Основы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:03, доклад

Описание работы

Артур Шопенгауэр — немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со второй половине 19 века.

Файлы: 1 файл

философия печать.docx

— 18.19 Кб (Скачать файл)

Артур Шопенгауэр — немецкий философ-иррационалист. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со второй половине 19 века.

 

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года, в Данциге, ныне Гданьск. Он происходил из состоятельной купеческой семьи. Его отец Генрих Флорис Шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал вспыльчив и склонен к депрессии, имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-1831). В детстве будущий философ не получил систематического образования.

Желая видеть в сыне продолжателя своего дела, родители отправляют девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика взяли в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения «одних только слов», но и в благотворности знакомства «с самими вещами». В 1805 году Артура отдали в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволила сыну получить университетское образование.

В 1809 году Артур Шопенгауэр стал студентом-медиком Геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, перевелся на философский факультет, где с особым усердием штудировал Платона и Иммануила Канта.

Под философией жизни подразумеваются  те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест  некоторых философов против засилья  гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.

 Какое-то время Шопенгауэр  работал вместе с Гегелем на  кафедре философии в Берлинском  университете. Интересно, что Шопенгауэр  предпринял попытку читать свою  философию как курс, альтернативной  философии Гегеля, и даже назначал  свои лекции в одно время  с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел  неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила  славу Гегеля. Неуспех лекций  в Берлине был вдвойне обиден  для Шопенгауэра, поскольку он  резко отрицательно оценивал  гегелевскую философию, называя  её порой то бредом параноика,  то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

 Основное произведение  Шопенгауэра - “Мир как воля  и представление” (1819) . Весь мир,  с его точки зрения, представляет  собой  волю к жизни.

Во взглядах Шопенгауэра  можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда, Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному  пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к  попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого  общества, лишённого страдания и  эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра  называют иногда  пессимизмом.

 Произведения Шопенгауэра  отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из  его оригинальных трудов был  “Трактат о любви” , Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В “Трактате” Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм- отрицательное явление.

 Точнее было бы сказать,  что Шопенгауэр просто лучше  объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для  людей образом.

В 1814 году, после разрыва  с матерью, которой Артур так  и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселился в Дрездене. Здесь он написал трактат «О зрении и цвете» (1816), а в марте 1818 завершил работу над первым томом своего основного  произведения «Мир как воля и представление». Судьба его первого издания (большая  часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. Вслед  за этим Шопенгауэр в 1820 году потерпел фиаско в преподавательской деятельности в Берлине, его пробная лекция вызвала отрицательное отношение немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

С 1831 года философ обосновывался  во Франкфурте-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением  к первому тому основного произведения или его популяризацией. Несмотря на успех его последней работы и все возрастающую известность, Шопенгауэра не покидало чувство  духовного одиночества. Тем не менее, он был очень уверен в выдающемся значении и новизне своего труда.

Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а  свое учение — «пессимизмом». Мировая  история не имеет смысла. Страдание  — «наказание» за «первородный грех», вину обособленного существования.

 

Артур Шопенгауэр скончался 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне.

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Брянский государственный  технический университет

«Политехнический колледж  БГТУ»

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

По дисциплине : «Основы философии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:                                                                        Корнакова В.В.

Группа:                                                                         38БУХ-11

Преподаватель:                                                            Столяренко Л.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск

2013


Информация о работе Основы философии