Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:23, реферат
Цели работы: ориентироваться в проблемах общества и культуры, понять, откуда берет корни ламаизм, и иметь представления о сущности ламаизма, как религии.
Для достижения целей, были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть основы теории ламаизма, его этику и магическую практику;
- Изучить пантеон ламаизма, жизнь ламы и их обряды.
Введение…………………………………………………………………………………3
Основы теории ламаизма………………..…………………………………………4
Этика ламаизма…………………………..…………………………………………6
Магическая практика ламаизма……..……..……...………………………………8
Пантеон ламаизма…………………………………………….…………………..10
Монастыри, ламы и обряды………………………………………………...……12
Ламаизм и современность………………………………………………………..14
Заключение……..……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………….……………………………………16
Среди божеств; и духов более низших категорий видное место занимают патроны - покровители различных местностей или профессий, включая персон, заимствованных из всекитайского пантеона религиозного синкретизма, как, например, «белый старец» Цаган убугун, тибето-монгольский аналог китайского патрона долголетия Шоу-сина.
Наконец, особой и высокочтимой категорией святых в ламаизме являются его основатели, особенно родоначальник Махаяны Нагарджуна и основоположники ламаизма Атища и Цзонхава. Эти трое чаще всего встречаются среди Изображений будд и божеств,в храмах и кумирнях. Наряду с ними в тех же кумирнях помещено множество изображений священных животных и монстров, а также различные мандалы.
Храмы-кумирни, в которых помещены изображения будд, бодисатв и святых ламаистского пантеона, а также различные аксессуары, ламаистской магической практики (от молитвенных барабанов до мандал), являют собой основу монастырских и храмовых комплексов. В крупных монастырях обычно обитало множество лам, в средних и мелких их было меньше, причем далеко не во всех они жили постоянно. Здесь, особенно в крупных монастырях, ламы проходили многоступенчатый путь подготовки, включавший образование, обряд ординации, присвоение очередных званий, вступление на путь спасения (дхиана-ламы) и т. п. Образ жизни лам после реформ Цзонхавы был достаточно строг. Только самым низшим из их числа, занимавшимся преимущественно магической практикой, врачеванием и т. п., позволялось нарушать принципы безбрачия. Это рождало полупрезрительное отношение. К ним как к «ненастоящим» ламам со стороны других категорий лам и мирян. Ламы должны были строго придерживаться буддийских принципов существования. Правда, живя в основном среди скотоводов, они вынуждены были несколько отходить от некоторых из этих принципов. В частности, им дозволялось, есть мясо, но при условии, что животное убито не специально для них.
Среди лам существовала довольно строгая иерархия- явление, не свойственное в такой степени даже Махаяне, не говоря уже о Хинаяне. Иерархия эта венчалась немногочисленной, группой настоятелей крупных монастырей и ближайших помощников далай-ламы во главе с ним самим. Эта группа высших лам отличалась от всех остальных тем, что они являли собой «воплощенную иерархию», iv е. считались хубил-ганами тех или иных из будд, бодисатв и святых ламаистского пантеона. Из числа остальных лам высшую ступень занимали «полные» ламы, гэлуны, ниже их стояли посвященные в первую степень ламства гэцулы, еще ниже-послушники и затем ламы, занимавшиеся магией и врачеванием. Кроме того, в крупных монастырях была своя строгая внутренняя иерархия лам во главе с настоятелем. Эти крупные монастыри обычно были также и центрами обучения и подготовки лам, своеобразными ламаистскими университетами.
В монастырях и храмах-кумирнях посвященные ламы совершали обряды богослужений. Ежедневные богослужения, малые хуралы, иногда совершавшиеся (особенно в больших монастырях) трижды в день, заключались в чтении молитв с хвалой «трем сокровищам» буддизма, т. е. Будде, дхарме и сангхе, а также с пожеланиями достичь состояния будды для всех участвующих в обряде лам. В определенные дни и особенно торжественно в первую половину первого месяца года (празднование Нового года) совершались великие хуралы. Это - торжественные и красочные ритуальные празднества, протекающие, особенно в крупных монастырях, при большом стечении верующих. Среди больших хуралов выделяются своей специфической окраской так называемые докшитскне, суть которых сводится к воспеванию хвалы докшитам с совершением магических обрядов, чтобы, приняв поклоны и жертвы, докшиты еще более рьяно защищали веру и выступали против ее врагов. Пышно и торжественно проходят также хуралы в честь Май-трейи, Цзонхавы, святых отшельников и т. п.
