Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:39, реферат
Так вот, приведенные строки вовсе не есть древнекитайская философия. Там, кончено, говорится о Инь и Ян, но вскользь. Китай не знал философских или, скажем, религиозных занятий как специфической деятельности. Вся ученость в Китае была направлена на один предмет: как управлять государством, его подсистемами и отдельными людьми. А так как китайские философы занимались, можно сказать, "теорией управления", то они и служили обычно при ванах и императорах в качестве советников, либо были сами высокопоставленными чиновниками.
Целью данной работы является ознакомление в древнекитайской философией и рассмотрение её с точки зрения политики и государства
Введение 2
Становление китайской философии 3
Философия древнего конфуцианства 6
Новое время китайской философии (с 1000 г. н. э.) 10
Заключение 12
Список использованных источников 14
Минобрнауки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре
государственный технический
Факультет компьютерных технологий
Кафедра «Информационные системы»
Реферат по философии
на тему
«Особенности древнекитайской
Студентка группы
0ПИ-1
Проверила
2011
Содержание
Обычно о китайской философии у людей достаточно поверхностные знания. Приблизительно каждый, слегка копнувший в философию страны Поднебесной, составляет для себя такую картину:
В основе мироздания лежат два начала: темное, женское – «Инь» и светлое, мужское – «Ян». Начала эти, в свою очередь, есть результат либо сгущения (для Инь), либо очищения (для Ян) некоего эфира (Ци). Инь и Ян взаимодействуя, порождают пять первостихий - воду, огонь, дерево, землю и металл. И уж эти пять в разных сочетаниях воплощают в себе все разнообразие мира.
Так вот, приведенные строки вовсе не есть древнекитайская философия. Там, кончено, говорится о Инь и Ян, но вскользь. Китай не знал философских или, скажем, религиозных занятий как специфической деятельности. Вся ученость в Китае была направлена на один предмет: как управлять государством, его подсистемами и отдельными людьми. А так как китайские философы занимались, можно сказать, "теорией управления", то они и служили обычно при ванах и императорах в качестве советников, либо были сами высокопоставленными чиновниками.
Целью данной работы является ознакомление в древнекитайской философией и рассмотрение её с точки зрения политики и государства
Все школы и
направления китайской
Дао понимается как сущность жизни. Геометрически
Дао изображают в виде сферы с вписанным
в нее кубом. Жизненные функции Дао поддерживаются
вселенскими ритмами инь и ян. Ян воспринимается
извне и генерируется внутри Дао сферой,
инь – кубом. Организм Дао наполнен пустотой,
в которой растворены идеальное, духовное
и телесное качества. Пустота пронизана
системой энергетических полей. Пять иньских
полей располагаются по горизонтали, они
взаимодействуют по кругу и в такой же
последовательности поочередно заходят
в центр. Пять янских полей располагаются
вертикально и взаимодействуют по траектории
в виде восьмерки и тоже в определенной
последовательности входят в центр. Все
энергетические поля являются парными
аналогами друг друга. В центре – противоположные
поля инь и ян сливаются в единство и образуют
новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет
генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян.
В полном цикле сопряжения поля сплетают
25-частную спираль Дао.
С началом разрушения рода и зарождением
государства культура Дао деформировалась.
Элементы инь и ян сходят со своих спиральных
орбит, в центробежной направленности
разрывают объем Дао, а в центростремительной
сталкиваются в противоборстве. В результате
Дао ввергается в хаос.
Движимый трагическими обстоятельствами
хаоса человек сознательно берет на себя
заботу о восстановлении гармонии культуры
Дао. Это делают отдельные способные к
тому личности. Они ставят себя на место
центрального элемента цзы в системе архетипа
у чан - у син, восстанавливают генетическую
триаду инь-цзы-ян и реставрируют Дао.
Их теоретическое творчество и проповедуемый
ими образ жизни в каждом реставрируемом
ими типе культуры Дао принимает статус
философии. Такие люди получают имя цзы
и потому все древнекитайские философы
называются цзы: Лао-цзы, Кун-цзы, Мэн-цзы,
Чжуан-цзы, Ле-цзы, Моцзы, Сюнь-цзы и другие.
Философы направляются в центр дао как
ставленники природных и социальных верхов
и низов: от широкой Земли и народа (минь),
от высокого Неба и правителя (цзюнь). Соответственно
они реставрируют Дао на горизонтальной
и вертикальной составляющих архетипа
у чан/ у син. В китайской философии рождаются
два основных направления – даосизм и
конфуцианство, между которыми помещается
призванное интегрировать их учение «Книги
перемен».
Каждое из направлений вырабатывает свой
термин и понятие философии. В конфуцианстве
философия называются хаосюэ, что является
аналогом греческого слова «философия».
Дословно хаосюэ, как и в греческом языке,
означает любовь к мудрости: хао – любить,
сюэ – мудрость, учение.
В даосизме философия называется цзюэсюэ
– отрицание мудрости: цзюэ – отрицать,
сюэ – мудрость. Однако это только отрицание
иллюзорной человеческой самости и утверждение
подлинной всеобщей самости человека,
входящей в даосизме в понятие цзыжань
– естественность. В качестве любви даоская
цзюэ сопоставима с другим греческим словом,
означающим любовь. Даоская философия
цзюэсюэ, противоположная конфуцианской
хаосюэ, в греческой транскрипции может
быть названа агапософия.
Учение «Книги перемен» вырабатывает
свой термин и понятие философии, которые
не изрекаются в слове, но выражаются символически
в триграммах и гексаграммах.
Таким образом, китайская философия вводит
в мировую философскую культуру не один,
а сразу три термина и соответственно
три идеи философии.
Реставрация культуры Дао конфуцианством,
даосизмом начинается с духовной сущности.
Этим определяются исходные характеристики
древнекитайской философии:
1) В своих истоках и эволюции китайская
философия есть философия дао (в аналогах
инь и ян – это философия Дао и Дэ).
2) Китайская философия начинается
с решения духовно-нравственной проблематики.
3) Китайская философия сознает и именует
себя в специальных терминах, понятиях
и идеях, стоит вровень с мировой философией
и открывает путь историко-философской
компаративистики.
Древнее конфуцианство
представлено творчеством Конфуция (551-479
гг. до н.э.), Мэн-цзы (ок. 372 - ок. 289 гг. до
н.э.), частично Сюнь-цзы (ок. 313 – ок. 238 гг.)
и отражено в их сочинениях «Лунь юй»,
«Ли цзи», «Мэн-цзи», «Сюнь-цзы».
Конфуцианство базируется на вертикальной
составляющей архетипа у чан у син, мировоззренчески
обращено в будущее. Конфуцианский идеал
человека – благородный муж или сын правителя
(цзюньцзы). Он выдвигается в центр архетипа
Дао на место цзы как ставленник верхов.
Благородный муж центрирует Поднебесную
и превращает ее в одну социальную семью.
Основная задача благородного мужа пробудить
у народа веру к себе и повести его по пути
духовно-нравственного совершенствования
к новому цивилизованному Дао.
Подобно Лао-цзы, Конфуций отрицательно
оценивает наличное состояние Поднебесной.
«Великое Дао сокрылось во мраке», общество
«Великого единения» (да тун) разрушилось
и теперь нужно было через построение
общества «Малого процветания» (сяо кан)
идти к обществу «Великого процветания».
Выход к нему Конфуций видит в цивилизационных
духовно-нравственных началах.
Мудрец избирает в качестве путеводной
нити духовный архетип у чан у син. Поднебесная
считается одной семьей. Все ее звенья
соединяются отношениями сыновней почтительности
и братской любви. Эти отношения образуют
корень конфуцианской добродетели (дэ),
из которого взращивается человеколюбие
(жэнь), а из него – цивилизационное Дао.
Связи между верхами и низами общества
ритуализуются (ли) и скрепляются справедливостью/
долгом (и), доверием (синь) и почитанием
предков. Созданная таким образом система
проецируется на космос и становится социоприродной.
Космос антропоморфизируется и духовно-нравственные
нормы архетипа у чан у син начинают действовать
на человека с силой естественной необходимости.
Аналогично тому, как Лао-цзы считает себя
носителем естественности (цзы жань) в
Поднебесной, так и Конфуций полагает
себя единственным носителем культуры
(вэнь). В силу этого Лао-цзы и Конфуций
критически относятся друг к другу, что
отразилось в текстах «Дао дэ цзин» и «Лунь
юй» и положило начало историко-философской
традиции в китайской философии.
