Основные проблемы философии экзистенцианализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Цель данной контрольной работы - рассмотреть проблемы одной из основных течений в западной философии, а именно – экзистенциализм.
Задачи контрольной работы - рассмотрение и изучение следующих вопросов:
1). социальные условия и идейные предпосылки возникновения экзистенциализма;
2). основные проблемы философии экзистенциализма.

Содержание работы

Введение
1.Социальные условия и идейные предпосылки возникновения экзистенциализма.
2.Основные проблемы философии экзистенциализма.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 36.45 Кб (Скачать файл)

Проявлением специфически человеческого  существования является творчество, свобода, личная ответственность. Человек  всегда выбирает из многих вариантов (себя, своё будущее). Выбор–это свобода. Отказ от выбора –это тоже выбор. Смысл жизни–только в сфере свободы и собственной ответственности за свой выбор. Если ты пошёл на войну, считает Ж.-П. Сартр, значит это твоя война, и ты за неё отвечаешь, независимо от того, пошёл по своей воле или по принуждению. Самые низкие люди те, кто считает, что к тому или иному поведению их принудили.

В целом экзистенциализм  поставил ряд важнейших проблем: отчуждения личности в условиях бюрократизации общества, опасности утраты индивидуальности в условиях массовой культуры, потребительства, проблему смысла жизни (не вообще, а индивидуальной, человеческой жизни), проблему конечности жизни, смерти, проблему ответственности каждого за формирование своей личности.

В то же время философы не предложили конструктивных путей решения  человеческих проблем, а предложенный ими вариант–уход от проблем в мир переживаний–нереален. Чтобы стать ответственной личностью–профессионалом, семьянином–человек должен выйти в общество, а не бежать от него.[3]

Сегодня экзсистенциализм как самостоятельное философское направление становится достоянием истории. И всё же он оставил неизгладимый след в европейской и мировой культуре. Общую тенденцию “очеловечивания”  мира экзистенциализм свёл к тому, что поставил человека в центр своего философствования. Причём не человека вообще, а именно отдельного человека, с его переживаниями и тревогами. Мысль о том, что центральной  проблемой философии является конкретный человек с теми или иными модификациями, прочно утвердилась в современной западной философии.[6]

 

Заключение:

 

Философия экзистенциализма заставила людей задуматься над  такими вопросами, которые  классическая философия почти не обсуждала. Это  проблема человека, его индивидуального  существования, смысла жизни. Философия экзистенциализма была гуманистической критикой многообразных "язв" ХХ века: мировых войн, массового уничтожения людей, попрания человеческого достоинства, репрессивного и нивелирующего влияния общества на человеческую личность, её стандартизации и шаблонизации. Она также защитила стремление людей к творчеству и уникальности, оригинальности и неповторимости. Исторически экзистенциализм был заметным явлением в духовной жизни человечества 30-х – 60-х годов нашего столетия, затем утратил самостоятельность, однако его основные идеи вошли в общественное сознание современного общества.

В данной контрольной работе была рассмотрена тема - "Основные проблемы философии экзистенциализма"; поставленные вопросы мною были изучены.

 

Список использованной литература

1.Современная западная философия. Учебное пособие/Т.Г. Румянцева, А.А.Грицанов, В.Л. Абушенко, М.А. Можейко и др.; Под общей ред. Т. Г. Румянцевой. – Мн.; Высш. Шк.2000. – 493с.

2.Философия: учеб. Пособие для высших учебных заведений./ Отв. ред. В.П.  Кохановский. – Изд. 16-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.-574,[1] с.- (Высшее образование).

3.История философии: пособие для студентов вузов /автор – составитель   А.Л. Айзенштадт, А. П.Смолина. – Минск; Тесей, 2006.-176с.

4.Чуешов В.И.

Введение в философию. Учебное пособие/В.И. Чуешов, З. И. Думченко, О.О.Чеснокова,2-ое изд. Испр. – Мн.; "Тетрасистемс";1998. – 128с.

5.Вишневский М.И.

Философия: учебное пособие/ М.И. Вишневский,Минск:Выш.шк.,2008. – 479с.

6.Философия: Учебное пособие для вузов/под ред. Н.И. Жукова. – Мн.:Университетск.,1993.  – 214с.;ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Краткая биография крупнейших представителей экзистенциализма:

Одним из создателей экзистенциализма явился немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969). Профессиональную деятельность Ясперс начал как психиатр, что  в известной степени предопределило трактовку им основных философских  вопросов. В работах " Всеобщая психопатология" (1913) и "Психология мировоззрений" (1919) Ясперс проводил идею, согласно которой  психопатологические явления, как  правило, отражают не столько процесс  распада человеческой личности, сколько  интенсивные поиски человеком собственной  индивидуальности. ( После 1915 г. отошёл от активных исследований в области психиатрии, посвятив ряд работ проблематике  патографии, т.е. психопатологическому анализу эволюции выдающихся личностей: Стриндберг, Ван Гог, Сведенборг, Гельдерлин, Ницше и др. ) Рассматривая суть этих поисков в качестве ядра подлинной философской рефлексии, Ясперс утверждал, что любая рационалистически выстроенная картина мира есть не что иное, как иносказательная интеллектуальная интерпретация скрытых душевных стремлений творчески мыслящего индивида. Бытие в этих условиях оказывается " зашифрованным " и предполагает обязательное истолкование. Задача философии у Ясперса – вскрыть то обстоятельство, что в основании всех ипостасей сознательной деятельности людей принадлежит неосознаваемое творчество "экзистенции" (бытия особого плана, человеческой самости, внеположенной  предметному миру ). Источник мудрости – господствующее в мире неразумное ("Разум и экзистенция", 1935).[с.130;№5]

Одним из крупнейших мыслителей ХХ века, творившим в рамках принципиально  значимых интеллектуальных ориентиров экзистенциалистического типа, по достоинству считается немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).

Среди мыслителей, оказавших  влияние на становление Хайдеггера как философа, - Августин, Лютер, Кьеркегор, Гегель, Шеллинг, Ницше, Гуссерль. В 1914 году Хейдеггер опубликовал докторскую работу «Учение о суждении в психологизме», в 1916 году – диссертацию « Учение Дунса Скота о категориях и значениях». После защиты диссертации – доцентура под руководством Риккерта и ассистирование у Гуссерля.

В 1927 году появился главный  труд Хайдеггера «Бытие и время»; где  рассматривался вопрос о смысле бытия  – вопрос, который был забыт  в последекартовской философии.[с.135;№5]

Философ, писатель, один из наиболее значительных представителей француской феноменологии Жан – Поль Сартр (1905 – 1980), явился основателем атеистического экзистенциализма. Отталкиваясь от некоторых идей Декарта, Гегеля, Кьеркегора, Фрейда, Гуссерля, Хайдеггера и ( в поздний период творчества) Маркса, Сартр разрабатывает идею специфичности и аутентичности человеческого существования, развивает концепцию бытия, включающую в понятие бытия индивидуальную свободу в качестве его конструктивного элемента; предлагает оригинальные методологические средства анализа и описания в составе универсума, как универсального и незаместимого  акта экзистенции в историческом процессе (метод экзистенциального психоанализа, регрессивно – прогрессивный и аналитико – синтетический метод).[с.140;№5]

Ярким представителем французской  версии экзистенциализма явился философ  Морис Мерло – Понти (1908 – 1961), испытавший влияние идей гештальт – психологии Гуссерля, Хайдеггера и Сартра. Главные темы Мерло   - Понти – специфичность человеческого бытия как открытого диалога с миром, характер и механизмы «жизненной коммуникации» между сознанием, поведением человека и предметным миром; присуствие и конституирование в опыте экзистенции фундаментальных смыслообразующих  структур и содержаний, организующих опыт как целостность и мир как конкретную ситуацию; способа феноменологического анализа и прочтения интенциональной жизни сознания и экзистенции и др.

[с.147; № 5]

 


Информация о работе Основные проблемы философии экзистенцианализма