Основные законы диалектики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Маркс и Энгельс рассмотрели законы диалектики Гегеля через призму материального мира.

Содержание работы

Введение
Историческое развитие понятия
Диалектика античности
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии
Материалистическая диалектика
Основные законы диалектики
«Закон единства и борьбы противоположностей» (закон противоречия)
«Закон перехода количественных изменений в качественные»
Качество и свойства
Понятие о качестве и количестве
Переход количественных изменений в качественные(закон развития)
Скачки
«Закон отрицания отрицания»
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Законы диалектики.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих – в том, что они существуют, – и несуществующих – в том, что они не существуют”.

Георгий:1)…никто не существует; 2)…если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо и 3)…если оно даже и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Гиппийуказал в своём определении закона на насильственное принуждение как на условие возможности законодательства.

Продик: “Каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи”.

Алкидамант: “Природа никого не создала рабами, и люди рождаются свободными”

Антифонт отстаивал “преимущества природы перед установлениями культуры и над искусством”

Фразимах, социальный аналитик, выявил относительность социально-этических норм: “Каждая власть устанавливает законы, полезные для неё самой, демократия – демократические, тирания – тиранистические и т.д.”

Это был путь критики и сомнений, описанный впервые Протагором. “Он первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом”.

Гегель писал, что софистика встала на путь свободного мышления, которое должно было “вывести за пределы существующих нравов и наивной религиозной веры”.

Таким образом, софисты не только подготовили принципы диалектической относительности (как полагал Гегель), но и заложили, по ленинскому выражению, “софистику нигилизма” анти аристократического направления, используемую теперь однако одиозными школами иррационализма и фашизма.

Интерес к человеку хоть и был общей чертой софистов и Сократа, но диалектика в ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины отличала философию Сократа от софистики.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.

Если учения Гераклита о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического" метода: "ирония" и "майевтика” - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию.

Сократический метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской "иронией". Но он не ставит своей задачей только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины". Продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" - повивальное искусство" Сократа (намек на профессию своей матери). Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как основы истинной морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям Основная задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и "определения". "Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.

1."индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения

2. "определение" - это установление родов и видов, их соотношения.

С именем Платона связано возрождение античной диалектики, которая претерпела значительный ущерб в школах софистов, Сократа и Демокрита. Диалектика Платона впервые не только получает собственное наименование, но и обретает своё аналитическое звучание как умение строить логические рассуждения, вести беседу, диалог.

Но не только субъективность была целью платоновской диалектики. Античная философия носила объективистский характер во все времена. “Для Платона – сообщает В.Ф. Асмус – диалектика это – не логика только, хотя в ней есть и логический аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона – прежде всего учение о бытии, о родах истинно сущего бытия и об идеях … “Идеи” Платона – не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а истинно сущие роды бытия. В соответствии с этим “диалектика”, как её понимает Платон, не только путь и метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира”.

Бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.

Будучи верным учеником, почитателем и последователем метафизического идеалиста, Сократа, Платон, естественно, не смог преодолеть метафизичности и в своём учении. Его обособленные “идеи” только противопоставлялись “вещам”. Платон называл диалектику логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.

Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться.

У Платона диалектика - искусство вести беседу. У Аристотеля - искусство вести вероятностные рассуждения (способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна). Аристотель различает аналитику и диалектику. Аналитика устанавливает все абсолютно точно. Все течет и все изменяется. Если говорить об актуальном, надо иметь в виду реализовавшуюся возможность. Закон недопустимости противоречий: нельзя утверждать об объекте одновременно в одном и том же месте и в одно и то же время разного положительного и отрицательного. Закон исключенного третьего: если есть два суждения и первое ложно, то второе истинно, третьего не дано. Противоречия: контрадикторные (преступают законы формальной логики), контрарные (один говорит белый, другой черный, а объект может быть серым). Есть частное мнение. Это приговор, задание рамки, вилки, в пределах которой рассматривается объект. Закон тождества - я есть я. Выступает против софистики. В конечном счете, Аристотель – это целая система формально-логических силлогизмов.

 

    1. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии

 

Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 гг.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в порции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическая философия последней трети XVIII – первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.

Немецкая классическая философия – это определенный период в развитии немецкой философской мысли (с середины XVIIIв. до середины XIXв.), представленный учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Людвига Фейербаха. Все они – очень разные философы, но, тем не менее, их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуют две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское новаторство.

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии.

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин называл логику Канта «формальной».

Кант противопоставлял ноумен (непознаваемая «вещь в себе») и феномен, т.е. субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как Иоганн Готлиб Фихте (1762-1854) и Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена. Обосновав познавательную активность в некотором едином принципе:

- Фихте– в абсолютном Я (Вещь в себе пропадает. Человек сам творит этот мир.)

- Шеллинг - в абсолютном тождестве бытия и мышления.

Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики.

Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:

  • пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики);
  • развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории);
  • развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания.

“Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”.

Основные принципы философских идей Гегеля могут быть представлены в следующих положениях:

  • Принцип единства противоположностей.
  • Систематика принципов и категорий диалектики.
  • Идея исторической закономерности.
  • Принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия.

Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгах под общим названием «Наука логики».

 

    1. Материалистическая диалектика

 

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Генрих Маркс(1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

Маркс как философ сформировался в значительной степени под влиянием работ Гегеля. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы условий и условностей, которые отделяют человека от бога) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «бога», в терминах Платона — «идеи»). Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения, т. е. на уровень бога, преодолевая систему объективных ограничений и разделений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику этого движения «диалектикой». Маркс очень глубоко усвоил это представление об абсолюте, предстоящем отдельному человеку, о системе объективных ограничителей, стоящих на пути к единому «абсолюту», и о том, что развитие абсолюта и развитие мира возможны прежде всего через работу человеческого разума, т. е. через диалектику.

Информация о работе Основные законы диалектики