Мэн-цзы воспринял конфуцианское учение
и стиль философского диалога. Его учение
легло в основу конфуцианской концепции
политической организации общества, сердцевину
которой составляет доктрина «человеколюбивого
правления» (жэнь чжэн). В основе доктрины
лежат принципы:
- разделение всех людей Поднебесной на
тех, кто управляет (благородные мужи),
и тех, кем управляют (простолюдины);
- обеспечение зажиточной жизни народу;
- обучение народа.
В контексте конфуцианской задачи нравственного
совершенствования личности Мэн-цзы, определяя
нравственное достоинство человеческой
природы, пришел к выводу, что она добра.
Согласно Мэн-цзы, высшая нравственная
сила и предмет нравственного познания
- Небо, Дао Неба – искренность, Дао человека
– размышление об искренности и обучение
других. Первым из конфуцианцев Мэн-цзы
поставил вопрос о соотношении чувств
и разума (сердца) в процессе познания.
Сюнь-цзы, будучи конфуцианцем, испытал
значительное влияние даосизма, легизма
и моизма. За обширнейшие знания современные
ученые называют его «энциклопедистом
Древнего Китая».
Мировоззрение Сюнь-цзы основывалось
на понимании природы как естественной
реальности и источнике всего сущего.
Он отрицал раннеконфуцианское положение
о божественности воли Неба. Первым в истории
китайской философии Сюнь-цзы поставил
проблему о соотношении процессов, происходящих
в природе, и деятельности человека и дал
оптимистическое решение: познав естественное
пространство в Дао, человек может подчинить
себе Небо и Землю и заставить служить
себе вещи. Однако познать Дао может только
совершенный человек – благородный муж.
Дао познается в природном естестве, первая
ступень – восприятие чувствами, вторая
– размышление, третья – претворение
Дао в жизни.
Сюнь-цзы отчетливо подразделял природное
Дао и социальное Дао. Сущность последнего
составляют ритуал и долг справедливость,
которые необходимы для выправления злой
природы человека. Именно в этом аспекте
разворачивается философское учение Сюнь-цзы.
3.3 Воззрения школы легистов
Легизм зародился в 6 в. до н.э., окончательно
оформился к 3 в. до н.э. Название школы
происходит от понятия фа – закон. Основные
представители легистской школы Гуань
Чжун, Шан Ян, Хань Фэй, Шэнь Дао, Шэнь Бухай.
Легисты разработали концепцию государства,
в основу которой положили принцип равенства
всех перед законом. Главная цель учения
легистов заключалась в построении сильного
государства через укрепление государственного
аппарата, прежде всего силовых структур
и армии, и развитие земледелия.
Легизм подразделяется на три направления
соответственно трем легистским принципам:
- управление с помощью законов (фа) (Шан
Ян);
- власти, силы, авторитета (ши) (Шэнь Дао);
- метода, искусства власти (шу) (Шэнь Бухай).
Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) объединил эти
принципы в единой теории деспотической
власти, оставив в качестве центрального
принцип фа. Он подвел итог концептуальной
разработке легизма на пороге образования
первой китайской империи во главе с Циньши
Хуанди, который утвердил легизм в качестве
господствующей идеологии.
Древнекитайская философия Дао в составе
даосизма, конфуцианства и школы легистов
выработала собственные понятия и идеи
философии и оказала определяющее влияние
на развитие всей духовной культуры Китая.
Оно характеризуется
догматизацией конфуцианства, которое
вместе с его основателем возвышается
до религиозного почитания (1055 — дарование
роду Конфуция более высокого дворянского
звания, 1503 — причисление Конфуция к лику
святых, сооружение ему храмов, в которых,
однако, не было изображений святых). С
другой стороны, имеет место гонение на
даосистов (формальное запрещение даосизма — —
1183). Христианство, проникнув к тому времени
в Китай, смогло оказать влияние на китайскую
философию. Видным мыслителем XI века был
Чжан Цзай, один из основоположников неоконфуцианской
школы ли сюэ («учение о принципе»), также
известный как Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй
и Чжан-цзы (1020—1078).Его основные сочинения —
«Си мин» («Западная надпись»), «Дун мин»
(«Восточная надпись»), «Чжэн мэн» («Наставление
непросвещённым»), «Цзин сюэ ди ку» («Бездонность
принципов изучения канонов»), «И шо» («Учение
Канона перемен»). Чжан Цзай в своем учении
о человеке исходил из признания существования
в человеке двух «природ»- небесной и «эфирной».
Согласно Чжан Цзаю, ци (эфир) является
первоосновой как всех вещей, так и Вселенной
в целом. Ци заполняет великую пустоту
(тайсю). По мнению основателя юнцзяской
школы философа Е Ши (1150—1223), вселенная
образована из вещества, состоящего из
пяти первоэлементов и восьми видов вещества,
которые символически обозначаются восемью
триграммами. Из значительных мыслителей
более позднего времени следует упомянуть
Ван Янмина (1472—1529), который являлся посредником
между даосизмом и конфуцианством. Значительно
позднее выступает педагог Янь Юань (XVIII
век). Крупным мыслителем XVII века был философ-конфуцианец
Ван Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских
построений которого лежит учение о «Великой
пустоте» (тай сюй) одного из основоположников
неоконфуцианства Чжан Цзая (1020—1078). В
XVII веке протекает также деятельность
ученого-энциклопедиста(
Оригинальным и глубоким мыслителем XIX века в Китае был казненный вместе с пятью другими активными деятелями реформаторского движения один из организаторов и идеологов этого движения философ и поэт Тань Сытун (1865—1898). Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина (1893—1988). Известным популяризатором марксистской идеологии в Китае выступал философ Ай Сыци (1910—1966). Из принципов марксистского мировоззрения исходили также в своей исследовательской деятельности философы и историки китайской философской и общественной мысли Хоу Вайлу (1903—1987) и Ду Госян (1889—1961).В последнее десятилетие получили известность работы философа и геополитика Чжан Вэньму, касающиеся наиболее актуальных проблем глобализации и геостратегии.
Заключение
Из всего
вышесказанного можно выделить следующие
отличительные черты древнекитайской
философии:
1. Специфической
чертой китайской философии был принцип
рассмотрения мира (природа, человек и
его общество) как единого универсума,
все элементы которого взаимосвязаны
и находятся в динамичном равновесии.
2. Практичность,
ориентированность не на поиск и выработку
идеала, в соответствии с которым следовало
бы изменить реальность, а на поддержание
реальности такой, какая она есть. Отсюда
отсутствие сколько-нибудь серьезных
апелляций к сверхъестественному, базирование
на вполне достижимом идеале социальной,
этической и политической системы. Этот
идеал, конечно, освещен благословением
Неба, но для его воплощения в жизнь не
требовалось ничего невозможного. Все
теории должны просто ориентировать народ
на поддержание порядка. Поэтому в китайских
письменных памятниках очень подробно
рассматриваются способы управления государством
и способы самоусовершенствования человека.
3. Специфичность
древнекитайской философской мысли обусловлена
также употреблением в письменной речи
образно-символических знаков — иероглифов.
Пиктографическое письмо вырабатывало
эстетико-филологическое отношение к
тексту. Это неизбежно сказалось на содержательных
особенностях представлений о мире и человеке,
на культуре мышления древнекитайских
философов вообще.
4. Внутренне
китайская философия необычайно стабильна.
Основой такой стабильности было постоянное
подчеркивание исключительности китайского
способа мышления. Следствием его явилось
постепенное появление и закрепление
чувства превосходства китайского национального
умозрения, его нетерпимости ко всем другим
философским взглядам.
Древневосточная философия представляет
собой большую культурную ценность для
всего человечества. Ее идеи были интегрированы
в духовную среду Запада. Известные литераторы
Европы и России неоднократно обращались
к ней исключительно в положительном смысле.
Таким образом,
можно утверждать, что философская культура
Древнего Востока не замкнулась в себе
и проложила дорогу на Запад и в Россию.
1) Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов – «Философия: Учебник, 2-е изд.», перераб. и доп./. - М.: ТОН – Остожье, 2002. – 704с.
2) Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. – М., 1966. – 498с.
3) М.Л. Титаренко - Китайская философия. Энциклопедический словарь /– М., 1994. – 695с.
4) В.Т. Звиревич – Философия древнего мира и средник веков: учеб. пособие для вузов/ М.: Академический Проект, 2004. – 416с.
5) Лукьянов А.Е. - Начало древнекитайской философии («И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй»). – М., 1994. – 596с.
6) / Чанышев А.Н. – Философия древнего мира (история философии): Учебник для студ. вузовМ.: Высшая школа, 2003. – 703с.
Информация о работе Особенности древнекитайской философии. Философия управления