Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:39, контрольная работа
Диалектика (греч.διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.
В письменах праславянской цивилизации диалектика - Дивалетико – двоелётно – действовать и мыслить противоположными категориями, диалектически.
Введение 2
1.Историческое развитие, понятия 4
1.1Диалектика античности 4
1.2Идеалистическая диалектика немецкой классической философии 9
1.3Материалистическая диалектика 12
2.Основные законы диалектики 15
2.1«Закон единства и борьбы противоположностей» (закон противоречия) 15
2.2«Закон перехода количественных изменений в качественные» 18
2.2.1Качество и свойства 19
2.2.2 Понятие о качестве и количестве 21
2.2.3 Переход количественных изменений в качественные (закон развития) 23
2.2.4Скачки 24
2.3«Закон отрицания отрицания» 25
Список используемой литературы 27
1."индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения
2. "определение" - это установление родов и видов, их соотношения.
С именем Платона связано возрождение античной диалектики, которая претерпела значительный ущерб в школах софистов, Сократа и Демокрита. Диалектика Платона впервые не только получает собственное наименование, но и обретает своё аналитическое звучание как умение строить логические рассуждения, вести беседу, диалог.
Но не только субъективность была целью платоновской диалектики. Античная философия носила объективистский характер во все времена. “Для Платона – сообщает В.Ф. Асмус – диалектика это – не логика только, хотя в ней есть и логический аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона – прежде всего учение о бытии, о родах истинно сущего бытия и об идеях … “Идеи” Платона – не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а истинно сущие роды бытия. В соответствии с этим “диалектика”, как её понимает Платон, не только путь и метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира”.
Бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.
Будучи верным учеником, почитателем и последователем метафизического идеалиста, Сократа, Платон, естественно, не смог преодолеть метафизичности и в своём учении. Его обособленные “идеи” только противопоставлялись “вещам”. Платон называл диалектику логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться.
У Платона диалектика - искусство
вести беседу. У Аристотеля - искусство
вести вероятностные
1.2Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.
Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 гг.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в порции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическая философия последней трети XVIII – первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.
Немецкая классическая философия
– это определенный период в развитии
немецкой философской мысли (с середины
XVIIIв. до середины XIXв.), представленный
учениями Иммануила Канта, Иоганна
Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля
и Людвига Фейербаха. Все они
– очень разные философы, но, тем
не менее, их творчество принято оценивать
как единое духовное образование. Несмотря
на все различия между классиками
немецкой философии, их усилия были направлены
в единое русло, которое характеризуют
две особенности: преемственность
по отношению к идеям эпохи
Просвещения и философское
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии.
В своем учении о познании
Кант большое место отводил
Кант противопоставлял ноумен (непознаваемая «вещь в себе») и феномен, т.е. субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности.
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как Иоганн Готлиб Фихте (1762-1854) и Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена. Обосновав познавательную активность в некотором едином принципе:
- Фихте– в абсолютном Я (Вещь в себе пропадает. Человек сам творит этот мир.)
- Шеллинг - в абсолютном тождестве бытия и мышления.
Последний дал тонкий анализ
категорий диалектики, в частности
свободы и необходимости, тождества,
единого и многого и др., послужив
предтечей гегелевской
Высшим достижением немецкой
классической философии явилась
диалектика Георга Вильгельма Фридриха
Гегеля (1770-1831). На объективно-идеалистической
основе он развил учение о законах
и категориях диалектики, впервые
в систематизированном виде разработал
основные принципы диалектической логики
и подверг критике
пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики);
развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории);
развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания.
“Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”.
Основные принципы философских идей Гегеля могут быть представлены в следующих положениях:
Принцип единства противоположностей.
Систематика принципов и категорий диалектики.
Идея исторической закономерности.
Принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия.
Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгах под общим названием «Наука логики».
1.3 Материалистическая диалектика.
Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Генрих Маркс(1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).
Маркс как философ сформировался
в значительной степени под влиянием
работ Гегеля. В основе идей Гегеля
лежало противопоставление «субъективного
духа» (отдельного человека), «объективного
духа» (системы условий и
Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить её строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Маркс пошел дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь немецким философским термином, «критики») Гегеля — он предложил поставить на место умозрительного «абсолютного духа» конкретное сообщество людей с их коллективным мышлением. Общество, а не бог, является абсолютом, предстоящим отдельному человеку. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество. Совершая эту «философскую революцию», он нашёл союзника в лице Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс считали, что только историческое развитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ — сможет на самом деле улучшить мир: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
В советское время единственной допустимой формой диалектики считался марксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многие авторы продолжают оценивать её позитивно.
Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектику Гегеля восприняла в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики».
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания.
Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер.
2.Основные законы диалектики.
2.1 Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия).
«Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу»
Закон единства и борьбы
противоположностей — всеобщий закон
действительности и её познания человеческим
мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической
диалектики. Каждый объект заключает
в себе противоположности. Под противоположностями
диалектический материализм понимает
такие моменты, «стороны» и т.
п., которые находятся в
При раскрытии этого закона,
Энгельс подчеркивал
Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимном отрицании. Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.
Единство и борьбы противоположностей
можно проиллюстрировать в