Как и все буддисты, ламы и многие миряне особо выделяют два дня в месяц, которые следует провести в посте и покаянии. У ламаистов это 15 и 30 числа, причем в эти дни служба в храме идет почти целый день. Минине, которые внутрь кумирни обычно не допускают-с», снаружи слушают пение, звуки молитв и храмовую музыку, произносят священную мантру «Ом мани падма хум» я совершают поклонения с молитвами и обетами. С молитвами-хуралами, совершаемыми по их просьбе ламой, ламаисты-миряне обращаются в связи со значительными событиями в их жизни (рождение, свадьба, похороны, болезнь), при необходимости контакта с духами и в других случаях; при этом лама выступает чаще всего в качестве наследника прежнего шамана.
Ламаизм сыграл огромную роль в исторических судьбах ряда народов Центральной Азии, прежде всего тибетского. Ламаистская доктрина, возвеличив далай-ламу, превратила Тибет в сакральный центр буддизма, связав с ним в религиозном смысле народы соседних районов, прежде всего монголов. В Монголии глава ламаистской церкви на протяжении многих лет был своеобразным центром притяжения всей национальной оппозиции цинскому господству - опозиции, принявшей религиозную форму. Только после образования МНР в 1921 г. религиозная власть богдо-гэгэна была ограничена, а политической власти он лишился вовсе. Правда, авторитет лам в Монголии, равно как и среди некоторых других ламаистских народов вне Тибета, по-прежнему достаточно высок. Но наибольшей степени это касается Тибета, остающегося и поныне центром ламаизма.
Тибет, на протяжении нескольких последних веков включённый в состав Китая, длительное время сохранял свою национально-религиозную и политическую автономию. После образования КНР 14-й далай-лама вместе с большой группой (до ста тысяч) поддерживающих его лам и мирян покинул Тибет и обосновался в пригима-яайскйх районах Индии, где он пребывает в настоящее время как своеобразный политический эмигрант. Культурная революция 1966--1976 гг. в КНР сильно затронула святыни и ценности ламаизма. Но, несмотря на существенные структурные перемены в современном Тибете, ламаизм продолжает занимать важное место и играть существенную роль, а направленная на примирение с ним политика пекинских лидеров лишь реально констатирует этот несомненный факт. Более того, в некотором смысле тибетский ламаизм и поныне является своего рода центром для многих буддистов мира.
Заключение
Буддийская традиция-цивилизация характеризуется акцентом на религиозно-детерминированное индивидуальное поведение. Система каст с ее кармическим обоснованием, культ аскезы и монашества сочетаются здесь с устойчивой иерархией социального неравенства, что, естественно не стимулирует экономической активности и предприимчивости.
Опираясь на тезисы, выдвинутые еще ранними буддистами, ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования. В ламаизме наиболее ярко проявилась одна из главных закономерностей формирования мировых религий. Чем дальше от места возникновения проникает то или иное религиозное течение, тем больше оно удаляется от первоначального, исходного варианта и насыщается элементами местных религиозных верований, культов, обычаев и традиций. Ламаизм представляет собой довольно причудливый синтез Махаяны, тибетского буддизма - ваджраяны и до буддийских архаичных верований народов, населяющих эти территории. Особой и высокочтимой категорией святых в ламаизме являются его основатели, особенно родоначальник Махаяны Нагарджуна и основоположники ламаизма Атища и Цзонхава.
Ламаизм сыграл огромную роль в исторических судьбах ряда народов Центральной Азии, прежде всего тибетского; продолжает занимать важное место и играть существенную роль. Более того, в некотором смысле тибетский ламаизм и поныне является своего рода центром для многих буддистов мира.
Мы выяснили, откуда берет свои корни ламаизм, где эта религия имеет место быть и, что она в себе несет. Таким образом, поставленные задачи были выполнены, а цели работы достигнуты.
Список используемой литературы
1. Андрес, Петер Религии современности. История и вера/Петер Андрес.-М.: Прогресс-традиция, 2001.-304с.
2. Радугин, А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций /А.А. Радугин.-М.: Центр, 2000.- 240с.
3. Чекалов, Д.А. История религий: конспект лекций /Д.А. Чекалов, В.А. Кондрашов.- Ростов н/Д: Феникс,2004.- 320с.
4. ru. Wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия