мнению, состоит историчность
человека. Эта историчность не является независимым от человека
1 К Jaspers. Philosophie, Bd I, s. 7.
368
процессом. Время у них носит конкретный, личностно-исторический характер, его нельзя абстрагировать
от таких экзистенциальных понятий, как «надежда», «решимость», «проект», от чувства любви, ожидания,
раскаяния, искания и т. д. Человек должен научиться жить и любить, сознавая хрупкость и конечность
всего этого. Восприятие времени зависит от субъекта, от его настроенности. Поэтому экзистенциалисты
отличают обычное - физическое - время, как чисто количественное, от качественно отличного конечного и
неповторимого времени, которое выступает как судьба человека.
Итак, существование не вечно. Значит, есть нечто такое, что ограничивает и прекращает это
существование. Что же это такое? Ясперс в книге «Философия» говорит, что это Бог, Абсолютная
реальность. Сартр в книге «Бытие и ничто» говорит, что это ничто, небытие, отсутствие человеческого
существования. Таким образом, признается что-то трансцендентное,1 т. е. потустороннее.
Трансцендентное - это какая-то страшная иррациональная сила, которая всегда, как домоклов меч, висит
над существованием. Поэтому основными настроениями и чувствами человека являются обреченность,
тревога, безнадежность и страх. Это важные категории экзистенциализма.
Существование всегда находится в какой-нибудь ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой
вынуждено считаться. Г. Марсель говорил, что ситуация - это то, «во что Я вовлечен», она затрагивает
субъекта не только извне, но также изнутри. Ситуация - это данности, отнесенные к своей собственной
переживаемой экзистенции. Без «Я» нет и ситуации. Под ситуацией Сартр понимает различие между
фактичностью и сознанием, между «объективным» и «субъективным» компонентами ситуации,
самочувствие субъекта при данных конкретных обстоятельствах, поскольку человек должен вступать в
«коммуникации» - в отношения с другими людьми, а это предполагает взаимопонимание, стало быть,
объективность и предметность. Коммуникации обнаруживаются в любви, в управлении, служении,
общительности, политических отношениях и т. п.
Окружающий мир, «фактичность», все объективные обстоятельства жизни чужды и враждебны субъекту,
отношение
1 Трансцендентный - в самом широком смысле означает переход грани между двумя областями, в
особенности из области посюстороннего в область потустороннего. Переход из сферы возможного опыта
в сферу, лежащую по ту сторону его, выход за его пределы.
369
субъекта к объекту выражается в чувстве страха. «Предметом страха является мир как таковой»1, -
говорил М. Хайдеггер. Страх порождается тем, что человек сталкивается с неведомым, непознаваемым
миром, в котором он должен создавать себя. Из факта несводимости внешнего мира к сознанию
экзистенциалисты делают неправомерный вывод о фатальной враждебности этого мира по отношению к
человеку и его случайности. Кроме того, страх обусловлен и наличием свободного выбора, которым
располагает человек; в процессе выбора он ни на что не может опереться, выбирает неопределенное,
полагаясь на самого себя. Так как человек не может не выбирать, поэтому он не может избежать страха.
Выбирать же он должен всегда, ибо существование есть активный выбор самого себя, в процессе которого
человек обретает свою сущность и, тем самым, свободу. «Поскольку я выбираю, я существую, если я не
выбираю, я не существую»,2 - говорил Ясперс. Сам выбор экзистенциалисты характеризуют как волевое
усилие без разума, т. е. иррационально. Вместе с этим следует отметить, что если в своих первых работах
Ясперс резко нападал на разум, то в последствии старался избежать крайностей иррационализма,
аппелировал к разуму и даже называл свое учение «философией разума», хотя это не меняло сути его
философии.
Экзистенциалисты возводят страх в главный принцип жизни каждого человека. Французский
экзистенциалист Альбер Камю писал, что XVII век был веком математики, XVIII - веком физических
наук, XIX - веком биологии, XX - веком страха. Такая абсолютизация чувства страха имела свои
предпосылки в экономической и духовной ситуации современного общества. Необеспеченность
существования для части членов общества, угроза разорения, безработица, войны, страх перед
неизбежной гибелью - все это порождает страх перед завтрашним днем, который экзистенциалисты

Page 5

превращают в универсальный «человеческий» элемент. Они утверждают, что страх вообще является
неотъемлемым свойством человеческого существования, вечным свойством человека, независимо от
условий, в которых он живет, так как человек испытывает страх перед неизбежностью смерти. Поэтому от
страха никогда нельзя освободиться, с ним надо примириться.
1 M.Haidegger. Sein und Zeit, s. 187.
2 K. Jaspers. Philosophie. Bd. III, Bertin, 1956, s. 186.
370
В самом деле, в жизни индивида имеет место чувство страха, например, страх потерять любимого
человека, страх перед неизлечимостью какого-либо заболевания, страх матери за здоровье ребенка, за его
жизнь, страх за его будущее. Но чувство страха экзистенциалисты гипертрофируют и отрывают от
социальных условий, игнорируют их. В условиях войны, например, когда матери отправляют сыновей на
фронт, где они каждую минуту могли быть убиты, страх матери имеет реальное основание.
Межнациональная вражда, расовая дискриминация, распространение алкоголизма и наркомании в мире и
другие язвы общества постоянно поддерживают этот страх. Мать страшится, что сын или дочь
пристрастятся к наркотикам, а если мать, например, негритянка, в стране, где имеет место расовая
дискриминация, - ею всегда владеет страх, что сын за пустяковый проступок может быть убит
полицейским, потому что он черный. Наконец, страх перед неизбежностью смерти - это естественное
чувство, присущее всем людям.
Страх обладает огромной разрушительной силой для личности, как и некоторые другие инстинкты. Он
ослабляет волю, ведет к безрассудному поведению, и вместе с тем страх может быть полезен, потому что
предупреждает об опасности, способствует выживанию. Так, страх перед ядерной войной объединяет
усилия народов в борьбе за мир, страх перед нарушениями экологического баланса объединяет людей в
движение «зеленых», борющихся за восстановление экологического равновесия между человеческим
обществом и природой. Однако экзистенциалистский страх - это не боязнь чего-то конкретного. Это страх
неопределенный, он деформирует естественное человеческое существование. Тем самым
экзистенциалисты обрекают человека на растрату физических и духовных сил.
Экзистенциалисты противопоставляют страх разуму, преувеличивая его значение в жизни человека. Они
утверждают, что страх создает человека, что только в страхе лежит возможность полного раскрытия
личности, так как страх разобщает людей. Через страх человек обнаруживает свою индивидуальность, т. е.
свободу. Тем самым они характеризуют страх как форму обнаружения свободы. Свобода неотделима от
страха, а то и другое неотделимы от «Я». «Свобода» выступает у них как синоним «существования».
Экзистенциалистское понимание свободы приводит к тому, что свободным может признаваться и раб,
поскольку он может выбирать между покорностью и бунтом, никакие внешние силы не могут лишить его
свободы.
371
Различные представители экзистенциализма по-разному толкуют свободу. Сартр считает, что свобода
состоит в возможности выбирать самого себя, быть самим собой. Сартр хотел помочь человеку найти свое
место в бытии, осознать свою неустранимую «участность» в нем. По Сартру человек ответственен за свое
бытие, которое он выбирает. Сартр видит особенность человека в том, что человек не представляет собой
какой-то предзаданной, предопределенной сущности. Он лишь потенциально является человеком и
должен строить себя как личность, как социальное существо, путем перестраивания своей психики.
Вместе с тем Сартр считал, что быть свободным - это не значит «достигать желаемого», а скорее
«определяться к желаемому», выбирать, успех не важен для свободы. Такое толкование свободы
французский философ Ж. Канапа называл издевательством, тем более, что по Сартру личная
ответственность ограничивается подотчетностью индивида самому себе. Поэтому экзистенциалистское
обоснование ответственности уязвимо, в нем четко выявляется затруднение в вопросе об объективных
критериях ответственности человека.
Согласно экзистенциалистам, свобода - это акт, осуществляемый вопреки объективным обстоятельствам,
рациональным соображениям, расчету. Недаром Сартр определял эту философию как
антиинтеллектуализм в противоположность рационализму традиционной философии, заменял понятие
сознания переживаемым, поскольку этот психический процесс остается «непрозрачным для самого себя».
В таком толковании свобода становится актом стихийного безрассудного протеста, бунта, восстания.
Сартр считал, что подлинное, свободное бытие - это бытие «лицом к лицу со смертью». Свобода
абсолютна, не ограничена она и сознанием возможности смерти. Наоборот, смерть освобождает нас от
всякого ограничения. В одних условиях это могут быть побуждения патриота, призывавшего к борьбе с
захватчиками. В других - побуждения экстремиста, террориста. Таким образом, высшее душевное

Page 6

напряжение, раскрывающее потенции человека во всех его возможностях, о чем говорят
экзистенциалисты, может иметь своим следствием противоречивые поступки.
Согласно религиозным экзистенциалистам (Марсель, Ясперс), свобода человека - его экзистенция.
Свободу можно обрести только в Боге, поскольку источником человека и его свободы является Бог; Бог и
свобода неразделимы.
372
Хайдеггер идет к пониманию свободы через выбор, как необходимость поставить себя перед последней
возможностью своего бытия - перед смертью. Тем самым человек освобождается от власти сущего, т. е.
предметного и социального мира, и оказывается перед лицом бытия, которое есть ничто. Быть свободным,
считал Хайдеггер, значит не поступать и не думать так, как «поступают и думают все», значит выбирать
себя, подлинно найти себя. Свобода у экзистенциалистов предстает как тяжелое бремя, которое должен
нести человек, поскольку он личность. В этом смысле свобода есть проклятие, но она также и
единственный источник человеческого величия, считал Сартр. Быть свободным гораздо труднее, чем
отказаться от свободы, так как человек должен всегда идти против течения, быть обреченным на
нонконформизм.1 Можно отказаться от выбора, но тогда человек становится таким, «как все», он
перестает быть личностью.
Подлинная свобода, или, как говорят экзистенциалисты, «свобода для» начинается по ту сторону
социальной сферы, в мире духовной жизни личности. В обществе же может быть лишь «свобода от»
(экономическая или иная). Общество только ограничивает личность, ибо общение индивидов снижает
каждого до уровня «среднего человека», лишает его «подлинного существования» и лишь подчеркивает
острое одиночество человека. Общественное бытие, по мнению Хайдеггера, является препятствием для
«подлинного существования»; «всеобщая суета удушает индивида».
Нетрудно заметить, что экзистенциалисты выдвигают антисоциальное понятие свободы, которое теряет
конкретное содержание. Она обесценивает общественную и личную жизнь, не связана с историческими
обстоятельствами. Свобода не есть то, за что нужно бороться, что нужно защищать, завоевывать,
отстаивать. Свобода в экзистенциалистском смысле рождена вместе с человеком, неотчуждаема от него.
Изображая свободу как абсолютную независимость личности от общества, экзистенциалисты утверждают,
что для достижения «подлинной» жизни нужно отречься от окружающего мира и погрузиться в особое
настроение, чтобы полностью ощутить свою отчужденность.
1 Конформизм (от позднелат. conforms - подобный, согласный) Термин, обозначающий
приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений,
отсутствие собственной позиции. Нонконформизм - наоборот, отрицание всего вышеозначенного.
373
Уход от «суетливой» действительности к «подлинному» существованию, к свободе непосредственно
осуществляется в так называемых «предельных ситуациях» или «пограничных ситуациях». Предельная
ситуация - это необычайное психическое напряжение, позволяющее непосредственно, интуитивно
постичь подлинную действительность. Такой ситуацией могут быть страдание, вина, борьба, страх и
важнейшая из них - смерть. К. Ясперс считал пограничную ситуацию формой разрушения человеческого
бытия, тем пределом, который направляет бытие на само себя, когда экзистенция сталкивается с
преградой, о которую она разбивается, «последний страх», из которого нет выхода. Задача экзистенции -
осмыслить бездну неизбежности, подготовиться к погружению в бездну, к смерти.
Смерть трактуется в экзистенциализме не как прекращение жизни, а как зловещая тень, падающая на
жизнь, омрачающая ее, заполняющая «существование». Речь идет не об объективном факте смерти, а об
ее ожидании. Ясперс говорил: «Учиться жить и уметь умирать - это одно и то же». У Хайдеггера смерть
выступает как цель свободы, ибо она раскрывает наибольшие возможности человека. Человек становится
неповторимым индивидом, если сознает свою смертность, поскольку смерть -индивидуализирующий акт,
это моя смерть. В смерти Хайдеггер видит символ одиночества человека, которое может привести его к
свободе, поэтому этот страх надо сознательно взять на себя. Подлинная свобода, говорит он, это «свобода
смерти». В смерти существование, становящееся целостностью, приходит к самому себе, поэтому смерть
и есть будущее.
Экзистенциалисты эксплуатируют одиночество людей, внушая им страх перед небытием и призывают
готовиться к смерти, проявив определенную «решимость». Альбер Камю учил: «Этот мир не имеет
значения, и кто понимает это, обретает свободу». «Решимость» к смерти может проявиться в
самоубийстве. «Есть лишь один действительно серьезный вопрос - это вопрос о самоубийстве», - писал
Камю. «Стоит ли жизнь того, чтобы жить, или она не стоит этого, судить об этом - значит отвечать на
основной вопрос философии».1

Page 7

Тем, что я могу кончить самоубийством, говорил Камю, я могу доказать, что не завишу от той силы,
которая вне меня. А Хайдеггер через категорию «решимости» характеризовал и свободу, утверждая, что
она есть «решимость» принять «бытие как оно есть», примириться с существующим - с социальной не-
1 A. Camus. Le Myth de Sisyphe. Paris, 1953, p.15.
374
справедливостью, которая теряет смысл перед лицом смерти. С другой стороны, утверждения Хайдеггера,
что «люди рождены только для того, чтобы умереть», что человек не должен «застывать» в «повседневной
суете» и должен направить свою «решимость» только на смерть, были популярны в Германии среди
гитлеровской молодежи, теоретически подготавливали фанатическую «решимость» в борьбе «за
жизненное пространство». Хайдеггеру импонировал экстатический дух национал-социализма, вера в
мессианское призвание вождей, настроения национализма и реваншизма, расовые предрассудки. Поэтому
он принял фашистское движение за воплощение «истинной философии» и сотрудничал с гитлеровцами.
Таким образом, экзистенциалистские категории человеческого бытия - страх, забота, бытие-в-мире,
одиночество, настроенность, решимость, свобода, смерть и др. по-разному толковались представителями
различных политических взглядов этой философской школы, в них вкладывалось различное содержание.
Раз они оторваны от действительности, абсолютизированы и лишены объективного критерия, то это и
обусловливает возможность их различного толкования. Ведь бытие для экзистенциалистов - это «бытие-
сознание», «настроенность» человека (а каждый человек уникален, незаменим), он имеет дело с
неповторимыми ситуациями, поэтому бытие не детерминировано. Сартр прямо заявляет: «Бытие лишено
разумности, причинности, необходимости». Категории причинности и необходимости в философии
экзистенциализма подменяются категорией возможности. Она выступает более важной категорией, чем
действительность. Возможность в экзистенциализме представляет собой ничем не детерминированную
волюнтаристскую обращенность к будущему. Через категорию возможности определяется другая
категория - «понимание». Лишь в соотношении с возможностями человека раскрывается любой предмет
внешнего мира. Здесь мы сталкиваемся с вопросом о том, как толкуют экзистенциалисты процесс
познания.
Сартр - один из самых значительных представителей экзистенциализма, занимающий большое место
в искусстве и философии XX века. Он известен как автор романа «Тошнота», который произвел
шокирующее впечатление и вызвал у современников разноречивые суждения,
сборника новелл «Стена», трилогии «Дороги свободы», фундаментального труда «Бытие и Ничто» и
других произведений. Фигура Сартра закономерно привлекала и привлекает внимание
исследователей как отечественных, так и зарубежных. Тем не менее, в изучении его творчества
есть еще неясные, открытые вопросы. Произведения Сартра рассматриваются
в литературоведениидостаточно противоречиво. В особенности это относится, как нам
представляется, к прозе писателя конца 30-х годов. Одни исследователи полагают, что
произведения этого периода не были самостоятельными и самобытными и роман «Тошнота»
интересен лишь как начальный этап становления философии Сартра. Другие именно с них начинают
изучение наследия Сартра, считая, что в этих произведениях формировались взгляды мыслителя,
его представления о жизни и складывалась индивидуальная художественная манера. В данном
случае неизбежно возникает вопрос о том, как происходило формирование и какое значение имели
в этом процессе традиции предшествующей литературы. Особенно интересным представляется
выявление роли романтической традиции в творчестве Сартра и, более того, имела ли место эта
роль. Именно этим продиктовано обращение в данной работе к прозе Сартра конца 30-х годов XX
века в еѐ отношении к романтической традиции. В центре исследования — роман Сартра «Тошнота»
("La Nausee"). Материалом диссертации также стали сборник новелл «Стена» ("Le Миг") и первый
роман трилогии «Дороги свободы» - «Возраст зрелости» ("L'age de raison"), над которым Сартр
начал работать в середине 1938 года, «.роман "Тошнота", этот ранний роман, может восприниматься
как пролог к "Дорогам свободы" к этой декларации прав человека XX века, которая оформилась под
пером Сартра»1. Что касается цикла «Дороги свободы», «который должен был быть назван
"Люцифер"» , Сартр начинает писать его в 1938 году, а первый роман "Возраст зрелости"
заканчивает в 1941 году. В работе нами привлечены также отдельные более поздние произведения
Сартра.
Творчество выдающегося французского философа и писателя рассматривалось в разных аспектах.
Исследователи потратили много сил на выявление истоков прежде всего философской концепции3
Сартра. В
1 Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.,1994. С. 79.

Page 8

2 Prince G.-J. M£taphysique et technique dans l'oeuvre romanesque de Sartre. - Geneve: Droz, 1968. P.
11.
3 Как известно, истоки философской концепции Сартра восходят к Паскалю, Гуссерлю, Хайдеггеру,
Ясперсу, Кьеркегору, Ницше. Кроме общепризнанных основоположников экзистенциальной
философии исследователи называют имена Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, философов так или
иначе связанных с романтизмом. О предшественниках экзистенциализма пишет Т.Н. Ойзерман
(Современный экзистенциализм. М., 1966).
О Паскале как предтече экзистенциальной философии Сартра говорит A. Guigot. (Guigot A. Sartre et
l'exsistentialisme. Milan. 2000).
Кьеркегор считается одним из «учителей» экзистенциалистов. В свою очередь он испытал
сильнейшее влияние романтизма. Однако, мышление Кьеркегора, в значительной степени
обусловленное его романтическими увлечениями, выходит далеко за рамки романтизма. Е.Коссак
считает, что «.до тех пор, пока новая, современная нам волна оживления иррационально-
плюралистических течений, высшим выражением которых явился экзистенциализм, не привела к
тому, что сочинения Кьеркегора были открыты и прочитаны заново, а сам он был объявлен
крупнейшим экзистенциалистом XIX века, к нему относились просто как к представителю
позднеромантической литературы». (Коссак имеющейся литературе4 подробно проанализированы
социально-экономические предпосылки, сущность и эволюция размышлений Сартра. Что касается
его художественного творчества, то здесь проблема литературных традиций исследована менее.
Так, остается не вполне проясненным вопрос об отношении творчества Сартра к романтической
традиции5.
В первую очередь хотелось обратить внимание на оценку романа «Тошнота» и сборника «Стена»
современниками Сартра. По мнению А. Камю, Сартр пишет о «заряженном трагизмом мире»6,
«человеке на развалинах своей жизни»7, о людях, которых «занимает лишь один вопрос
Тошнота
1938
Краткое содержание романа
Читается за 5–10 мин
оригинал — за 5−6 ч
Роман построен по принципу дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего
Центральную Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося
в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвящѐнные маркизу де Рольбону,
жившему в XVIII в.
В начале января 1932 г. Антуан Рокантен вдруг начинает ощущать в себе изменения. Его захлѐстывает
некое неведомое до сих пор ощущение, похожее на лѐгкий приступ безумия. Впервые оно охватывает
его на берегу моря, когда он собирается бросить в воду гальку. Камень кажется ему чужеродным,
но живым. Все предметы, на которых герой задерживает взгляд, кажутся ему живущими собственной
жизнью, навязчивыми и таящими опасность. Это состояние часто мешает Рокантену работать над его
историческим трудом о маркизе де Рольбоне, который был видной фигурой при дворе королевы
Марии Антуанетты, единственным наперсником герцогини Ангулемской, побывал в России и, по всей
видимости, приложил руку к убийству Павла I.
Десять лет назад, когда Рокантен только узнал о маркизе, он в него в буквальном смысле влюбился
и после многолетних путешествий почти по всему земному шару три года назад решил обосноваться
в Бувиле, где в городской библиотеке собран богатейший архив: письма маркиза, часть его дневника,
разного рода документы. Однако с недавних пор он начинает ощущать, что маркиз де Рольбон ему
смертельно надоел. Правда, на взгляд Рокантена, маркиз де Рольбон является единственным
оправданием его собственного бессмысленного существования.
Все чаще и чаще его настигает то новое для него состояние, которому больше всего подходит название
«тошнота». Она накатывает на Рокантена приступами, и все меньше и меньше остаѐтся мест, где

Page 9

он может от неѐ скрыться. Даже в кафе, куда он часто ходит, среди людей ему не удаѐтся от неѐ
спрятаться. Он просит официантку поставить пластинку с его любимой песней «Some of these days».
Музыка ширится, нарастает, заполняет зал своей металлической прозрачностью, и Тошнота исчезает.
Рокантен счастлив. Он размышляет о том, каких вершин смог бы он достичь, если бы тканью мелодии
стала его собственная жизнь.
Рокантен часто вспоминает о своей возлюбленной Анни, с которой расстался шесть лет назад. После
нескольких лет молчания он вдруг получает от неѐ письмо, в котором Анни сообщает, что через
несколько дней будет проездом в Париже, и ей необходимо с ним увидеться. В письме нет
ни обращения, например «дорогой Антуан», ни обычного вежливого прощания. Он узнает в этом
еѐ любовь к совершенству. Она всегда стремилась воплощать «совершенные мгновения». Некие
мгновения в еѐ глазах обладали скрытым смыслом, который надо было «вылущить» из него и довести
до совершенства. Но Рокантен всегда попадал впросак, и в эти минуты Анни его ненавидела. Когда
они были вместе, все три года, они не позволяли ни единому мгновению, будь то моменты горести
или счастья, отделиться от них и стать минувшими. Они все удерживали в себе. Вероятно,
и расстались они по обоюдному согласию из-за того, что груз этот стал слишком тяжѐл.
В дневные часы Антуан Рокантен часто работает в читальном зале бувильской библиотеки. В 1930 г.
там же он познакомился с неким Ожье П., канцелярским служащим, которому дал прозвище
Самоучка, потому что тот проводил в библиотеке все своѐ свободное время и штудировал все
имеющиеся здесь книги в алфавитном порядке. Этот Самоучка приглашает Рокантена пообедать
с ним, ибо, судя по всему, собирается поведать ему нечто очень важное. Перед закрытием библиотеки
на Рокантена вновь накатывает Тошнота. Он выходит на улицу в надежде, что свежий воздух поможет
ему от неѐ избавиться, смотрит на мир, все предметы кажутся ему какими-то зыбкими, словно
обессилевшими, он ощущает, что над городом нависла угроза. Насколько хрупкими кажутся ему все
существующие в мире преграды! За одну ночь мир может измениться до неузнаваемости, и не делает
этого только потому, что ему лень. Однако в данный момент у мира такой вид, будто он хочет стать
другим. А в этом случае может случиться все, абсолютно все. Рокантену чудится, как из маленького
прыщика на щеке ребѐнка вылупляется третий, насмешливый глаз, как язык во рту превращается
в чудовищную сороконожку. Рокантену страшно. Приступы ужаса накатывают на него и в своей
комнате, и в городском саду, и в кафе, и на берегу моря.
Рокантен идѐт в музей, где висят портреты известных всему миру мужей. Там он ощущает свою
посредственность, необоснованность своего существования, понимает, что уже не напишет книги
о Рольбоне. Он просто не может больше писать. Перед ним внезапно встаѐт вопрос, куда же ему
девать свою жизнь? Маркиз де Рольбон был его союзником, он нуждался в Рокантене, чтобы
существовать, Рокантен — в нем, чтобы не чувствовать своего существования. Он переставал замечать,
что сам существует; он существовал в обличье маркиза. А теперь эта накатившаяся на него Тошнота
и стала его существованием, от которого он не может избавиться, которое он принуждѐн влачить.
В среду Рокантен идѐт с Самоучкой в кафе обедать в надежде, что на время сумеет избавиться
от Тошноты. Самоучка рассказывает ему о своѐм понимании жизни и спорит с Рокантеном,
уверяющим его в том, что в существовании нет ни малейшего смысла. Самоучка считает себя
гуманистом и уверяет, что смысл жизни — это любовь к людям. Он рассказывает о том, как, будучи
военнопленным, однажды в лагере попал в барак, битком набитый мужчинами, как на него снизошла
«любовь» к этим людям, ему хотелось их всех обнять. И каждый раз, попадая в этот барак, даже когда
он был пустым, Самоучка испытывал невыразимый восторг. Он явно путает идеалы гуманизма
с ощущениями гомосексуального характера, Рокантена вновь захлѐстывает Тошнота, своим
поведением он даже пугает Самоучку и остальных посетителей кафе. Весьма неделикатно
откланявшись, он спешит выбраться на улицу.
Вскоре в библиотеке происходит скандал. Один из служителей библиотеки, давно следящий
за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них
по руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристаѐт к детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором
выгоняет из библиотеки, грозя вызвать полицию.
В субботу Рокантен приезжает в Париж и встречается с Анни. За шесть лет Анни очень пополнела,
у неѐ усталый вид. Она изменилась не только внешне, но и внутренне. Она больше не одержима
«совершенными мгновениями», ибо поняла, что всегда найдѐтся кто-то, кто их испортит. Раньше она
считала, что существуют некие эмоции, состояния: Любовь, Ненависть, Смерть, которые порождают
«выигрышные ситуации» — строительный материал для «совершенных мгновений», а теперь поняла,
что эти чувства находятся внутри неѐ. Теперь она вспоминает события своей жизни и выстраивает их,
кое-что подправляя, в цепочку «совершенных мгновений». Однако сама она не живѐт в настоящем,
считает себя «живым мертвецом». Надежды Рокантена на возобновление отношений с Анни рушатся,
она уезжает в Лондон с мужчиной, у которого находится на содержании, а Рокантен намерен

Page 10

насовсем переселиться в Париж. Его все ещѐ терзает ощущение абсурдности своего существования,
сознание того, что он «лишний».
Заехав в Бувиль, чтобы собрать вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где
прежде проводил немало времени. Его любимая песня, которую он просит поставить ему
на прощание, заставляет его подумать о еѐ авторе, о певице, которая еѐ исполняет. Он испытывает
к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет
ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман. Если хоть кто-нибудь
в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет
счастлив.
Чума
1947
Краткое содержание романа
Читается за 5–10 мин
оригинал — за 6−7 ч
Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся
в 194... году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу.
Повествование ведѐтся от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными
мероприятиями в заражѐнном городе.
Чума приходит в этот город, лишѐнный растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все
начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно
их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников
беды, ещѐ не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно
страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает
его мать.
Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что
обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днѐм увеличивается.
Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре
и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина.
Оран становится закрытым городом.
Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран,
которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить
жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже
он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар
начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был
нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается
заслужить расположение и любовь окружающих.
Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для
выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих
лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы
он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.
В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном
Рамбером и ещѐ довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным
взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель
до разворачивающихся событий ведѐт записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои
наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится
близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для
борьбы с эпидемией.
С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме.
Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого
вооружѐнными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются
контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить
нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать

Page 11

на чѐрном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать
увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним
днѐм.
Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвѐтся в Париж к своей жене. Сначала официальными путями,
а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между
тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность
доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город,
отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.
В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком
в городе, довольным положением вещей, остаѐтся Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией,
сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится
начатый над ним судебный процесс.
Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют
рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение
эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародѐры и расхищают все, что
только могут унести на себе.
Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия
приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже
не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума
свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создаѐт сыворотку в самом Оране из того вируса,
который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта.
К бубонной чуме добавляется со временем ещѐ и чума лѐгочная.
Сыворотку решают испробовать на безнадѐжном больном, сыне следователя Отона. Доктор Риэ и его
друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребѐнка. Его не удаѐтся спасти. Они тяжело
переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января,
все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например,
и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев,
выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идѐт на убыль.
Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного
возбуждения их бросает в уныние. Они ещѐ не вполне верят в своѐ спасение. Коттар в этот период
тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведѐт откровенные беседы о том, что, когда
закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже
неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причѐм обоими
видами чумы одновременно. Доктору не удаѐтся спасти своего друга.
Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание
страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла
в их характер новую черту — некоторую отрешѐнность.
Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет
по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удаѐтся его обезвредить. Гран же возобновляет
написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.
Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему
очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся
боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики,
доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы
никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда
чума вновь пробудит крыс и пошлѐт их околевать на улицы счастливого города.
«Экзистенциализм – это гуманизм» Ж.-П. Сартр
Третье возражение
сводится к следующему: «Вы получаете одной рукой то, что даете другой»,
то есть ваши ценности, в сущности, несерьезны, поскольку вы их сами выбираете. На это я с глубоким
прискорбием отвечу, что так оно и есть; но уж если я ликвидировал бога-отца, то должен же кто-нибудь
изобретать ценности. Нужно принимать вещи такими, как они есть. И, кроме того, сказать, что мы
изобретаем ценности, – значит утверждать лишь то, что жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не

