Основные законы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:18, реферат

Описание работы

Итак, рассматриваемый закон диалектики устанавливает, что количественные изменения на известной ступени скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития.

Содержание работы

1. Основные законы диалектики
1.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
1.2 Закон единства и борьбы противоположностей
1.3 Закон отрицания отрицания
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Основные законы диалектики.docx

— 44.91 Кб (Скачать файл)

Преемственность, сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.

Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более  высоким по своему типу, как необходимое  условие его бытия. Так, появление  живых организмов не исключает неживую  природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

Непосредственное сохранение низших форм организации материи  в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной  стадии эволюции вещи, какой-либо системы  к другой при сохранении самой  ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования  детеныша до старости; ступени в  развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.

Сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном, виде. Гегель писал, что снятие имеет двоякий смысл: означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического  материализма отрицание-синтез означает «прибавление». Например, для античного  искусства был характерен культ  человеческого тела, в нем доминировало земное начало. Средневековое искусство  отрицает этот эстетический идеал, возвеличивает  духовное начало в человеке. Искусство  эпохи Возрождения восстанавливает  античный идеал (повторение в высшей стадии некоторых черт низших), но в  обогащенной форме, учитывающей и внешнюю красоту тела, и внутреннюю одухотворенность человека (отрицание-синтез). Другой пример: практика показывает, что к успеху ведет на определенном промежуточном, достаточно длительном отрезке истории образование не одной (общественной либо частной), а системы всех выработанных историей форм, где совмещены частная, акционерная, кооперативная, коллективная, государственная, или общенародная, фор-' мы собственности. Сосуществуя и взаимодействуя, эти формы подавляют друг у друга негативные черты и тенденции и развивают позитивные. Развитие науки есть не возврат якобы к старому, а больше похоже на «ветвящееся древо» обогащающихся и усложняющихся знаний - ветвей в множащихся направлениях.

Помимо многоступенчатой цепочки отрицаний (трансформация), общий ритм развития может быть представлен, по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод). Зачатки  представлений о тройственном цикле  развития наметились еще у Платона  и Прокла. На этот счет приведем другие примеры из истории философии. Это взгляд Руссо на историю: первоначальное равенство - порча, вызванная неравенством, - установление равенства на более высокой ступени (в современной интерпретации - равенство всех людей перед законом в правовом государстве, но отнюдь не равенство в способностях людей. - В. К.). Или ячменное зерно, попавшее на благоприятную почву, переходит в стебель и далее в колос с множеством изменившихся в большей или меньшей степени зерен (Энгельс). Гегель предупреждал, что принцип триад - поверхностная, лишь внешняя сторона способа познания, однако сам часто злоупотреблял схематизмом триад. Необходимо в познании выводить закон отрицания отрицания из самих явлений, находить его в них (если он там имеется), а не навязывать его (в форме схем, априорий) любому развивающемуся предмету.

С позиций синергетики  закон отрицания отрицания в первом приближении может быть выражен в законе чередования порядка и хаоса. Когда структура того или иного объекта, имеющего начало и конец, в основном определяется и наступает насыщение информацией, спираль принимает как бы форму сходящейся. При этом уменьшается неопределенность и возрастает уровень организации объекта.

В синергетике порядок  и беспорядок - две стороны одного и того же мира, причем беспорядок выступает  как первичное состояние, из которого в любой, непредсказуемой заранее  точке может возникнуть нечто  новое. В точках бифуркации возможны самые различные флуктуации (колебания) процесса. В социуме бифуркационный скачок может направить систему в любом направлении. Поэтому возрастает значение ответственного и обоснованного выбора людьми своих действий, так как в современном обществе малые воздействия на входе (например, на некоторые региональные, национальные или религиозные явления) могут вызвать сколь угодно сильный отклик (результат) на выходе. Следовательно, необходимо обязательное осмысление последствий вмешательства человека в характер развития социальных процессов. Когда тот или иной, во многом случайный, выбор (социальная мутация) произойдет и утвердится новый порядок, тогда на передний план выходит необходимость событий.

Исходя из теорий цивилизационных  кризисов П.А. Сорокина, экономических  циклов Н.Д. Кондратьева, циклов развития мировой культуры О. Шпенглера и  А. Тойнби, кризис стал интерпретироваться не как отрицание предшествующей стадии развития, а как движущая сила и форма проявления самого этого  развития, различные фазы которого выражают преемственность мирового процесса. Кризис в обществе рассматривается  также как революционная ситуация, когда возникает несоответствие старой социальной структуры (главным  образом формы власти и собственности) новым социальным элементам (новые  люди и новые корпорации), что  порождает в общественном сознании представления о возможных вариантах  иного структурирования общества.

Реализуясь во взаимодействии противоположностей и переходе количественных и качественных изменений, развитие содержит в себе преодоление старого, преемственность и утверждение  нового, что определяется законом отрицания отрицания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

1. Демидов, А. Б. Философия  и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 - 102 с.

2. Каверин Б.И., Демидов  И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.

3. Калмыков В.Н. Философия:  Учебное пособие / В.Н. Калмыков  – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

4. В. И. Стрюковский Основы философии: Учебное пособие / В. И. Стрюковский - Ростов-на-Дону, 2005

 


Информация о работе Основные законы диалектики