Page 12

живете своей жизнью, она ничего собой не смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами
смысл. Тем самым вы обнаруживаете, что есть возможность создать человеческое сообщество.
Меня упрекали за сам вопрос: является ли экзистенциализм гуманизмом. Мне говорили: «Ведь вы же
писали в
“Тошноте”[
24] , что гуманисты не правы, вы надсмеялись над определенным типом
гуманизма, зачем теперь к нему возвращаться?» Действительно, слово «гуманизм» имеет два совершенно
различных смысла. Под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека как цель и
высшую ценность. Подобного рода гуманизм имеется у Кокто[25] , например, в его рассказе «В 80 часов
вокруг света», где один из героев, пролетая на самолете над горами, восклицает: «Человек поразителен!»
Это означает, что лично я, не принимавший участия в создании самолетов, могу воспользоваться плодами
этих изобретений и что лично я – как человек – могу относить на свой счет и ответственность, и почести
за действия, совершенные другими людьми. Это означало бы, что мы можем оценивать человека по
наиболее выдающимся действиям некоторых людей. Такой гуманизм абсурден, ибо только собака или
лошадь могла бы дать общую характеристику человеку и заявить, что человек поразителен, чего они,
кстати, вовсе не собираются делать, по крайней мере, насколько мне известно. Но нельзя признать, чтобы
о человеке мог судить человек. Экзистенциализм освобождает его от всех суждений подобного рода.
Экзистенциалист никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен. И мы
не обязаны думать, что есть какое-то человечество известно. Но нельзя признать, чтобы о человеке мог
судить человек. Экзистенциализм освобождает его от всех суждений подобного рода. Экзистенциалист
никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен. И мы не обязаны думать,
что есть какое-то человечество, которому можно поклоняться на манер Огюста Конта. Культ человечества
приводит к замкнутому гуманизму Конта и – стоит сказать – к фашизму[26] . Такой гуманизм нам не
нужен.
Но гуманизм можно понимать и в другом смысле. Человек находится постоянно вне самого себя. Именно
проектируя себя и теряя себя вовне, он существует как человек. С другой стороны, он может
существовать, только преследуя трансцендентные цели. Будучи этим выходом за пределы, улавливая
объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, он находится в сердцевине, в центре этого
выхода за собственные пределы. Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира
человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле,
в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективности – в том смысле, что
человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, – и есть то, что мы называем
экзистенциалистским гуманизмом. Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого
законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы
показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в
поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное
самоосуществление.
Из этих рассуждений видно, что нет ничего несправедливее выдвинутых против нас возражений.
Экзистенциализм – это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного
последовательного атеизма.
Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Но если отчаянием
называть, как это делают христиане, всякое неверие, тогда именно первородное отчаяние – его исходный
пункт. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не
существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило.
Такова наша точка зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, – просто суть дела не в том,
существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя
самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это
оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние с
нашим, христиане могут называть нас отчаявшимися.
1946
Note 24
«Тошнота»
– первый роман Сартра (1938), в котором в яркой художественной форме изложены
основные положения экзистенциализма. Герой романа, Антуан Рокантен, испытывает «тошноту»,
возникающую при столкновении сознания с бытием («для-себя-бытия» с «в-себе-бытием» – на языке
трактата Сартра «Бытие и ничто»). Само по себе сознание прозрачно, тогда как бытие «плотно»,
непроницаемо, неделимо. Но в результате их взаимодействия возникает область «вязкого», «слизи»,

Page 13

«слякоти» – т.е. человеческой повседневной жизни. Наряду с разоблачением удушающей атмосферы
провинциального города, буржуазных ценностей, в романе проводится резкая критика традиционного
(христианского или социалистического) гуманизма. Если в «Тошноте» гуманизм вообще рассматривался
как порождение нечистой совести («дурной веры»), как лицемерие, то в 40-е гг. подлинным гуманизмом
был объявлен экзистенциализм. Отсюда ссылка Сартра на свое раннее произведение, в котором вопрос о
гуманизме решался иначе.
Note 20
Аутентичность
– подлинность человеческого существования, противопоставляемая философами-
экзистенциалистами «неаутентичности», понимаемой как подчинение предзаданным определениям,
потеря самого себя, подчинение «диктатуре публичности». Любые формы социального существования,
коллективного действия объявляются неаутентичными.
По мнению Сартра
, неподлинно существующий
человек пребывает в «дурной вере», у него нечистая совесть, так как он перекладывает ответственность за
свои поступки на природные или социально-исторические закономерности. Аутентичность, напротив,
означает свободное становление, отрицание любой наличной действительности, спонтанный выход за
собственные пределы, полноту ответственности за свои действия. Note 11
Детерминизм
(от лат. determinatio – определяю) – философское учение об объективной закономерности
явлений, о взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений природы и общества. Как и все
представители экзистенциализма,
Сартр является индетерминистом
, то есть отвергает
обусловленность человеческих поступков внешними причинами.
«Когда около 1880 г. некоторые французские профессора пытались выработать светскую мораль». Речь
идет об университетской философии в условиях конфликта между III республикой и католической
церковью. После смещения с поста президента маршала Мак-Магона (1879) была провозглашена
«светская, демократическая и парламентская республика». Хотя окончательное отделение церкви от
государства произошло только в 1905 г., уже в 80-е гг. прошлого века наблюдалась конфронтация
республики с католической церковью, в частности, в связи с реформой системы образования. В этих
условиях университетская философия, оставаясь идеалистической и даже спиритуалистической,
противопоставляла светскую мораль церковному учению, автономную моральную личность –
божественному откровению. С точки зрения Сартра, принципиальной разницы между религиозной
моралью и светской буржуазной моралью нет: социальные нормы, этические предписания и идеалы в
обоих случаях навязываются человеку извне, только на место бога буржуазия поставила выгодный ей
социальный порядок.

Информация о работе Основные проблемы философии экзистенциализма